Консультация для педагогов. Коррекционные задания для закрепления речевых навыков.
методическая разработка по коррекционной педагогике
На основе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, мы осуществили попытку представить коррекционный процесс, равноправными звеньями которого является учитель-логопед и воспитатель. Мы предлагаем тематический принцип организации учебного материала. Учитель-логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения лексической темы работают в тесной взаимосвязи: воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, учитель-логопед углубляет и обеспечивает формирование речевых и неречевых навыков и умений. Изучение лексической темы осуществляется воспитателем не только в организации разнообразных занятий (обсуждение, рисование, лепка, аппликация, игра, прогулка и т.д.), но и в том числе в организации режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении всей недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publication_20761.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Коррекционные задания для закрепления речевых навыков.
На основе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, мы осуществили попытку представить коррекционный процесс, равноправными звеньями которого является учитель-логопед и воспитатель. Мы предлагаем тематический принцип организации учебного материала. Учитель-логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения лексической темы работают в тесной взаимосвязи: воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, учитель-логопед углубляет и обеспечивает формирование речевых и неречевых навыков и умений. Изучение лексической темы осуществляется воспитателем не только в организации разнообразных занятий (обсуждение, рисование, лепка, аппликация, игра, прогулка и т.д.), но и в том числе в организации режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении всей недели.
В данной работе можно увидеть, как распределяется коррекционный материал в процессе режимных моментов течение всей рабочей недели.
Коррекционные задания в учебно-воспитательной работе с детьми в процессе режимных моментов по закреплению речевых навыков и умений с использованием средств речевого этикета по лексической теме «Детский сад» представлены в таблице.
Режимные моменты | Период обучения | Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад» |
1 | 2 | 3 |
Утренний прием детей | 1 | Помочь детям овладеть средствами вербального общения. Учить детей использованию средств речевого этикета,«здравствуйте, доброе утро», обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации приветствия, запоминать имена детей, имена, отчества воспитателей «Здравствуй, Петя»- «Здравствуйте, Татьяна Николаевна!» |
Утренняя гимнастика | 1 | 1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению упражнений и движения с речью; координировать движения в соответствии с указаниями педагога. Ты и я, ты и я (дети указывают пальчиками друг на друга) Мы с тобой одна семья .( дети кладут руки на плечи друг другу) Вместе мы читаем, (раскрытые ладони перед собой) Вместе мы играем, (прыжки на правой, на левой ноге и вместе) Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши) Друзьям помогаем. 2.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики. |
Подготовка к завтраку (обеду, ужину) | 1 | 1.Правильно использовать лексику: существительные- имена, отчества воспитателя, помощника воспитателя, имена детей, названия игрушек, посуды; глаголы - носить, убирать, ставить, мыть с использованием средств речевого этикета «спасибо, пожалуйста». |
Подготовка к занятиям, занятие | 1 | 1.Правильно называть материалы, принадлежности, игрушки, используемые на занятиях и действия, производимые с их помощью: положить, разложить, класть, принести, убрать, носить 2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического, лексико-грамматического материала логопедических занятий по теме «Детский сад»(лексико-грамматические игры, контроль за поставленными звуками) 3.Формировать зрительно-моторную координацию; развивать тонкую моторику пальцев рук, соотносить слово с движением, д\и «Умелые пальцы»: Наши пальцы упражняем, Речь и память развиваем. Паровоз, паровоз нам игрушки привез: руки согнуты в локтях, имитируют движения поезда Куклу, мишку, мяч, машину и юлу- сгибаем пальцы в кулак, Все в корзину я сложу. начиная с большого |
Дежурство в уголке природы | 1 | Различать и правильно назвать некоторые комнатные растения (по программе). Сопровождать производимые действия речью: Я поливаю фиалку. Петя поливает фиалку. Толя рыхлит землю. Дети рыхлят землю. (составление простых предложений по действию) . |
Минутка отдыха | 1 | Учить детей слушать, воспринимать и понимать литературные произведения. Толкование содержания текста, беседа по вопросам. Чтение стихов о детском саде: Б.Иовлев «Сестренка»,Н.Найденова «Наши полотенца», «Ольга Павловна», «Новая девочка», А.Бродский «Новичок», О.Высотская «В нашем детском саду» |
Подготовка к прогулке (прогулка) | 1 | 1.Правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятиями одежда, обувь, времена года с использованием средств речевого этикета: «Татьяна Николаевна, помогите, пожалуйста, надеть куртку, шапку (завязать шарф, застегнуть ботинки). Лена, помоги, пожалуйста, завязать шарф) 2.Экскурсия по территории детского сада: сосредоточить внимание на наблюдении за изменениями в природе и объектами, находящимися на участке, определить существенные признаки предметов и явлений: прохладно, свежо, листья желтые, красные, коричневые, краснеют, падают, хрустят под ногами, кружатся. 3.Подвижные игры на понимание в тексте и использование в речи глаголов: «Мы листики осенние», «Мы веселые ребята», «Ты и я». 4.Индивидуально-подгрупповая работа: беседа по вопросам о детском саде: 1.Какой детский сад (красивый, большой, высокий). 2.Что растет вокруг детского сада? (деревья и цветы). 3.Как называется детский сад? («Колокольчик»). 4.Что делают дети в детском саду? Что дети делают на прогулке? 5.Кто встречает детей утром в детском саду? Как зовут воспитателя? |
Коррекционный час (индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда) | 1 | 1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики. 2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического материала индивидуально или с подгруппой детей. 3.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения лексико-грамматического материала логопедических занятий по лексической теме «Детский сад» по картинкам, игры с мячом 1. Расширение словаря детей: - слова-названия: спальня, коридор, раздевалка, туалет, группа, кабинет и др., слова-действия: играть, есть, заниматься, рисовать, играть, лепить и др., слова-признаки: большая, маленькая, светлая, широкая, высокая, чистая 2.Закрепление образования существительных единственного и множественного числа «Один-много»: спальня-спальни, кухня-кухни, игрушка-игрушки и т.д.; 3.Закрепление образования глаголов множественного числа: играет-играют, спит-спят, несет-несут, лепит-лепят и т.д. 4.Закрепление согласования существительных с личными местоимениями: моя (комната, игрушка, воспитательница, куртка, спальня, группа, раздевалка и т.д.); мой (зал, стул, стол, кабинет, бассейн, коридор и т.д); 5.Составление предложений по демонстрации действия Что делает воспитательница? – учит, объясняет, помогает, заботится, читает и т.д. Что делает помощник воспитателя? – моет, убирает, помогает, протирает, несет, чистит и т.д. Что делает повар? – жарит, варит, моет, режет, печет и т.д. Что делает логопед? – учит, читает, объясняет, помогает, заботится и т.д. 6.Составление коллективного рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» с помощью наводящих вопросов 7.Выполнение заданий по развитию зрительной памяти, мелкой моторики, логического мышления: работа с разрезными картинками, игры: «4 лишний», «Найди место предмета на картинке», «Что пропало?» |
Игры | 1 | Правильно использовать прямую и косвенную речь. Учить детей слышать грамматические и фонетические ошибки в речи других, закреплять полученные речевые навыки и умения, использовать речевой этикет. |
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Коррекционно-воспитательный процесс строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.
Список используемой литературы.
- Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Ю.Ф.Гаркуша, журнал «Дефектология» 1995 год
- Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., Дрофа 2010
- Л.Н.Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. Москва 2005
- Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР 3 уровня. 1 год обучения, 1 период. Авторы-составители: Е.П.Берлибо, В.Х. Петренко. Издательско-торговый дом «Корифей»Волгоград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коррекционных заданий в воспитательной работе с детьми для закрепления речевых навыков и умений
Использование коррекционных заданий в воспитательной работе с детьми для закрепления речевых навыков и умений...
Рекомендации логопеда при выполнении домашних заданий для закрепления произносительных навыков.
Если ваш малыш посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логоп...
Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков в летний период
Безусловно — самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки...
Рекомендации логопеда для родителей по закреплению речевых навыков у детей в летний период
занятия с ребенком дома в летний период ....
Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков у детей на летний период
Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков у детей на летний период...
Консультация учителя-логопеда "Закрепление речевых навыков у детей на период новогодних каникул"
....
«Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР»
Совместная деятельность логопеда и воспитателя Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с р...