Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности
в рамках ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchyonnyy_pedagogicheskiy_opyt_uchitelya-logopeda_.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности
в рамках ФГОС ДО»
Условия формирования опыта
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые вывели педагогов на новый уровень педагогической рефлексии и позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.
Новизна опыта.
Опыт можно обозначить как коллективный, новаторский, поскольку он соответствует тенденциям общественного развития, социальному заказу, т.к. в нём представлены эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с ФГТ. Использование опыта в работе учителя-логопеда показало повышение результативности и эффективности. Введение ИКТ значительно сократило время для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития без перегрузки детей дополнительными занятиями.
Адресность опыта.
Данный опыт может быть использован педагогами детского сада, учителями-логопедами, родителями дошкольников.
Система работы по внедрению ИКТ в работу учителя-логопеда.
Система работы по внедрению ИК технологии включает три направления: использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда, во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями, в коррекционной работе с детьми.
Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда.
Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:
- оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);
- создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.
- использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.
- использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudioPlus, WindowsMovieMaker, AdobePhotoshopCS3, MicrosoftOffice) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды.
В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки.С некоторыми образцами можно познакомиться в Приложении 1.
Также появилась возможность:
- создания электронного портфолио педагога.
В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.
Пользование информационной сетью Интернет привело к тому, что педагог получил возможность:
- узнавать из Интернета самые последние новости в сфере
образования;
- знакомиться с новинками педагогической литературы;
- обмениваться профессиональным опытом в Сети;
- находить нужные материалы для работы;
- презентовать себя в Сети, ведя личный блог, создавая сайт или
страницу на сайте учреждения.
Использование ИКТ во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями.
ИКТ позволили изменить условия взаимодействия с педагогами и родителями. Эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.
Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.
- Мультимедиа - презентация может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Учитель-логопед, владеющий всеми программами, позволяющими создать полноценную презентацию, может привнести эффект наглядности и усилить качество усвоения материала.
- Организуются видеогостинные, отражающие жизнь ребенка в ДОУ. Подборка видеозарисовок о повседневной жизни детского сада и ее воспитанников интересна родителям, поскольку она позволяют увидеть ребенка вне дома.
- Создаются мини-фильмы с целью введения родителей в проблему тематических консультаций, обучающие фильмы с целью формирования представлений о предмете консультирования.
Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми.
Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития.У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.
Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи.В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.
Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции, представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно проводить гимнастику для глаз.
Этапы реализации опыта
Работа учителя-логопеда с детьми включает в себя диагностический
блок и профилактически-коррекционный.
- Диагностический блок. Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для обследования. Обследование с использованием электронной версии альбома, на мой взгляд, имеет множество плюсов и облегчает работу специалиста. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Он представляет собой систематизированный и иллюстрированный материал для стандартного логопедического обследования всех сторон устной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста. Данный альбом имеет звуковое сопровождение: инструкции к заданиям, образцы ответов, аудиозапись текстов для пересказа. Картинный материал отвечает дидактическим требованиям. Пособие построено таким образом, что учитель-логопед может проводить, как полное обследование, так и частичное. Электронная версия позволяет более мобильно находить нужный материал для обследования, включать в него необходимые разделы, проводить при необходимости экспресс-диагностику.
Для отслеживания динамики усвоения программного материала нами были разработаны электронные тесты в программах-тесторах: «Гласные буквы», «Гласные и согласные звуки», «Твёрдые и мягкие согласные». Тесторы позволяют получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала, при необходимости своевременно его скорректировать, а также ребёнок может сразу увидеть оценивание работы, наличие или отсутствие ошибок.
- Профилактически-коррекционный блок. Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Групповое занятие может сопровождаться мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. ММ компонент помогает педагогу четко структурировать занятие, повысить качество демонстрационного материала, позволяет ввести интерактивный метод в обучение.
Технология дифференцированного обучения предполагает проводить коррекционное воздействие через индивидуальные занятия. Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует много времени и сил, как от ребенка, так и от педагога. Основной прием коррекционной работы – это повторяющиеся упражнения. В результате таких повторений возникает нужный навык. Но, если не проводить специальную психологическую работу, интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия носят монотонный характер, вследствие чего падает результативность коррекции. Использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяет создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу, поддерживать его длительное время. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.
Использование мультимедийных средств в планировании фрагментарного индивидуального логопедического воздействия на ребенка позволяет преодолеть неуспех или затруднения в более быстрые сроки и является одним из методов технологии полного усвоения программы и дифференцированного подхода к коррекции.
Если при выполнении компьютерных заданий ребенок может пользоваться самопроверкой, то возрастает его активность, сознательность, самостоятельность в решении собственных проблем, что повышает самооценку и осознанное представление о динамике и успехах, и, в конечном счете, приводит каждого ребенка к высокому уровню успешности.
В интернете есть множество детских сайтов, на которых можно получить информацию по воспитанию, развитию детей, найти игры для дошкольников, аудио-сказки, загадки, тесты, раскраски, детские пазлы, конкурсы, головоломки. Творческие педагоги всегда могут использовать предложенные образовательные ресурсы в той или иной степени в различных сферах деятельности. Но подходить к этому нужно тщательно анализируя возможности предложенного материала. Есть множество детских игр, которые не всегда позволяют решить обучающую задачу, поскольку не всегда отвечают общедидактическим принципам обучения, возрастным и психологическим особенностям детей.
Часто бывает так, что ребенок не может справиться с поставленной задачей, поскольку не обладает знаниями и умениями, необходимыми для данной программы.
Все ЭОР, представленные в сетях Интернет, как правило, направлены на закрепление того или иного навыка или умения. А коррекция речевого нарушения представляет собой многоэтапный процесс формирования данного умения или навыка. Поэтому использование готовых ЭОР происходит на заключительных этапах работы. Коррекционные задачи лучше дробить на более мелкие и составлять индивидуальные компьютерные задания для каждого ребенка, исходя из его собственных затруднений. Использовать их для других детей можно в том случае, если все эти дети испытывают одинаковые трудности. Такие задания составляют часть индивидуальной работы. Они могут выполняться, как совместно учителем-логопедом и ребенком, с частичной помощью учителя-логопеда либо самостоятельно ребенком.
Для создания ЭОР лучше всего подходит программа PowerPoint. С её помощью составляются короткие компьютерные задания, рассчитанные на решение одной или двух коррекционных задач. Положительный момент данной программы заключается в том, что в ней легко и быстро можно создать индивидуальные задания для конкретного ребенкак любому появившемуся стойкому затруднению. Учитель-логопед может максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционное воздействие по преодолению недостатков речи детей, может динамично и дозировано отреагировать на неуспех воспитанника (т.е. добавить КП именно на том этапе, на котором ребенку требуется дополнительная помощь, в нужной степени сложности и в нужном объеме).
Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию PowerPoint, и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Если дома есть компьютер, то мини-игры можно давать родителям для отработки затруднений в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление.
Введение компьютера в коррекционную работу позволило воплотить мечту каждого логопеда о формировании самоконтроля ребенка через анализ собственной звучащей речи. При прослушивании воспроизведенного текста ребенок находит собственные ошибки и исправляет их. Данная операция позволяет в более быстрые сроки формировать самоконтроль за правильным звукопроизношением.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.
Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях. Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в учебный процесс детей с ОВЗ.
При формировании личностных предпосылок УУД компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях:
- делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;
- делать то, чего не делали раньше;
- по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования личностных УУД у детей учитель-логопед может внедрять компьютер? Да практически на любых:
- на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
- на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
- на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
- на этапе развития связной речи.
Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Одной из центральных проблем в коррекционной работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития предпосылок личностных УУД в процессе коррекционно-педагогической деятельности я использую современные интерактивные игры портала «Мерсибо».
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, я использую в своей работе такую инновационную технологию как «Мерсибо» и пользуюсь интерактивными играми в разных видах деятельности. Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:
- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
На интерактивном педагогическом портале (ИПП) «Мерсибо» имею свой личный кабинет специалиста КРО. Являюсь активным пользователем ИПП «Мерсибо», имею доступ ко многим интерактивным играм, которые есть на этом портале.
Одной из предпосылок личностных УУД является: формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п. Осваивая игры «Мерсибо», дошкольники с удовольствием спасают «бедных овечек» от волка, принцессу от злого дракона; оказывают помощь на пожаре; помогают мышке утащить сосиску из-под носа кота. Помогают зайцу убежать от волка; Буратино – от Карабаса-Барабаса; сочувствуют Колобку; помогают сыщику Щеглову и таксе Чемоданке найти след.
Интерактивные игры дают возможность ребенку почувствовать себя в роли учителя. Это он учит Робота писать, исправляет ошибки Художника и помогает Волку запомнить написание букв. Такая игра в «школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь.
Портал «Мерсибо» предлагает дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания. Педагоги, в свою очередь, могут взять на вооружение дополнительные задания от «Мерсибо» и составить свои пособия, учитывая индивидуальные возможности ребенка.
И в заключении хочу сказать, что успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД согласно ФГОС ДО.
Таким образом, использование ИКТ для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования. И наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.
Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и результативность педагогического воздействия. Интегрирование обычного занятия с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Интерактивные возможности ИКТ, положительная мотивация и непроизвольное внимание детей позволяют повысить инициативность каждого ребенка на занятии.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием
1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют своему содержанию принципу научности. Поэтому стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
3. Принцип доступности. Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.
4. Принцип систематичности и последовательностиобучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.
8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.
9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.
Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.
Распространение опыта
- Выступление «Использование ИКТ для формирования предпосылок личностных УУД в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО» на МО учителей-логопедов.
- Мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ «Использование современных интерактивных игр в работе логопеда с учетом ФГОС ДО».
- Сертификаты о создании своего персонального мини- сайта nsportal.ru и размещение электронного портфолио.
- Размещение материалов из опыта работы на сайтах: «nsportal.ru», http://
Результативность опыта
Использование в своей практике готовых компьютерных программ увеличивает возможность логопеда применять разнообразные развивающие упражнения и игры для детей. Включать задания на развитие: памяти, - внимания, мелкой моторики рук, воображения, концентрации и устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, связной речи. И не менее важное, развить у детей фантазию и воображение, знакомить с различными эмоциями и их выражением. Вводить в ход занятий специальные задания - для того, чтобы поднять ребенку настроение, показать ему его собственные положительные стороны, помочь победить страхи или же просто дать возможность отдохнуть. Все игры и упражнения четко систематизированы (в зависимости от уровня их сложности), что очень удобно для планирования занятий с ребенком. Занятия могут проводиться с любым видом речевых нарушений и возраста дошкольника, меняется лишь подход. Логопед, прежде всего, учитывает результаты диагностики, знает своих детей и легко сможет применить все задания на практике
Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями награждение грамотой В дальнейшем вижу необходимость обучения родителей грамотному использованию компьютера, с целью, применения в домашних условиях развивающих программ. Тесное взаимодействие в данном направлении логопеда и родителей, является наиболее перспективным на современном этапе. Планирую шире использовать компьютер в диагностических целях, продолжать искать пути применения современных развивающих технологий в области логопедии, оптимизируя и повышая качество коррекционной работы с дошкольниками. По результатам многолетнего опыта, учитывая совместную деятельность, всех участников образовательного процесса 98% наших детей выпускаются со стабильными результатами. Комплексный подход в воспитании и развитии каждого ребёнка, специалистами образовательного пространства нашего ДОУ, позволяет выпускникам успешно продолжать обучение в школе.
Перспектива опыта
В дальнейшем планирую:
- Продолжать внедрять ИКТ в свою практику.
- Разработать видеоматериалы обучающего характера для детей и родителей по различным направлениям логопедической коррекции; мультимедийные презентации иллюстративного характера для расширения и обогащения словаря, а так же в качестве сопровождения к занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"
В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...
Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Обобщённый педагогический опыт Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
«Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»
Из опыта работы «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»...
Обобщённый педагогический опыт работы Тема опыта: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Тема опыта:«Развитие коммуникативных умений дошкольниковсредствами театрализованной деятельности»...
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда
laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельностив рамках ФГОС Д...
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №49 «Настенька» Поздняковой Вероники Владимировны
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №49 «Настенька»Поздняковой Вероники Владимировны...