Сказки для коррекции и развития эмоционально - волевой сферы дошкольников
картотека по коррекционной педагогике

Воробьева Галина Федоровна

Сказка  - лекарство для детской души!

Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и эмоций. Сказка расслабляет, позволяет ребенку осознать, что он не один испытывает подобные трудности, а главное, все они преодолимы. Сказка также многогранна, как и наша жизнь, именно это делает сказку эффективным коррекционно-развивающим средством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СКАЗКИ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ»

"СКАЗКА  ПРО КОЛЮ И ЕГО ДРУЗЕЙ"

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ДРАТЬСЯ

                                                                                                                    Людмила Цвирко

C:\Users\Вика\Pictures\Картинки 5\60.gif

Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

- Гав-гав! - поприветствовал его пес.

- Мяу, как спалось? - спросил кот.

Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.

- Тук-тук! - поприветствовал его дятел.

- Ку-ку! - сказала кукушка.

- Привет! - пропищал муравей.

        Коля подошел к березке и сломал ветку.

- Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

- Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Коля.

Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

"СКАЗКА ПРО ЗАЙЦА - ЗАБИЯКУ"

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЕЗЕТ В ДРАКУ

                                                                                                                  Ирина Гурина

Однажды Зайцу приснился удивительный сон. Увидел он свой родной лес, знакомых зверей и птиц. Только одно было удивительно - все они его боялись.

- Смотрите, - говорит лиса. - Вон идёт великий Заяц. Он победил меня вчера, и теперь я должна каждый день приносить ему на завтрак капусту.

- Да-да, - соглашается волк. - Это самый великий Заяц. Меня он тоже победил, и теперь я должен каждый день на обед приносить ему морковь!

- Точно, это величайший в мире Заяц! - ревёт медведь. - Он меня вчера так побил, что теперь я должен каждый вечер приносить ему на ужин мёд! Иначе он меня вообще из леса выгонит!

- Смотрите все - вон идёт великий и могучий Заяц! - стрекотали сороки.

- Великий, великий, - поддакивали белки.

- Вели-КВА-лепный, вели-КВА-лепный, - квакали лягушки.

А Заяц вышагивает по тропинке, гордо задрав голову, и расталкивает всех встречных.

Видит - под кустом малины спит медведь. Заяц подошёл к нему да как даст ему лапой. Медведь так и покатился кувырком!

- Не смей есть мою малину, косолапый, - закричал вслед ему Заяц.

Идёт он дальше, а у речки сидит волк, рыбу ловит. Подошёл к нему Заяц да как ударит волка по спине. Волк бултых в воду! Сидит и вылезать боится.

- Не смей в моей речке рыбу ловить, - погрозил ему кулаком Заяц.

Поскакал Заяц дальше, а навстречу ему лиса с лукошком яблок. Увидала Зайца, издали кланяться начала. Но Косой все равно лукошко у неё отобрал, а саму рыжую ещё и побил:

- Не смей в моём лесу яблоки собирать! Шёл он, шёл по лесу… и проснулся. Потянулся Заяц, выглянул в окошко и думает:

- И чего я раньше всех боялся? Надо показать, кто в лесу хозяин!

Вышел он на опушку да как закричит:

- Берегитесь, звери! Это я, великий Заяц, проснулся!

- Хи-хи-хи, - тоненько захихикали белочки.

- Ха-ха-ха, - басовито захохотал старый кабан.

- Ах, смеетесь! Ну, я вам сейчас покажу! - воскликнул Заяц и сердито затопотал по тропинке.

Смотрит - а навстречу ему ёжик торопится, на спинке грибы несёт.

- А ну-ка, отдавай мои грибы! - крикнул Заяц да как стукнет ёжика, и сам тут же заплакал. - Ой-ой-ой! Какой ты колючий!

- А ты приставучий! - ответил ёжик. - Зачем дерёшься? Если тебе нужны яблоки, то иди и собирай сам!

- Но я же великий и могучий Заяц, меня все боятся и уважают!

- Ты глупый! - ответил ёжик. - Никто тебя не боится. Драчунов не любят и не уважают!

- Что же делать? - спросил Заяц.

Но ёжик его уже не слышал. Он побежал по тропинке дальше по своим делам.

Грустный-прегрустный побрел Заяц домой.

- Ух! - ухнула старая мудрая сова. - Уважают не за силу, а за добрые дела!

- Глупости, - махнул лапкой Заяц.

Не доходя до поляны, на которой стоял его домик, он вдруг услышал чьи-то жалобные всхлипывания.

- Эй, кто там? - крикнул Заяц.

- Это я, медвежонок! - раздалось из кустов.

Заяц раздвинул густые ветки и увидел маленького медвежонка. Его лапка застряла между корней старого дуба, и малыш никак не мог освободиться.

- Эх ты, глупыш! Сейчас я тебе помогу, - сказал Заяц и начал ломать старые сучья.

Как только медвежонок освободился, он радостно запрыгал вокруг Зайца и запел:

Ты теперь мой лучший друг!

И пусть знают все вокруг:

Ты великий и могучий,

Самый смелый, самый лучший!

Заяц засмущался, а потом спросил:

- Ты, и правда, так думаешь?

- Конечно! - воскликнул медвежонок.

- Заяц - лучший друг медвежонка! Заяц спас медвежонка! Заяц - герой! - застрекотали сороки и понесли новость по лесу.

- Вот видишь! - сказала Зайцу сова. - Теперь тебя будут уважать не во сне, а наяву. И вовсе незачем драться для этого! Я же говорила: уважают не за силу, а за добрые дела!

"СКАЗКА О ПРОПАВШЕЙ УЛЫБКЕ"

ДЛЯ ТЕХ, КТО ОГРЫЗАЕТСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ

Проанализируйте ситуацию. Почему ребёнок начал огрызаться? Когда это началось, после какого события? Может быть, вы чем-то обидели малыша, не выполнили какое-либо своё обещание. Может быть, он хочет до вас что-то донести, но не знает другого способа, кроме как огрызаться. Посмотрите, не подает ли кто-нибудь из близких ребёнку людей такой пример общения. Постарайтесь устранить все возможные причины.

СКАЗКА О ПРОПАВШЕЙ УЛЫБКЕ

                                                                                                                        Дина Трушина

Жили-были где-то далеко мама Катя и дочка Сашенька. И было дочке три с половиной года. Росла Сашенька очень хорошей девочкой, и все её любили. Особенно когда она улыбалась. Казалось, даже солнышко светит ярче. Все и всегда радовались этой девочке, и всё ей было можно. Но вот что из этого получилось.

Как-то осенью пошли мама с Сашенькой гулять в парк. Вдруг Саша увидела, что недалеко продается мороженое, и требовательно сказала: «Хочу мороженого! Купи!». Но мама Катя не захотела покупать: «У тебя горлышко немножко красное, ты можешь опять заболеть», - сказала она. Саша не привыкла, что ей отказывают, разозлилась и громко сказала: «Ты нехорошая, плохая мама!» - а лицо у неё стало противным и капризным.

Рядом на скамейке сидела старушка, с виду обыкновенная, совсем как твоя бабушка. Не выдержала она и сказала девочке: «Разве можно так говорить с мамой!» Но девочка ей ответила: «Не твое дело, бабка! Моя мама, что хочу, то и говорю!» А бабушка эта была не просто старушка, а фея - не злая и не добрая, а очень справедливая. И решила она проучить девочку, чтобы она больше никогда не обижала свою маму. Она направила свой волшебный зонтик на Сашу и прошептала волшебные слова:

«Кто обидит свою маму,

станет злым и некрасивым,

Но когда ты станешь лучше,

расколдую я тебя…»

Расстроенная таким невежливым Сашиным поведением, мама Катя ничего не заметила и повела дочку домой. А Сашенька разучилась смеяться и улыбаться.

Повела мама дочку гулять. Все дети играют, смеются, а Саша рядом стоит, грустная-грустная…

Повёз папа дочку в цирк. По арене бегают веселые клоуны, смешат публику, дети веселятся, хлопают в ладоши, а у Сашеньки ротик совсем не хочет улыбаться. И какая-то она некрасивая, сердитая. Забеспокоились родители - что с ребёнком случилось? Стали они ей рассказывать веселые стихи и сказки, стали сами смешить дочку - а она, как Несмеяна, грустит и плачет.

Прошла зима. Однажды весной мама снова повела Сашу гулять в парк. Сели они на скамейку, на которой уже отдыхал какой-то старичок. Наверное, тоже волшебный. Сашенька сидит, скучает, из глаз слезы катятся. «Почему Ваша девочка такая грустная?» - тихонько спросил старичок у мамы Кати. Мама вздохнула и рассказала, что раньше дочка была веселая, но однажды обидела маму и разучилась веселиться и улыбаться. «Вашему горю можно помочь», -сказал старичок. - «Пусть девочка научится делать добрые дела - улыбка и вернется».

Решила девочка делать добрые дела, а как - не знает. «Мама, научи, как делать добрые дела», - попросила она маму. И стала мама ей подсказывать.

Однажды на прогулке какой-то малыш упал и заплакал. Саша подбежала к нему, подняла с земли, отряхнула одежду и руки и сказала: «Не плачь, все пройдет». Мама малыша сказала ей, что она умница. И Сашенька немного улыбнулась. В другой раз девочка сама взяла тряпку и вытерла колеса велосипеда после улицы. Папа очень удивился и похвалил дочку - и ещё немножко вернулась к Саше улыбка. Девочка очень старалась - помогала маме мыть посуду, убирала на место свои игрушки, делилась с малышами в песочнице формочками и всегда говорила только хорошие слова. Мама очень радовалась, глядя на Сашеньку, но улыбка пока не возвращалась насовсем, а только на минуточку.

Когда Саша и мама гуляли в парке, неожиданно встретилась та самая старушка, которая заколдовала девочку. Но Саша теперь стала хорошей и поздоровалась со старушкой. «Как тебя зовут?», - спросила фея. «Саша», - ответила девочка. - «А Вас как зовут?». «Марья Ивановна». Мама тоже познакомилась с феей и рассказала ей о Сашиной беде, о том, что пока не возвращается Сашина улыбка. Старушка спросила, не обижает ли девочка маму и папу. «Никогда!» - сказала мама. Фея поняла, что Саша опять стала хорошей девочкой, и решила расколдовать её. Она сказала Саше: «Сейчас к тебе вернется твоя улыбка, но не забывай, что она иногда теряется». С этими словами фея направила на девочку свой волшебный зонтик и прошептала волшебные слова:

«Стала, Саша, ты хорошей,

Любишь всех и помогаешь.

И за это, Александра,

Расколдую я тебя…»

Так улыбка вернулась на красивое Сашино личико. А мама, прощаясь, тихо шепнула старушке: «Спасибо!»

СКАЗКА ПРО КОШКУ МУРКУ

ДЛЯ ТЕХ, КТО ОБИЖАЕТ ЖИВОТНЫХ

В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочитайте её ребёнку перед сном.

На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!

СКАЗКА ПРО КОШКУ МУРКУ

Ирина Маниченко

Жили-были в доме хозяин, хозяйка и маленький мальчик. У них была маленькая кошечка Мурка. Хозяева её очень любили и никогда не били, а только гладили. Жили они, жили, и вот, однажды, хозяева ушли из дома по своим делам, а окошко закрыть забыли. Дома осталась только Мурка. Она долго сидела у открытого окна и смотрела на улицу. Ей было очень интересно, что же там происходит.

И вдруг Мурка увидела воробья и выпрыгнула за ним из окна. Но воробей улетел, а Мурка осталась одна. Раньше она не была на улице никогда и теперь не знала, куда ей идти. Она села под деревом около дома и стала ждать, когда же придут за ней хозяева.

Скоро стемнело и стало холодно, Мурка совсем замерзла, но хозяева не возвращались. Мимо проходила какая-то тетя, она увидела Мурку, нагнулась и сказала: «Ой, ты чья, Киса? Ты совсем замерзла и дрожишь. Пойдем со мной, я дам тебе покушать». И забрала Мурку к себе жить.

У тети дома была дочка - маленькая девочка Оля. Она никогда раньше не видела кошек и очень обрадовалась, когда её мама принесла Мурку домой. Оля не знала, как надо дружить с кошками, и стала её хлопать по голове и таскать за хвост. Оля думала, что кошке так будет интересно играть. А Мурка только жалобно мяукала.

«Ой, - думала Мурка. - Почему эта девочка меня так обижает? Раньше меня никогда не обижали, а сейчас у меня так болит хвостик, когда меня Оля таскает. И по голове меня бьёт, а мне это очень не нравится». И стала Мурка жалобно мяукать и убегать от девочки, как только Оля хотела с ней поиграть.

«И почему она со мной играть не хочет? Чего ей не нравится?» - не понимала Оля.

И вот, однажды ночью, Оле приснился сон. Она увидела, как к ним домой пришла Кошачья Фея и превратила Олю в кошку Мурку, а Мурку сделала Олей. Сначала Оле было очень интересно, и ей даже понравилось быть кошкой, но потом пришла её новая хозяйка и стала с ней играть: тянуть за хвост, бить по голове, дёргать за усы и лапы. Кошка-Оля испугалась, забилась в самый дальний угол комнаты под кровать и заплакала: «Не хочу быть больше кошкой - это так больно! Хочу снова стать девочкой!»

Оля проснулась вся в слезах. Но потом она поняла, что это был всего лишь сон, и очень обрадовалась - она была по-прежнему девочка, а кошка Мурка спала рядом с ней на кровати, свернувшись калачиком.

И тут Оля вспомнила, как плохо ей жилось в роли кошки, как ей было больно и обидно. Она взяла Мурку на руки, ласково погладила и сказала: «Прости меня, Мурочка! Я поняла, как с тобой нужно играть, а обижать тебя я больше никогда не буду и другим не позволю. Ты теперь под моей защитой!»

И стали Оля и Мурка лучшими друзьями. Оля гладила Мурку по голове, чесала за ушком, поила вкусным молоком. А когда Мурка хотела поиграть, привязывала бумажку на ниточку и убегала, а Мурка с радостью гналась за ней.

СКАЗКА ДЛЯ ДИМЫ, КОТОРЫЙ КОЛОТИЛ МАМУ ДО СИНЯКОВ

МОГУЧИЙ ДУБ И МАЛЕНЬКИЙ КАБАНЧИК

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

 На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

 Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

 Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

 Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

 «Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг.

— Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.

— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб. —Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

— Почему? — огорчился кабанчик.

 — Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

 Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

 — Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.

— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?

— Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы.

 В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.

 Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»

 И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

 В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СЛОВЕСНУЮ АГРЕССИЮ

КРОКОДИЛЬЧИК

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть.

Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

Правила общения с агрессивным ребенком

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  • Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.
  • Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  • Развивать способность к сопереживанию.
  • Учить брать ответственность на себя.


Предварительный просмотр:

«СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ»

СКАЗКА "КАК АНДРЮША ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАЛ" ДЛЯ СТЕСНИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из-за этого. Это не значит, что ваш ребёнок «плохой» или «какой-то не такой». Это нормальное явление. Просто дайте малышу больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или к новым людям. Некоторым детям хватает 15 минут, чтобы почувствовать себя спокойно, а другим, возможно, понадобится целый час. Но постепенно, со временем, этот период будет становиться всё короче. 

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, которые ведут себя более раскованно. Старайтесь не подталкивать его и не тормошить: «Ну, ты что? Ну как тебе не стыдно? Иди, поиграй» и т. п., а просто оставьте его в покое. Лучше помогите правильно оценить обстановку, покажите всем своим видом, что вы рады гостям, что всё в порядке. Тогда малыш быстрее расслабится и станет самим собой.

КАК АНДРЮША ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАЛ

Татьяна Холкина

Андрюша - очень смелый мальчик. Он не боялся ни тигра, ни грома, ни даже пылесоса. (Чего он ещё не боится?) Он боялся только гостей - вернее, он их стеснялся! И когда гости приходили к ним домой, он с ними не здоровался, не разговаривал, а прятался под кровать (как ещё он стеснялся?) или закрывал глаза и притворялся чем-нибудь незаметным - шваброй, тумбочкой, велосипедом. Гости очень удивлялись и начинали громко искать его: «Где же Андрюша? Мы его не видим! Где мальчик? И откуда тут взялась тумбочка?»

А один раз, когда пришли гости, Андрюша вдруг превратился в мышку! Увидел норку и кинулся к ней со всех ног - прятаться. Но не тут-то было - к этой же норке вприпрыжку бежал другой мышонок. Андрюша с мышонком столкнулись лбами у самого входа в норку. Сначала оба испугались, а потом обрадовались и подружились.

- Я удрал от кошки! - пропищал мышонок. - Она хотела поймать меня и съесть! А ты от кого прячешься?

- Я от гостей, они сейчас сюда придут, - прошептал Андрюша. - Я их боюсь!

- А кто такие гости? Они очень страшные? Они тоже тебя съесть хотят? - испуганно спросил мышонок.

- Нет, что ты, - ответил Андрюша. - Они мальчиков не едят. Они со мной хотят поздороваться!

- Как это? - затрясся от ужаса мышонок. - Как это поздороваться?!

И закричал в норку: «Мыши, спасайтесь, гости идут! Сейчас здороваться будут!!!»

Мыши в норке заметались, в ужасе запищали:

- Ой, мы пропали! Ужасные гости сейчас с нами поздороваются! Горе нам, горе!

Они прятались друг за дружку, закрывали глаза, лезли под кровать (повторить, как ребёнок стесняется).

Андрюше сначала стало смешно, как мышки гостей боятся, глупые трусишки, мелочь с хвостиком! А потом ему стало стыдно - он же и сам от гостей прячется, как будто они его съесть могут.

- Нет, они не страшные, - попытался он успокоить мышей. - Они даже очень-очень хорошие, не бойтесь, - но мыши не верили. - Ну, хотите, я сейчас к ним выйду, поздороваюсь, и ничего со мной не случится! Честно-честно! А потом мы с ними чай пить будем. С тортиком!

- А ты меня угостишь крошками от торта? - заинтересовался мышонок.

- Обязательно! - пообещал Андрюша своему новому Другу.

Андрей снова превратился в мальчика и отважно поздоровался с гостями:

- Здравствуйте!

А из норки на него смотрели все мыши и удивлялись, какой это смелый мальчик.

Гости тоже удивились, что Андрюша их больше не стесняется. И обрадовались. И все вместе пошли пить чай с крошками от торта. Ой, нет, не с крошками, а с тортом! Крошки Андрюша мышкам в норку отнес!

А маленький мышонок всем хвастался:

- Это Андрюша, мой друг. Он очень смелый! Он не боится ни кошки, ни грома, ни пылесоса. Он даже с гостями не боится здороваться!

"СКАЗКА ПРО СМЕЛОГО АЛЁШУ"

ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ТЕМНЫХ КОМНАТ

"Сказка про смелого Алёшу" для детей, которые боятся темных комнат

Боязнь темноты - один из наиболее распространённых страхов у детей. Для многих детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

Некоторые родители в воспитательных целях пугают детей серым волком, бабой-ягой, милицией, злым дядей и т. п. Очень важно этого никогда не делать! Во-первых, ребёнок начнёт бояться, и не только темноты. А во-вторых, когда подрастёт, он поймёт, что вы его обманывали и перестанет вам доверять.

Возможно, ребёнок много смотрит мультфильмов или фильмов с различными чудовищами. Постарайтесь ограничить время просмотра. Покупайте только радостные, добрые, жизнеутверждающие мультфильмы, игрушки, читайте добрые книги. Проанализируйте, почему ребёнок начал бояться темноты. Когда это началось? После какого случая? Устраните все возможные причины. Сделайте так, чтобы в детской комнате всегда жила радость, любовь и спокойствие.

СКАЗКА ПРО СМЕЛОГО АЛЁШУ

Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

        Алёша - очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы - всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.        

- Эй, - раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. - Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.

- Кто здесь? - в ужасе прошептал Алёша.

- Это я - сонный гном, - ответила подушка и пошевелилась.        

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?

Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.

- Фу, как там душно сидеть! - заворчал гном, разглаживая складки на курточке.

- А зачем Вы туда забрались? - вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.

- Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, - ответил гном. - Я же сказал, что я - сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.

- Я не могу заснуть, - всхлипнул Алёша. - Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!

- Не вижу! - удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.

- Никого нет! Никого нет! - послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.

Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.

Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

- Вот видишь, - улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:

- А что это за белые пятна ползали по потолку?

- Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?

- А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.

- Конечно, - важно кивнул гном. - Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.

- А какое заклинание? - спросил Алёша.

Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:

Хлоп в ладоши: бах-бабах!

Словно шарик, лопнул страх!

Бяки-буки, ну-ка, кыш!

Не боится вас малыш!

- Запомнил?

- Да, - пробормотал Алёша, засыпая. - Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.

- Ну, смотри, - гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.

С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

СКАЗКА "БУМ-БУМ-БУМ"

ДЛЯ ТЕХ, КТО БОИТСЯ ТЕМНОТЫ

Михаил Андрианов

- Бум-бум-бум, - что-то постучало в тёмной комнате.

- Мне страшно, кто это? - спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто-то здесь есть, - косясь по сторонам, прошептала Вика. - Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

- Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

- Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись, друг к другу.

- Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? - думалось Вике.

- Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

- Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, - тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

- Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

- Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

- Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, - прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

- Смотри, смотри.

- Где?

- Там, занавески.

- Что занавески?

- Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

- Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

- Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

- А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, -предложила Вика.

- Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

- Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески - за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

-Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, - прошептала Вика, - ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

- А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, - предложила Вика.

- Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое - это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

- Как я раньше не догадалась, - подумала Вика, - целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

СКАЗКА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЖЕЛАЕТ СПАТЬ ОТДЕЛЬНО

"КАК АНДРЮША СВОЙ СОН ИСКАЛ"

Ведь дети никогда ничего не делают просто так. Значит? по каким-то причинам ребёнку необходим сон вместе с вами: может быть, ему не хватает вашего внимания, и он чувствует себя одиноким и покинутым, или просто боится темноты. В любом случае, постарайтесь устранить все возможные причины такого поведения малыша.

Если ребёнку не хватает вашего внимания, то нет ничего страшного, если он поспит какое-то время вместе с вами. Это только поможет укрепить ваши с ним отношения и решит внутреннюю проблему малыша.

КАК АНДРЮША СВОЙ СОН ИСКАЛ

Татьяна Холкина

Надоело Андрюше спать в своей кроватке. Скучно же - каждую ночь в своей кровати, на своей подушке. А вот хочу на маминой - папиной!

И лег Андрюша на мамину подушку. Стал засыпать, чувствует: сон подкрадывается.

- Ой, - удивился Сон, - кто это тут? Это не мама, нет.

- Да это я - Андрюша. А ты кто?

- А я - Мамин Сон, и это моя подушка и моя кровать. Я снюсь здесь каждую ночь. Значит, сегодня придется тебе меня смотреть!

- А ты про что? - обрадовался Андрюша. - Ты интересный?

- Конечно, - гордо сказал Мамин Сон. - Я очень интересный и полезный. За ночь мы перегладим с тобой все белье и перемоем всю посуду. Мно-о-ого посуды! Целую гору! Я научу тебя, чем её лучше мыть, и чем вытирать, и как.

- Нет, - испугался Андрюша, - я не хочу всю ночь мыть посуду. Покажи мне лучше сказку!

- Глупости какие, - ворчит Мамин Сон. - Сказки - это детские сны показывают. А я - взрослый! Закрывай быстро глаза, некогда нам - дел полно!

- Ой, - сбежал от него поскорее Андрюша на папину подушку. Глаза закрыл, ждёт, а сон всё не идет. Стал Андрюша подушку взбивать, кулаком тыкать. Вылез оттуда заспанный, взлохмаченный Папин Сон:

- Кто мне спать не дает? Чего надо? - бурчит Папин Сон.

- Покажи мне что-нибудь интересное, пожалуйста, мне ску-у-учно, - просит Андрюша.

- Вот ещё, - фыркнул Папин Сон. - Я и сам спать хочу, не привык я по ночам всякие истории показывать. Так спи сам!

- У-у-у, лентяй, - обиделся Андрюш и слез с этой подушки.

- Куда бы пойти? Вот! Лучший друг - собака Дендик в уголочке спит, пойду к нему.

- Подвинься, - попросил он собачку, - я с тобой лягу. Скууучно мне.

Дендик радостно хвостиком застучал, подвинулся - ложись, друг сердечный. Заснул наконец Андрюша. И вдруг, откуда ни возьмись, собака! Да такая наглая - хвостом вертит, на Андрюшину косточку посматривает! Уж Андрюша за ней по двору бегал-бегал, гонял-гонял, устал, лапы ломит, язык на бок - так и не догнал. Еле проснулся - уставший, сердитый. Неправильная какая-то кровать у Дендика, и сны у неё собачьи!

И тут смотрит - Андрюша, а на его кроватке кто-то сидит и тяжело вздыхает. Маленький такой, сияющий, грустный.

- Ты кто? - спрашивает Андрюша. - И что тут делаешь?

- Я - Волшебный Сон, специально для мальчиков! Прилетел сегодня на эту кроватку, к мальчику, а тут никого, нет. Ты не знаешь, где он? Мы ведь, Детские Сны, каждую ночь новые! И если он сегодня меня не посмотрит, значит, не посмотрит никогда.

- Что же я наделал, - ужаснулся Андрюша, - чуть свой собственный Волшебный Сон не пропустил! Вот что значит не в своей кровати засыпать!

- Я сейчас, подожди! - закричал он Сну. Бегом лег в свою кровать, на свою подушку, крепко закрыл глаза.

- Сплю! Начинайся!

КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ

  • Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив, проявите заботу. Например, какое-то время перед сном проведите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:

  • Как они выглядят?
  • Чего они хотят?
  • В каком мире они существуют?
  • Для чего они пришли в наш мир?
  • Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?
  • Что произойдет, когда вы подружитесь?
  • Какие слова они скажут тебе перед сном?

  • Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том, кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.

  • Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное) или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок. Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает направить (канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх на образ Бабы Яги, Кощея и др.

Кого и чего боятся современные дети?

К детским страхам можно добавить страхи, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон. Телевизионные передачи, виртуальные игры, «устрашающие» разговоры взрослых, случайно услышанные ребенком, — все это влияет на появление и развитие детских страхов. У современных детей наблюдаются боязнь не только сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча и т. п.), но и новоявленных виртуальных и киномонстров (гоблинов, гремлинов и т. п.), а также страх войны, катастроф, терактов, заражений.

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ДЕЛАТЬ УКОЛЫ И ПРИВИВКИ

Редко кто из родителей может похвастать, что их сын или дочь смело идет в медицинский кабинет, чтобы сдать кровь из пальчика, сделать укол или прививку. Страх подобных процедур присущ практически всем детям. Сказка «Отважный Флай», содержащая в себе косвенное воздействие, и волшебная история «Звездочет в поисках капризулей», несущая прямое указание, направлены на достижение общей цели — помочь ребенку преодолеть страх перед уколами и прививками.

Сказка написана практическим психологом Юлией Ворошниной для семилетнего мальчика, который категорически отказывался делать прививку. В ходе первичной консультации психолог узнала, что мальчик увлекается компьютерными играми, где главными героями являются гоблины, эльфы и горгульи. Именно эти детали позволили создать сказку и в метафорической форме передать ребенку «послание» о необходимости сделать прививку.

ОТВАЖНЫЙ ФЛАЙ

В давние времена, а может и не очень давние, на море-океане был маленький сказочный остров. Рос на нем красивый, сказочно красивый лес. А в том лесу жили добрые и веселые эльфы. Эти маленькие создания с крылышками с любовью следили и ухаживали за лесом — своим домом. А самым главным защитником леса был маленький, но очень сильный и выносливый эльф Флай.

У жителей острова была одна тайна: в лесу, в самой чаще, уже больше ста лет жила горгулья Ая. Однажды, спасаясь от злых гоблинов, слабая и раненая, она прилетела к эльфам на остров. Злобные гоблины завидовали волшебной силе горгулий и решили истребить весь их род. В тяжелой схватке с великанами родные Аи погибли, и она осталась одна. Эльфы знали, что горгульи — не безопасные существа, но пожалели Аю, спрятали ее от гоблинов у себя на острове и спасли от неминучей гибели. А я не любила дневного света и потому жила отшельницей, вдали от эльфов.

Но один раз в год, летней ночью, горгулья (в благодарность за спасение и сохранение тайны ее пребывания на острове) выходила на крыльцо своего жилища, чтобы поделиться с обитателями острова своей магией. В этот день взрослые эльфы приводили к замку своих малышей, и как только последние лучи солнышка гасли и на небе зажигались звезды, начиналось волшебство. Каждому эльфу-малышу Ая вводила волшебный нектар, который блестящей капелькой появлялся на кончике ее единственного когтя на крыле. Она делала это, чтобы помочь малышам стать взрослыми, расправить крылышки и придать им прочности.

Так было на протяжении ста лет. Так было и в то лето, когда очередь стать взрослым дошла до Флая. Возле жилища горгульи собрались все-все-все сказочные жители острова. Горгулья сначала расправляла свои крылья, потом произносила какие-то слова и касалась маленьких эльфов когтем с капелькой нектара, а в конце ритуала прикрывала место укола листочком мяты. Через некоторое время уже повзрослевшие маленькие эльфы взлетали высоко-высоко на крепких и красивых крыльях. Как был великолепен их полет!

Флай с восторгом и легкой завистью наблюдал за превращениями своих товарищей. Он тоже хотел иметь сильные и красивые крылья, но его так пугал острый коготь, что он никак не мог решиться подойти к Ае. Его сердечко сильно билось от страха. Нет, Флай не был трусишкой! Он не боялся ничего на свете... кроме горгульи и ее когтя.

 «Ая добрая, но такая страшная! А коготь — он такой большой и острый!!! А вдруг горгулья проткнет меня насквозь своим когтем? Нет, даже ради крепких крылышек, нет!» — решил маленький эльф Флай, спрятался под листом папоротника и оттуда продолжал наблюдать за происходящим. Никто не заметил, что Флай сбежал с церемонии и не укрепил свои крылышки волшебным нектаром горгульи Аи.

 Долго маленькому эльфу удавалось скрывать от всех, что он не может летать так же высоко, как и остальные. Он ловко перепрыгивал с одной веточки дерева на другую — для этого ему хватало сил своих детских крылышек. А помогать муравьям строить муравейник или играть с букашками в прятки крылышки и вовсе были не нужны.

 Никто не знает как, но злые гоблины узнали тайну эльфов. Они решили отомстить жителям острова и отправили к ним самого свирепого своего воина. И вот однажды большая лодка со злобным, грязным и дурно пахнущим гоблином пристала к берегу острова. Ступив на землю острова, гоблин сразу начал крушить и ломать деревья, вытаптывать траву, давить букашек-таракашек, разорять гнезда птиц. Ужас охватил всех лесных обитателей. Что же будет с ними, лесом, островом?

Собрались эльфы на совет и стали думать, как же остановить гоблина и отправить его назад. Наконец решили — надо добыть цветок забвения. Эльфы знали, что на одной далекой полянке растет чудесный цветок и если гоблин вдохнет его аромат, то забудет, для чего приплыл на остров, и вернется к себе домой. Но справиться с таким заданием сможет не каждый — надо быть очень сильным и смелым, чтобы слетать за растением и успеть вернуться, пока аромат не выветрился.

 Сильных эльфов много, а вот смельчаков... Все эльфы знали, что самый смелый — это Флай. Поэтому ответственное дело — спасти лес и всех эльфов — поручили именно ему. Тут-то и выяснилось, что Флай не принял нектар горгульи и его крылышки не такие сильные и прочные, как у других взрослых эльфов. Поднялась паника. Кто-то рыдал, кто-то ругался. Некоторые стали укорять маленького эльфа, другие — уговаривать пойти к Ае. Как тяжело было Флаю в этот момент! «Что же мне делать? Я должен спасти всех! Но горгулья, ее коготь! Мне страшно! Может, можно обойтись без этого?» — переживал Флай.

Кто-то слетал за советом к Ае. Горгулья передала капельку нектара, чтобы смочить крылышки Флая. Вдруг это поможет? Так и сделали.

О, чудо! Крылышки Флая начали светиться мягким синим светом и подняли его высоко-высоко в небо!!! Жители острова ликовали — скоро, совсем скоро наступит спасение!

Все видели, как Флай с цветочком в руках промчался над ними. Осталось только найти гоблина. Но что же это? Сияние крылышек эльфа стало быстро исчезать, и Флай начал резко терять высоту — это заканчивалось действие нектара.

На помощь к отважному эльфу бросились ночные мотыльки и посыпали его пыльцой со своих крыльев. От этого Флай (который был и без того легкий, как пушинка) стал еще легче, смог подняться и что было сил полетел к гоблину. До большого, похожего на картошку, носа великана оставались считаные сантиметры. И тут гоблин чихнул, да так сильно, что на океане поднялись волны, а с крыльев отважного эльфа осыпалась вся пыльца ночных мотыльков, и цветочек рассыпался на лепесточки. Упал Флай прямо под ноги злобного великана.

Злодей уже занес свою здоровенную лапищу, чтобы раздавить эльфа, и неизвестно, что бы стало с Флаем, если бы не Ая. Несмотря на палящее солнце, Ая покинула свое убежище и набросилась на чудовище, стала бить его крыльями, и гоблин упал, потеряв равновесие. В этой страшной битве горгулья повредила крыло и уже не могла сражаться. Преодолевая сильную боль, она успела перенести Флая в более безопасное место.

А гоблин, поднявшись на ноги, с еще большей злобой стал разрушать все живое на острове. «Если сейчас не принести волшебный цветок, то на острове ничего живого не останется», — подумал обессиленный Флай.

Маленький эльф посмотрел на свою спасительницу и с удивлением обнаружил, что не такая уже она и ужасная, как ему казалось. И крылья у нее мягкие, и коготь уже не такой страшный. От укола когтем по телу Флая пробежали мурашки, потом стало жарко. Он почувствовал, как волшебство расправляет его крылышки. Было немножко больно, но уже совсем не страшно. Флай поднялся в воздух. Его сердечко громко и быстро застучало, но не от страха, а от радости — теперь у него сильные и красивые крылья. Ах, если бы он знал об этом раньше, разве сбежал бы с церемонии!

Что было духу помчался отважный эльф на сказочную поляну за цветком забвения. Несколько секунд спустя с цветком в руках он уже был рядом с гоблином. И когда великан собрался раздавить дом эльфов, Флай подлетел к его носу. Волшебный цветок сделал свое дело — гоблин вдохнул аромат и замер с поднятой ногой: задумался, посмотрел вокруг ничего не понимающим взглядом, почесал затылок и попятился к своей лодке.

Как только лодка отчалила, на берег выбежали, вылетели, выползли все обитатели острова. Со всех сторон они окружили отважного эльфа и стали благодарить за спасение. В тот же вечер был устроен праздничный ужин в честь Флая. За смелость и отвагу его провозгласили королем и защитником всех эльфов.

Шестилетняя Настя, самая спокойная пациентка в больничной палате, начинала капризничать и громко плакать при одном только виде шприца, «заражая» других детей своим состоянием. Волшебная история, написанная Лилией Ткач, помогла девочке преодолеть страх перед уколами и продолжить курс лечения.

ЗВЕЗДОЧЕТ В ПОИСКАХ КАПРИЗУЛЕЙ

Как-то поздним вечером я возвращалась по парку домой. Дорожка освещалась фонарями, а вокруг было темным-темно. Вдруг откуда ни возьмись передо мной возник странный старик. Темные одежды, плащ-накидка из серебряной парчи и огромный колпак, украшенный золотыми звездами.

 — Кто вы? — спросила я.

 — Звездочет с Капризной планеты, — представился старик.

 — Звездочет с Капризной планеты? — удивилась я и почувствовала, как по моей спине пробежал холодок.

— А что вы здесь делаете?

— Ищу капризулей, — устало ответил Звездочет и спросил, не знаю ли я, где в нашем городе живут капризные девочки и мальчики.

         Я, конечно, сразу вспомнила про одну девочку, но не стала говорить об этом Звездочету. Вместо того поинтересовалась, почему он ищет капризных детей. Звездочет громко вздохнул и начал свой рассказ:

— Высоко-высоко в небе за большими и яркими звездами вращается маленькая планета. Называется она Жемчужинка, хотя в последнее время ее все чаще называют Капризной планетой. Испокон веков Жемчужинку населяли трудолюбивые, дисциплинированные и аккуратные человечки. С виду они похожи на людей, живущих на Земле, только очень маленькие. Человечки всегда заботились о своей планете, следили за чистотой, бережно относились к природе, дружили с жителями соседних планет и никогда не нарушали космические правила поведения.

— Какие хорошие человечки, — поддержала я разговор- Почему же вы называете их капризулями?

— Год назад случилась большая беда, Жемчужинку атаковали микробы с планеты Вирус, и почти все маленькие человечки заболели непослушанием и капризками. Тогда-то планету и стали называть Капризная, а человечков капризулями, — грустно ответил Звездочет.

— Что же произошло потом? Почему вы ищете капризулей на нашей планете?

Звездочет понял мое беспокойство, опустил глаза и тихо продолжил:

— На планете был объявлен карантин, а населению строго- настрого запрещены прогулки в открытом космосе до тех пор, пока ученые Жемчужинки не создадут лекарство, чтобы всех вылечить. Но несколько капризулей нарушили космические правила, отправились на прогулку, заблудились и оказались на планете Земля.

— Землянам грозит опасность? — испугалась я.

— И да и нет, — попытался успокоить меня Звездочет. — Я уже нашел всех капризулей, сделал им прививки и отправил на Жемчужинку. Теперь они, как прежде, трудолюбивые, дисциплинированные и аккуратные человечки.

— Значит, опасности больше нет.

Я обрадовалась и даже захлопала в ладоши. Но Звездочет нахмурил брови и произнес:

— К сожалению, не так все просто. Дело в том, что на Земле микроб непослушания опасен только для детей, он поражает исключительно маленьких человечков. К счастью, у большинства детей Земли хороший иммунитет послушания, но есть дети...

— Вы хотите сказать, что некоторые дети уже заболели капризками? — нетерпеливо перебила я старика.

— Да, — грустно ответил Звездочет. — Что же с ними будет?

— Они могут навсегда остаться маленькими капризулями.

— Им можно как-то помочь?

— Да. Для этого им нужно сделать волшебную прививку или несколько обыкновенных уколов, — ответил Звездочет.

— Уколов! — ойкнула я и вспомнила, как болела в детстве и как мне делали уколы.

— Да, несколько обыкновенных уколов, — спокойно повторил Звездочет, — это необходимо сделать как можно быстрее. Только уколы помогут капризным девочкам и мальчикам измениться, расти крепкими и здоровыми, красивыми и умными.

В это время у Звездочета зазвонил телефон, и ему сообщили, что обнаружили еще одного капризного ребенка. Звездочет поклонился мне и исчез так же неожиданно, как и появился. А я поспешила к своей знакомой девочке, чтобы рассказать ей эту историю.



Предварительный просмотр:

Сказки для тревожных, неуверенных детей.

Случай в лесу.

Возраст: 3-6 лет.

Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных действий.

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.

Был у него один-единственный друг — Барсучонок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Не когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом, вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения:

- Почему Зайчонку было плохо и грустно?

- Какое правило запомнил Зайчонок?

- Согласен ли ты с ним?


Сказка о Вороненке .

Возраст: 5-7 лет.

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость.

Когда-то давно в одном небольшом городке на большом тополе жила Ворона. Однажды она снесла яйцо и села его высиживать. Гнездо было без крыши, поэтому маму Ворону морозили ветра, засыпал снег, но она все терпеливо переносила и очень ждала своего малыша.

В один прекрасный день птенец застучал внутри яйца своим клювиком, и мама помогла выбраться своему Вороненку из скорлупы. Он вылупился нескладным, с голеньким беспомощным тельцем и с большим-большим клювом; он не умел ни летать, ни каркать. А для мамы он был самый красивый, самый умный и самый любимый, она кормила сына, согревала его, защищала и рассказывала сказки.

Когда Вороненок подрос, у него выросли очень красивые перышки, он много всего узнал из маминых рассказов, но он по-прежнему не умел ни летать, ни каркать.

Наступила весна, и пришло время учиться быть настоящим вороном. Мама посадила вороненка на край гнезда и сказала: — Сейчас ты должен смело прыгнуть вниз, взмахнуть крыльями — и ты полетишь.

В первый день Вороненок уполз в глубину гнезда и тихо плакал там. Мама, конечно, огорчилась, но ругать сына не стала. Прошло некоторое время, и уже все молоденькие воронята вокруг научились летать и каркать, а нашего Вороненка мама по-прежнему кормила, оберегала и долго-долго уговаривала перестать бояться и попробовать научиться летать.

Как-то этот разговор услышала Старая Мудрая Ворона и сказала молодой неопытной маме: — Так больше продолжаться не может, не будешь же ты всю жизнь бегать за ним, как за маленьким. Я помогу тебе научить твоего сына и летать, и каркать.

И когда Вороненок на следующий день сел на краю гнезда подышать свежим воздухом и посмотреть на мир, Старая Ворона тихо подлетела к нему и столкнула вниз. От страха Вороненок забыл все, чему так долго учила его мама, и стал камнем падать на землю. От испуга, что он сейчас разобьется, он открыл свой большой клюв и… каркнул. Услышав самого себя, и от радости,


что, наконец, научился каркать, он взмахнул крыльями раз, другой — и понял, что летит… И тут он увидел рядом с собой маму; они полетали вместе, а потом дружно вернулись в гнездо и от всей души поблагодарили Старую Мудрую Ворону. Так в один день Вороненок научился и летать, и каркать. А на следующий день в честь своего сына, который стал совсем взрослым и самостоятельным, мама Ворона устроила большой праздник на который пригласила всех птиц, бабочек, стрекоз и многих-многих других, а на почетном месте важно восседала Старая Мудрая Ворона, которая помогла не только маленькому Вороненку, но и его маме.

Вопросы для обсуждения:

- Что почувствовал Вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать?

- Как ты думаешь, Вороненок хотел летать?

- Чего он боялся|?

-Почему Вороненок все-таки полетел?

Сказка для тревожных детей, подверженных страхам,

неспособным постоять за себя.

Глубоко-глубоко, на самом дне моря, жил маленький крабик. Он жил в домике и всего боялся. Только он осмелится выйти, подплывает большая рыба, и он сразу прячется назад. Над ним все смеялись, и он переживал. Но однажды потерял свою сестренку, и ему пришлось перебороть свой страх и выйти из дома на поиски. Ползет он по морскому дну, всего боится. Пугается каждого шороха и вдруг видит, как его маленькая сестренка играет с огромной зубастой рыбой. Крабик испугался, что рыба хочет съесть его сестренку, и спрятался в водоросли. Вдруг кто-то сзади хлопает его по панцирю. Крабик воскликнул от ужаса: «Кто это?».

– Не бойся! Это я! Твоя сестра. Что ты делаешь в водорослях?

– Я испугался той большой рыбы и спрятался. А почему ты с ней играешь? Она же может тебя съесть!

– Не бойся! Это дельфин! Он не ест крабов. Давай завтра поиграем вместе, и ты увидишь, что он добрый.

На следующее утро крабик вместе с сестренкой отправились играть с дельфином. Играли они долго и весело. С тех пор крабик перестал бояться рыб и больше не прячется в свой домик.

Вопросы для обсуждения:

1. Правильно ли сделала сестра, познакомив крабика с дельфином?

2. Как вы думаете, почему крабик раньше боялся больших рыб?

3. Как еще можно было помочь крабику преодолеть свой страх?


Терапевтическая сказка для застенчивого ребенка

На одном острове живет маленький слоненок. Он очень добрый, внимательный, хорошо воспитан. Слоненок очень хотел найти себе друзей, но боялся подойти первым. Он часто наблюдал за тем, как другие зверята играют вместе. Он тоже очень хотел поиграть с ними, но они его не звали. И поэтому маленький слоненок ходил один и грустил.

И в один прекрасный день он встретил большого слона. Тот спросил маленького слоненка «Почему ты всегда один?». А слоненок ответил, опустив хобот, что ему одному совсем неплохо. Тогда большой слон сказал: «Посмотри, как же весело другие зверята играют вместе! А ты ходишь один и грустишь».

«Ну да, мне одному грустно, но как же я могу подойти к ним?! Вдруг они не захотят со мной играть?». Большой слон улыбнулся, поднял свой хобот, обнял маленького слоненка и повел его к друзьям. Когда они подошли ближе, большой слон сказал: «Дальше иди один и ничего не бойся. Ты же такой смелый, добрый, воспитанный и просто замечательный. Ты обязательно им понравишься». Эти слова так взбодрили маленького слоненка, что он первым поздоровался с новыми друзьями, протянув свой хобот. Зверята с интересом посмотрели на слоненка, подошли к нему и предложили поиграть вместе. Слоненок был приятно удивлен и рад тому, что с ним захотели поиграть. После игры слоненок подбежал к большому слону и воскликнул: «Ура! У меня все получилось!!» А слон ответил: «Теперь ты понял, что не нужно стесняться?».

Вопросы для обсуждения:

1. Как ты думаешь, почему слоненок боялся подойти к зверятам?

2. Как ты думаешь, у слоненка будет много друзей, если он перестанет быть застенчивым?

3. Кто помог слоненку преодолеть застенчивость?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5-8 лет средствами арттерапии «В стране волшебной чувств…»

Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и  различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназн...

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей  с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

«Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи»

Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно...

Групповая коррекционно-развивающая программа: "Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР"

Групповая коррекционно-развивающая программа:«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы   у дошкольников с ТНР, ЗПР» Пояснительная записка...

План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».

        Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...