Использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда
материал по коррекционной педагогике

Чалина Ольга Васильевна

Представлена коррекционная работа учителя-логопеда  по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для     формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом - одна из распространённых причин неуспеваемости у учащихся начальных классов.

В современной педагогической практике количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Поэтому актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск эффективных методов,  новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу, заботиться о предупреждении и исправлении различных речевых нарушений.

        В настоящее время в России одной из распространённых форм обучения детей является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые методы широко используются в дошкольном образовании, в том числе и в коррекционной работе учителя-логопеда.

        Целью работы является: формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР с применением ИКТ.

        Согласно цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить направления работы по формированию предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

2. Создать мультимедийные презентации, направленные на формирование предложно-падежных конструкций;

3. Апробировать систему работы с применением презентаций;

4. Выявить эффективность применения презентаций в коррекции речи детей.

        Для правильной оценки нарушений в речи ребёнка и для определения наиболее рациональных путей коррекции проводится обследование. Оно ведётся в двух направлениях:

        - выявление понимания значения предлогов;

        - обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи.

        Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с ОНР проявляется в виде следующих ошибок:

        - пропуск или замена предлогов;

        - замена одной предложно-падежной конструкции другой;

        - неправильное употребление падежного окончания существительного;

        - неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.

        При планировании работы учитывались следующие принципы:

        - принцип комплексности;

        - принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;

        - принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому);

        - принцип постепенного усложнения заданий;

        - принцип системности;

        - онтогенетический принцип и принцип ведущей деятельности.

        Мультимедийные презентации создавались с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах Л.Г.Парамоновой, Н.В.Серебряковой, Л.В.Лопатиной.

        В процессе работы с применением мультимедийных презентаций были выделены такие преимущества, как:

        - презентации позволяют сделать учебный материал наглядным;

        - облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов;

        - значительно облегчается показ схем и рисунков;

        - при организации непосредственно-образовательной деятельности презентации могут быть использованы на различных этапах изучения темы;

        - использование анимации активизирует внимание, позволяет передать логику развёртывания мысли.

        Таким образом, коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций с использование мультимедийных презентаций позволяет ребёнку спокойно и с интересом овладевать грамматикой родного языка.

         

Библиографический список:

1.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с.

2.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 192с. (коррекционная педагогика).

3. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».Пермь, 2004г.

4. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996. - 384с.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение дисграфии у детей. - СПб.: изд-во «Союз», 2001. - 240с.

6.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994г. – 344с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда ДОУ

Система расчитана на ДОУ, не имеющего в соей структуре специализированных групп....

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...