Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?
консультация по коррекционной педагогике
Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?
Правильное произношение звуков зависит от хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляторного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?
Правильное произношение звуков зависит от хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляторного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
С рождения ребенок проделывает массы разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Эти движения являются первым этапом в развитии речи, они играют роль естественной гимнастики для органов речи.
Артикуляторная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферинцированности движений речевых органов.
Артикуляторная гимнастика может быть пассивной (взрослые выполняют движения за ребенка) и активной (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные действия постепенно переходят в пассивно-активные, а затем в активные. Артикуляторные упражнения могут быть беззвучными и с участием голоса.
Артикуляторные упражнения – основа хорошей дикции. Артикуляторные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения необходимы для подготовки артикуляторного аппарата к постановке звуков. Целью артикуляторной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляторная гимнастика должна проводиться систематично, иначе новый навык не закрепится. Ежедневно по 7-10 минут, каждое упражнение выполняется по 5-6 раз. В процессе выполнения нельзя допускать снижения качества выполнения движения (это признак переутомления).
Артикуляторные упражнения выполняются перед зеркалом, таким образом, чтобы ребенок видел и себя и взрослого. В начале занятия упражнения выполняются в медленном темпе. Сначала ребенка необходимо познакомить с названиями органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движений, за полнотой объема.
Соблюдаем определенную последовательность: от простых к более сложным действиям. Рекомендуется проводить их в игровой форме, эмоционально. Если у ребенка недостаточно хорошо получается какое-то действие, не следует вводить новое, отрабатываем старое. Артикуляторную гимнастику проводим сидя, чтобы спина была прямая, тело не напрядено¸ руку и ноги в спокойном положении. Ребенок должен видеть лицо взрослого и своё, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения. Движения должны выполняться симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если у ребенка не получается, то можно ему помочь (медицинским шпателем, чайная ложной, чистым пальцем).Главное подходить к выполнению артикуляторных упражнений творчески.
В русском языке используется более 30 различных звуков. То есть , целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляторный аппарат к правильному произношению нужных звуков. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
Позевывание.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка.
«Улыбка» - улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Заборчик» - улыбнуться , зубы сомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Трубочка» - рот приоткрыт, боковые края языка загнуты вверх. Язык приобретает форму трубочки. Можно слегка придерживать «трубочку» верхними зубами.
«Бублик» - сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Лопатка» -открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Чашечка» - широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперёд и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Часики» - улыбнуться, вытянуть язык вперёд, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
«Качели» - широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10раз.
«Вкусное варенье» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!), нижней губой не помогать.
«Иголочка» - (суживание и заострение языка) открыть рот, узкий язык вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Индюк» - открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд – назад, произнося бл – бл – бл. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
«Горка» - широко открыть рот. Упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Маляр» - открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперёд – назад, начиная от верхних резцов до мягкого нёба. Повторить 5-10 раз.
«Грибочек» - улыбнуться, присосать язык нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Гармошка» - улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
«Наказать непослушный язычок» - рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, затем снова пошлёпать губами. Повторить каждое движение 7 раз.
«Почистим зубки» - открыть рот, широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения языком по нижним зубам изнутри снизу вверх. Повторить 5-10раз.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать язычком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10раз.
«Барабанщик» - приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом).
Опускание головы вниз.
Запрокидывание головы назад.
Поворот головы вправо-влево.
Наклоны головы вправо-влево.
Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-280036-1376326056.jpg)
Зачем нужна артикуляторная гимнастика?
Показана необходимость и значимость выполнения артикуляторных упражнений для тренировки речевого аппарата....
Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?
Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-373008-1549227782.jpg)
Мастер - класс для родителей. "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?"
Для родителей логопедической группы был дан мастер- класс по выполнению комплекса упражнений артикуляционной гимнастики и было объяснено , зачем нужна гимнастика. В представленном материале рас...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/12/picture-839437-1712940129.jpg)
Консультация для родителей "Артикуляционая гимнастика. Зачем она нужна"
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1322454-1619393404.jpg)
Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?
Данный материал содержить информацию об артикуляционный гимнастике. Зачем она нужна,правила и рекомендации по ее выполнению, а также и сами артикуляционные упражнения....
Родительское собрание "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна"
Важность и нужность артикуляционной гимнастики в детском саду во всех возрастных группах...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/24/picture-1403442-1698147292.jpg)
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?"
Консультация для родителей...