Технологическая карта КНОД . Автоматизация звука Л
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Недорезкова Ольга Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_avtomatizatsiya_zvuka_l.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Ф.И.О педагога: Недорезкова Ольга Владимировна

Должность: учитель-логопед

Полное название ДОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кизнерский детский сад № 4»

Заключение: Логопедическое заключение:  ФФН речи.

Образовательная область: Речевое развитие

Тип занятия: Индивидуальное. Овладение новыми знаниями. Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах и словах со  стечением согласных»

Предварительная работа: постановка звука [л], автоматизация изолированного звука, в слогах, словах.  Развитие фонематического слуха.

Материалы и оборудование:  смайлики, ортопедические коврики, карточки с артикуляционной гимнастикой, игра «Воздушный боулинг», картинка  с изображением жабы Клавы,  картинки со звуком [л],  игра «Волшебная лупа», картинка с изображением  Поезда с вагонами, ноутбук.

Цель: Уточнение артикуляции звука [л], автоматизация в слогах, словах со стечением согласных;

Задачи:

Коррекционно- образовательные задачи:

  • закреплять слуховой и моторный образы звука [л];
  • формировать кинестетический образа звука [л] (ощущение положения органов артикуляции);
  • формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  • автоматизировать звук  [л] изолированно, в слогах, словах со стечением согласных;
  • дифференцировать звук  [л] от других звуков;

Коррекционно- развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать внимание и память;
  • формировать учебную мотивацию;
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
  • Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру речевого общения.
  • формировать функции контроля и самоконтроля

Здоровьесберегающие задачи:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные:   Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

                           2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с          учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом.

Познавательные:  Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Этапы НОД

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность

педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

1.Этап

Мотивации к учебной деятельности.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Показ образца выполнения упражнения

Психогимнастика.

Вопросы:  

- Определи, какое настроение у смайлика?

- У тебя такое же настроение, как у смайлика?

Проходит в виде подготовки к игре, настраиваются на игру, концентрируют внимание

Предлагает посмотреть на смайлики и определить какое настроение у смайликов. Выбрать   смайлик, который отражает настроение ребенка.

Определяет настроение смайлика.

Ответ: Веселый.

Выполняет психогимнастику.

Слушает логопеда.

Положительно- эмоциональный настрой на деятельность

Познавательный интерес

2.Этап Актуализации знаний

Физкультурная

минутка

Вызвать интерес.

Выполнить ритмичные упражнения

Подготовить артикуляцион-ный аппарат к произнесению звука

Закреплять артикуляцию звука.

Закреплять правильный речевой выдох

Развивать фонематический слух.

Формировать интонационную выразительность речи

Закреплять умение двигаться в соответствии тексту.

Автоматизировать звук в словах

Развитие фонематических процессов

Образование существительных  при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слоговой анализ слов

1. Пальчиковая гимнастика

«Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

 А заней цыплятки

 Желтые ребятки

  Ко – ко – ко да ко – ко

 Не ходите далеко

Землю разгребайте ,

Корма набирайте.

Показ и проговаривание движений.

2.Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»,

«Парус»,

«Маляр»,

«Почистим верхние зубки», «Лошадка»

«Грибок»,

«Барабанщик»,

«Кучер»

3. Артикуляция звука [л]

 Вопросы:

1.Скажи в каком положении губы когда ты произносишь звук [л]?

2. Как расположены зубы?

3. Где находится язык?

4. Какой язык-узкий или широкий?

4. Дыхательная гимнастика

«Воздушный боулинг»

5. Фонематический слух.

Игра «Звоночек»

6. Автоматизация звука в слогах.

Кубик с эмоциями

7. Физкультминутка

На орто-ковриках.

«Я гуляю вдоль пруда»

По дорожке вдоль пруда

 Я гуляю иногда.

 Но подальше от воды,

 Чтобы не было беды.

8. Игра «Жадная жаба»

Вопросы:

Кто это?

9. Развитие фонематических процессов. Электронная игра

 «4 лишний»

Вопросы:

Определи какая картинка здесь лишняя?»

10. Игра «Волшебная лупа»

 Слон - слоненок

11. «Поезд»

Вопросы:

- Посчитай сколько вагончиков в поезде?

- Скажи, чем отличаются вагончики?

Сообщает тему занятия.

Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику «Вышла курочка гулять» с ортопедическим ковриком.

Говорит о том, чтобы уметь говорить красиво, четко, чисто, выразительно, необходимо потренировать  язычок и губки.

Показывает карточки и как выполнять упражнения.

Следит за правильностью выполнения упражнений и поправляет если нужно.

Показывает карточку с подсказками. Просит рассказать артикуляцию звука. Задает вопросы.

Предлагает выполнить дыхательную гимнастику.

Следит за тем, чтобы щеки не надувались, воздух шел прямо на язык.

Предлагает поиграть в игру, где педагог будет произносить звуки, изолированно, в слогах, словах.

Показывает кубик , на котором нарисованы эмоции. Предлагает кинуть кубик и произнести слоги в той эмоции какая выпала. Помогает, если ребенок затрудняется.

Следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук [л].

Демонстрирует движения, следит за правильностью выполнения.

Рассказывает правила игры: нужно удочкой поймать картинки и назвать что на них нарисовано. Четко проговаривая звук [л]

Сообщает правила игры

Показывает ребенку лупу, говорит, что она волшебная и превращает все  большие предметы в маленькие.

Показывает поезд, задает вопросы. Предлагает разложить картинки по вагончикам.

В первый вагон слова, которые состоят из одного слога.

Во второй вагон- слова из двух слогов.

В третий -  слова состоящие из трех слогов.

Внимательно следит за действиями логопеда и  выполняет задания самостоятельно.

Смотрит в зеркало и выполняет упражнения самостоятельно и сопряжено.

Рассказывает расположение органов артикуляции при произношении звук [л].

Ответы:

- губы улыбаются;

-зубы раскрыты;

- язык находится за верхними зубами, широкий.

Дует на мячик, пытается сбить кегли.

Слушает педагога, нажимает на звонок, когда слышит звук [л].

Кидает кубик, называет эмоцию. Проговаривает слоги.

Выполняет движения за педагогом и проговаривает текст.

- Жаба

Удочкой ловит картинки, называет что на них нарисовано. Кладет картинки в коробочку.

Называет предметы. Определяет какой предмет лишний.

Берет лупу, подносит ее к лампе и называет картинку в уменьшительно ласкательной форме.

Подходит к доске

- Разное количество окошек.

- три

Делит слова на слоги и раскладывает картинки по вагонам.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Актуализировать знания по теме.

 Обогащать словарь по теме.

Умение делать правильный речевой длительный выдох

Умение различать фонему среди других фонем изолированно, в слогах, словах.

Умение определить эмоциональное состояние.

Умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Формирование умения произносить слова правильно проговаривая звук

Умение определить наличие звука в слове.

Умение формировать навык образования существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов.

Умение делить слова на слоги.

Умение анализировать и принимать решение.

Заключительная     часть

    Рефлексия

Подвести итог деятельности

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

- Посмотри на смайлики, и скажи какое сейчас у тебя настроение?

- А почему у тебя такое настроение? - Какое задание тебе показалось трудным?

-Какой звук мы с тобой сегодня закрепляли?

Задает вопросы.

Отвечает на вопросы логопеда.

-Веселое

-Жадная жаба

- Паровозик

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом

Проявление положительных эмоций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека предметных картинок на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.

Данный материал подобран для автоматизации звуков "Л, ЛЬ"....

Картотека предметных картинок на автоматизацию звука С.

Картотека предметных картинок на автоматизацию звука С....

Картинки на автоматизацию звуков

Яркие картинки подобраны по алфавиту, на каждый звук по 5-6 картинок, одинакового размера...

Картотека предметных картинок для автоматизации звука л

Картотека предметных картинок для автоматизации звука л...

Картинки на автоматизацию звуков

Яркие картинки подобраны по алфавиту, на каждый звук по 5-6 картинок, одинакового размера...

Картотека "Игры с предметными картинками для автоматизации звуков"

Представленные игры могут быть использованы для автоматизации всех групп звуков....

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " со стечением согласных в начале слова.

Картинки помогут автоматизировать слова начинающиеся со звука "ш" со стечением согласных в начале слова....