Программа "Психомоторное развитие детей раннего возраста"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Данная коррекционная программа, направлена на обеспечение эффективного психолого-педагогического и консультационного сопровождения детей раннего возраста и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihomotornoe_razvitie.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
"Психомоторное развитие детей раннего возраста"
Возраст детей: 1 - 3 лет
Срок реализации программы: 2,5 месяца
Автор-составитель:
М.Е. Арюхова
педагог-психолог,
первой квалификационной категории
г. Нижний Новгород
2020
Пояснительная записка.
Актуальность:
Данная коррекционная программа, направлена на обеспечение эффективного психолого-педагогического и консультационного сопровождения детей раннего возраста и их родителей.
Ранний возраст – это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущим показателем физического и умственного здоровья детей в раннем возрасте является психомоторное развитие. Уровень развития ребенка в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития.
Психомоторное развитие — важнейший компонент образа жизни и поведения малыша. Ребенок раннего возраста не может подолгу находиться в статическом положении, испытывая постоянную потребность в разнообразных движениях. Установлено, что ребенок в возрасте двух - трех лет в день совершает от 8000 до 10 000 шагов. Если во время бодрствования эта потребность не удовлетворяется, он начинает капризничать, теряет аппетит, плохо засыпает. Задача взрослого — удовлетворять потребность малыша в разнообразных движениях, так как сам ребенок в силу недостаточно развитой игровой деятельности редко использует такие виды движений, как ползание, перешагивания и др. Следует контролировать деятельность малыша и создавать условия для его двигательной активности и психомоторного развития, ведь у детей первые годы жизни идет познание мира через движение.
Психомоторика включает в себя произвольные моторные процессы, сенсорные процессы, а так же идеомоторные - движения и действия, возникающие вне сознания человека.
Психомоторное развитие - это процесс, в котором проявляется единство движений с психическими действиями (мышление, воображение, чувства)
Развитие общей и мелкой моторики оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, формированию координационных движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепляются понятия правостороннего и левостороннего движения, развивается глазомер.
Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих можно считать комплексный подход к психомоторному развитию детей раннего возраста, который включает в себя развитие общих движений, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, сенсорное восприятие, повышение психологической компетентности родителей (законных представителей).
При реализации программы следует учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности общего развития. Важно помнить, что все дети развиваются по-разному, поэтому программа "Психомоторного развития детей раннего возраста" мобильна и подлежит корректировке в зависимости от индивидуальности и потребностей детей раннего возраста.
Адресат:
Программа может быть использована при работе с родителями и детьми раннего возраста.
Цель: психомоторное развитие детей раннего возраста.
Задачи:
- развитие общих движений;
- развитие мелкой моторики;
- формирование зрительно-двигательной координации;
- развитие сенсорного восприятия;
- повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) детей раннего возраста.
Объем и срок освоения программы: программа краткосрочная, рассчитана на 10 недель, по 1 занятию в неделю, продолжительность занятий практическая часть работа с ребенком 8 -10 мин, теоретическая часть работа с родителями (законными представителями) 10-12 мин, общая продолжительность занятия 20-25 мин (в соответствие с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»)
Основная форма занятий – индивидуальная, очная. Но также может использоваться групповая форма работы (малые подгруппы по 3- 4 ребенка + родители), при необходимости программу можно адаптировать для заочной формы работы.
Занятия включают в себя теоретическую часть (беседы с родителями, подведение итогов занятия) и практическую часть (выполнение письменных заданий на специально разработанных бланках, игры на самоконтроль, использование демонстрационного и раздаточного материала, взаимодействие ребенка со взрослым, выполнение заданий направленных на психомоторное развитие, пальчиковая гимнастика). При реализации программы следует учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности общего развития.
Ожидаемые результаты:
- повышение двигательной активности ребенка;
- положительные изменения в развитии психомоторных качеств (координации движений, мелкой моторики);
- позитивное эмоциональное состояние детей;
- повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) детей раннего возраста
Учебный план.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы аттеста ции и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Ознакомительное. Колобок - румяный бок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
2 | "Веселый Колобок" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
3 | "Колобок и Зайка" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
4 | "Колобок в гостях у Мишке" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
5 | "Колобок в волшебном лесу" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
6 | "Колобок и его друзья" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
7 | "Путешествие Колобка" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
8 | "Колобок и неприятности" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
9 | "Сюрприз для Колобка" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
10 | "Итоговая диагностика" | 1 | 0,5 | 0,5 | Результат выполнения практических заданий, наблюдение |
Итого | 10 | 5 | 5 |
Содержание учебного плана
№ | Название темы | Теория | Практика |
1 | «Ознакомительное. Колобок - румяный бок» | Беседа с родителями на тему: "Особенности психомоторного развития ребенка"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Игра с мячом (катаем, кидаем, ловим пинаем); задание "Принеси игрушку (колобка)"; пальчиковая гимнастика "Здравствуй пальчик", "Фонарики", задание "Рисуем колобка (красками)" |
2 | "Веселый Колобок" | Беседа с родителями на тему: "Развитие двигательной активности в домашних условиях"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Полоса препятствий (спортивный комплекс "неровный пол", туннель, модули для перешагивания); игра "Замри", игра "Догони колобка", катаемся с горки |
3 | "Колобок и Зайка" | Беседа с родителями на тему: "Психомоторные игры в домашних условиях"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Задание "Дорожка для Колобка" (кусок обоев виде прямой и извилистой дорожки, ходить можно только по нему, не заходя за границы); задание " Найди и покажи части тела и лица у Зайки и у себя"; задание "Построй домик из кубиков для Зайки" задание "Расставь чашечки по цветам на блюдца", игра с мыльными пузырями |
4 | "Колобок в гостях у Мишке" | Беседа с родителями на тему: "Игры на самоконтроль"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Задание "Дорожка для Колобка"; задание " Найди и покажи части тела и лица у Мишке и у себя"; "Что спрятано в корзине?" (достаем предметы на ощупь); игра "Собери корзинку"; задание "Убери чашечки в коробку, а блюдца в корзинку" |
5 | "Колобок в волшебном лесу" | Беседа с родителями на тему: "Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Полоса препятствий (спортивный комплекс "неровный пол", туннель, модули для перешагивания)" задание "Найди такую же игрушку", игра "Стоп"; игра "Болото", пальчиковая гимнастика "Здравствуй, пальчик", "Ладошки", задание "Нарисуй солнышко" (краски или карандаши) |
6 | "Колобок и его друзья" | Беседа с родителями на тему: "Мячик Су-джок для детей раннего возраста"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Игра с мячом (катаем, кидаем, ловим, пинаем), задание "Клубочек" (ребенок пробует намотать ниточку на клубочек)", игра с мячиком "Су-джок", игра "Большой - маленький" (маленькие мячики положи в коробку, большие в корзинку), игра с воздушным шариком. |
7 | "Путешествие Колобка" | Беседа с родителями на тему: "Игры на пространственное ориентирование"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Игра "Самолет" (взрослый берет ребенка на руки, ребенок изображает самолет (руки в стороны), передвигаемся по помещению, меняя уровень высоты), задание "Заберись на горку" (горка из модулей); игра "Машина" (даем ребенку игрушечный руль, ребенок самостоятельно передвигается по помещению, изображая водителя); задание "Построй забор по образцу" (заборчик из счетных палочек); игра "Велосипед" (ребенок ложится на пол и изображает велосипед двигая руками и ногами); пальчиковая гимнастика "Здравствуй, пальчик", "Молоток"; задание "Раскрась домик" |
8 | "Колобок и неприятности" | Беседа с родителями на тему: "Игры на подражание"; рефлексия (подведения итогов занятия) | Задание "Дорожка для Колобка" (строим дорожку из брусочков), Полоса препятствий (спортивный комплекс "неровный пол", туннель, модули для перешагивания)"; задание "Убери ленточки в баночку"; игра с бумагой (мнем, разглаживаем, рвем), игра "Солнышки и дождик"; игра "Болото" |
9 | "Сюрприз для Колобка" | Беседа с родителями на тему: "Как рисуем? что рисуем?"; рефлексия (подведения итогов занятия) | игра "Что спрятано в мешочке?" (достаем предметы на ощупь), задание "Собери пуговки", задание "Сюрприз для Колобка" (приклеиваем пуговицы на пластилиновую основу); игра с воздушным шарикам, игра с мыльными пузырями. |
10 | "Итоговая диагностика" | Беседа с родителями на тему: "Особенности психомоторного развития ребенка" ; рефлексия (подведения итогов программы) | Тест психомоторного развития Гриффитса |
Календарный учебный план – занятия проводятся один раз в неделю, программа состоит из 10 занятий. Занятия начинаются по поступления запроса или по мере формирования группы.
Формы аттестации
Диагностические методики:
Тест психомоторного развития Гриффитса
Оценочные материалы
№ | Раздел программы | Форма контроля | Критерий оценки | Система оценки |
1 | Итоговая диагностика | Тест психомоторного развития Гриффитса | Оценка психомоторного развития производится по каждой графе, соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и бал из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и бал нормы меньшего возраста. Параметры обследования: Моторика – баллов - соответствует __ месяцам. Сравнивается сумма баллов, который он набирает, с баллом, который определен нормативами. | Итоговая оценка усвоения программы включает в себя метод наблюдения за процессом выполнения заданий и итоговые результаты выполнения каждого задания. |
Методические материалы
Словесные | Наглядные | Практические |
Беседы | Наблюдение | Задания на развитие общих движений. |
Рефлексии | Показ психологом приемов выполнения действий. | Игры на сенсорное восприятие |
Консультации родителей | Работа по образцу | игры на самоконтроль и умение управлять своим телом. |
Бланки с практическими заданиями на развитие моторики. | ||
пальчиковая гимнастика |
Условия реализации программы
Программа реализуется в виде индивидуальных занятий с родителями и детьми раннего возраста и консультаций родителей. Для этого необходимо: отдельный просторный кабинет или спортивный зал, столы и стулья для детей раннего возраста, мягкие модули, детская горка для скатывания, туннели для пролазывания, комплекс "неровный пол", цветные пуговицы, мячи разных размеров, набор посуды, письменные принадлежности, специально разработанные бланки с заданием, коробочки, воздушные шары, мыльные пузыри, кубики, заготовки обоев - дорожек, корзинка, островки для игры "Болото", игрушечный руль машины.
Список литературы
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 г.
- Корсак Владислав, Балобанова Валентина, Громыко Юрий, Жукова Олеся и т.д. настольная книга для родителей "Мать и дитя" медиа группа "Олма" Москва, 2008 г.
- Монина Г.Б. , Аверин В.А. , Лютова-Робертс Е.К. , Смирнова Е.О. "Развитие личности ребенка от года до трех" Издательство: М.: "Генезис" 2014 г.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога – Москва.:Гуманитар. Изд. Центр «Владос», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...