Статья "Арт-технологии и арт-терапия в работе с дошкольниками"
статья по коррекционной педагогике

Лебедева Ольга Сергеевна

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка.

Именно в этот период дети активно познают окружающий мир, получают первый опыт взаимодействия  с другими людьми, пытаются найти своё место среди них.

Перед педагогами стоит задача создать комфортные психологические условия для получения этих знаний и опыта детьми.

Здесь на помощь приходят арт-технологии (художественно-творческие технологии, арт-терапия и арт-педагогика) – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-технологии и арт-терапия в работе с дошкольниками.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка.

Именно в этот период дети активно познают окружающий мир, получают первый опыт взаимодействия  с другими людьми, пытаются найти своё место среди них.

Перед педагогами стоит задача создать комфортные психологические условия для получения этих знаний и опыта детьми.

Здесь на помощь приходят арт-технологии (художественно-творческие технологии, арт-терапия и арт-педагогика) – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.

Художественно-творческие технологии – совокупность знаний, умений и навыков педагога средствами художественного творчества воздействовать на личность ребёнка.

Арт-педагогика – воспитание и обучение посредством взаимодействия ребёнка с произведениями искусства и организации его творческой деятельности (в отличие от арт-терапии имеет педагогические цели).

Арт-терапия – способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности (в переводе с англ. «лечение искусством»).

Преимущества арт-терапии в работе с детьми:

  • Практически любой может участвовать в арт-терапевтической работе, так как она не требует каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
  • Арт-терапия – средство невербального общения, что очень ценно для тех, кто плохо владеет речью.
  • Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребёнка.
  • Изо-деятельность – очень хорошее средство для сближения детей. Анализируя продукты детского творчества, можно понять настроения и мысли ребёнка.
  • Арт-терапевтическая работа в основном вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, мобилизует творческий потенциал.

Арт-терапия – это уникальный метод «ненавязчивого» раскрытия личности.

Функции арт-терапии:

Воспитательная.

Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками.

Развивающая.

Каждый ребёнок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся открытости в общении, спонтанности.

Коррекционная.

У детей улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Диагностическая.

Возможность получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях детей.

Виды арт-терапии.

Изотерапия – рисование красками, карандашами.

Цветотерапия – воздействие и изучение цвета помогает детям лучше познать мир.

Песочная терапия – развивает не только воображение, но и моторику.

Игротерапия – игры направленные на познание определённых эмоций, действий.

Музыкотерапия – здесь можно даже покричать.

Сказкотерапия – прививает нравственные качества через героев книг, сказок.

Этапы реализации арт-технологий:

1 Подготовительный этап включает:

введение участников в определенную реальность, в которой будет происходить их работа, обозначение ролевых позиций участников, пояснение, что они будут делать и с какой целью, определение логики прохождения занятий и организация пространства.

2 Этап реализации включает:

 - Работу детей по выполнению задания;

 - Демонстрацию детям полученных ими результатов (рисунок,

коллаж, скульптура и т.д.)

 3 Этап обсуждения полученных результатов.

 В результате занятия у детей должно возникнуть ощущение интеллектуального приобретения. В начале анализируются работы детей, а затем смоделированная ситуация по возможности переносится в реальную жизнь.

Арт-терапия – это очень важное направление для дошкольников. Оно позволяет помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, повысить самооценку и уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)

Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Памятка для педагогов "Арт-терапия в работе с дошкольниками.Игры и упражнения"

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на раз...

Су-Джок терапия в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод стимулирования речевых зон коры головного мозга. ...