Статья "Арт-технологии и арт-терапия в работе с дошкольниками"
статья по коррекционной педагогике
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка.
Именно в этот период дети активно познают окружающий мир, получают первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытаются найти своё место среди них.
Перед педагогами стоит задача создать комфортные психологические условия для получения этих знаний и опыта детьми.
Здесь на помощь приходят арт-технологии (художественно-творческие технологии, арт-терапия и арт-педагогика) – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-технологии и арт-терапия в работе с дошкольниками.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка.
Именно в этот период дети активно познают окружающий мир, получают первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытаются найти своё место среди них.
Перед педагогами стоит задача создать комфортные психологические условия для получения этих знаний и опыта детьми.
Здесь на помощь приходят арт-технологии (художественно-творческие технологии, арт-терапия и арт-педагогика) – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.
Художественно-творческие технологии – совокупность знаний, умений и навыков педагога средствами художественного творчества воздействовать на личность ребёнка.
Арт-педагогика – воспитание и обучение посредством взаимодействия ребёнка с произведениями искусства и организации его творческой деятельности (в отличие от арт-терапии имеет педагогические цели).
Арт-терапия – способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности (в переводе с англ. «лечение искусством»).
Преимущества арт-терапии в работе с детьми:
- Практически любой может участвовать в арт-терапевтической работе, так как она не требует каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
- Арт-терапия – средство невербального общения, что очень ценно для тех, кто плохо владеет речью.
- Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребёнка.
- Изо-деятельность – очень хорошее средство для сближения детей. Анализируя продукты детского творчества, можно понять настроения и мысли ребёнка.
- Арт-терапевтическая работа в основном вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, мобилизует творческий потенциал.
Арт-терапия – это уникальный метод «ненавязчивого» раскрытия личности.
Функции арт-терапии:
Воспитательная.
Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками.
Развивающая.
Каждый ребёнок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся открытости в общении, спонтанности.
Коррекционная.
У детей улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Диагностическая.
Возможность получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях детей.
Виды арт-терапии.
Изотерапия – рисование красками, карандашами.
Цветотерапия – воздействие и изучение цвета помогает детям лучше познать мир.
Песочная терапия – развивает не только воображение, но и моторику.
Игротерапия – игры направленные на познание определённых эмоций, действий.
Музыкотерапия – здесь можно даже покричать.
Сказкотерапия – прививает нравственные качества через героев книг, сказок.
Этапы реализации арт-технологий:
1 Подготовительный этап включает:
введение участников в определенную реальность, в которой будет происходить их работа, обозначение ролевых позиций участников, пояснение, что они будут делать и с какой целью, определение логики прохождения занятий и организация пространства.
2 Этап реализации включает:
- Работу детей по выполнению задания;
- Демонстрацию детям полученных ими результатов (рисунок,
коллаж, скульптура и т.д.)
3 Этап обсуждения полученных результатов.
В результате занятия у детей должно возникнуть ощущение интеллектуального приобретения. В начале анализируются работы детей, а затем смоделированная ситуация по возможности переносится в реальную жизнь.
Арт-терапия – это очень важное направление для дошкольников. Оно позволяет помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, повысить самооценку и уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"
Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...
Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)
Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...
Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками» В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...
Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»
Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...
Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»
Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...
Памятка для педагогов "Арт-терапия в работе с дошкольниками.Игры и упражнения"
Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на раз...
Су-Джок терапия в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод стимулирования речевых зон коры головного мозга. ...