«Соблюдение единого слухоречевого режима в течение учебного дня на примере дошкольной группы»
статья по коррекционной педагогике
В данной статье автор раскрывает опыт работы образовательного учреждения по созданию педагогических условий для успешного развития неслышащих дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Соблюдение единого слухоречевого режима в течение учебного дня на примере дошкольной группы».
М.В. Бакиева, воспитатель,
казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»,
г. Нижневартовск.
Аннотация. В данной статье автор раскрывает опыт работы образовательного учреждения по созданию педагогических условий для успешного развития неслышащих дошкольников.
Ключевые слова. Кохлеарный имплант, психолого-педагогическая коррекция, слухоречевая реабилитация, слухоречевая среда, социально-психологический статус.
Под слухоречевым режимом понимается совокупность единых организованных требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала, направленных на развитие связной речи, развитие слухового восприятия и закрепление правильных произносительных навыков. Слухоречевая среда организуется в ходе всего учебно – воспитательного процесса и предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.
Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие:
- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
- формирование у детей потребности в речевом общении;
- обязательное использование учащимися индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
- побуждение детей к активному применению речи;
- использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
- контроль за речью (произношением) детей со стороны взрослых;
- соблюдение единых требований к речи взрослых;
- оформление речевого материала в помещении группы: «Уголок наблюдения», «Мое настроение», «Уголок художника», «Кто дежурный», «Дни недели» и т.д.
Жизнь ребёнка в дошкольном отделении связана с проведением различных режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т.д.). Ежедневная бытовая деятельность создаёт условия для общения детей со взрослыми и между собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий.
На начальных этапах обучения бытовая деятельность создаёт условия для формирования предметной отнесенности значений слов, обеспечения прочной наглядной основы. Слова используем в разных коммуникативных высказываниях: простых по структуре вопросах, побуждениях (Что это? Это мяч. Покажи мяч. Где мяч? И т.д). Пользуясь естественной речью при выполнении действий, организации детей во время проведения режимных моментов, мы выделяем слова, нужные для обозначения наиболее необходимых предметов и действий. Важно предъявление слова в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя ложку, мы показываем её форму, правильное удержание в руке, аккуратное зачерпывание пищи и др.). Условия общения делают необходимым включение слова в различные типы высказываний («Это ложка», «Ешь ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?»). Речевой материал разрабатывается с учителем–дефектологом (сурдопедагогом) предъявляем его устно и, в зависимости от этапа обучения, письменно (на табличках) или устно- дактильно. Он употребляется в связи с логикой выполняемых действий. Многократно повторяем одни и те же слова и выражения в связи с бытовой деятельностью и это позволяет детям запомнить речевой материал, использовать в привычных и специально созданных ситуациях.
Развитие устной речи детей происходит в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе ознакомления с окружающим миром. На занятиях по видам детской деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре на начальном этапе это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и другие; на четвёртом-пятом году обучения используем фразы «в гости пришла кукла Оля. Надо накрыть на стол. Чем угостим куклу? И т.д.». Примерные слова фразы в изобразительной деятельности - сначала это слова «бумага», «кисточка», «вода», после появляются фразы - «Какого цвета?», «Какой формы?», «Что нужно для работы?». Это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию. Речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Помоги Кате» и другие).
В свободной деятельности обсуждаем с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организуем их общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности. Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с окружающим миром, т.к. в процессе познания назначения и свойств окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирования представлений об условиях жизни человека дети усваивают и необходимый речевой материал, который в дальнейшем будет предметом рассмотрения на занятиях по развитию речи. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесённость слов, создаются конкретные условия для развития обобщающей функции слова. Приучаем постоянно детей к словесному общению со сверстниками, для этого формируем вместе с сурдопедагогом необходимые для этого фразы, на занятиях создаём ситуации, требующие словесного общения. Например: в виде сюрпризного моментаиз мешочка достаю нужный материал, дети его называют, а мы спрашиваем: «Что это? Что будем делать?
Особенно активно дети пользуются словесной речью во время сюжетно - ролевых игр. Выполняя определённую роль, ребёнок не только воспроизводит необходимые действия, ему приходится вступать в общение с партнёрами в соответствии со своей речью.
Создание слухоречевой среды в семье - важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, т.к. здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребёнка. Коммуникативные навыки могут быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им.
Рекомендуем родителям развитие речи соединять с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим - созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребёнком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний. Проходя очередную тему, просим родителей повторить её дома. Сначала родители испытывали трудности в выполнении домашнего задания (незнание как помочь своему ребёнку, как правильно задать вопросы, какую наглядность использовать, какой речевой материал брать в работе с детьми), но затем это стало регулярной и неотъемлемой частью нашей совместной работы. Проводимая нами работа помогает общению детей друг с другом, также помогает родителям общаться с детьми. Можно сказать, что предложенная нами работа с родителями подтверждает важность и целесообразность проведения такого рода мероприятий с детьми и их родителями, способствует формированию речевого общения и развития устной речи в целом у неслышащих детей дошкольного возраста. Конечно, когда мы приняли наших детей они не умели говорить. Речь была невнятной. Когда мы начинали заниматься, совместно с учителем–дефектологом (сурдопедагогом), мы учили их произносить звуки, слоги и небольшие слова. Прошло 3 года. Сейчас наши дети легко общаются друг с другом, легко вступают в контакт со взрослыми, отвечают и задают много вопросов, знают много стихотворений.
Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном виде, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных условиях общения очень велико, так как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания с учителя–дефектолога (сурдопедагога), на занятиях по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....
Реализация принципа преемственности в рамках единого ОУ на примере МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана и дошкольных групп «Гнездышко»
Актуальность данной темы в том, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Как показывает практика, очень часто принцип преемственности не реализуется в полной мере, это привод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/16/picture-725798-1526448068.jpg)
О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК.
О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области Методические рекомендации для специалистов ПМПК...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/06/picture-439589-1399402508.jpg)
"Соблюдение двигательного режима как основа улучшения состояния здоровья ребенка дошкольного возраста"
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главну...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/18/picture-1114254-1710794601.jpg)
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в группах
Согласно федеральному закону №52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологичесом благополучии населения " в ДОУ должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1153757-1568822050.jpg)
Консультация для педагогов "Организация двигательного режима в течении дня"
Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка...