Консультация для родителей "Источник творчества"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

В консультации учителя-дефектолога затрагивается один из вопросов,который себе задают родители "Как вырастить креативного и творческого малыша?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochnik_tvorchestva.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Источник творчества

(консультация для родителей)

Сегодня модно быть креативным, проще говоря – творческим человеком. Как вырастить малыша таким?

Известный английский писатель Честертон замети: «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет». Действительно, неутолимая жажда нового, нестандартное восприятие окружающего мира, богатое воображение, а главное потребность в творчестве – качества, присущие гению и ребенку.

Что же служит источником творческих способностей малыша? Это развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Их неустанная работа – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.

Творчеством во многом определяется умение выражать чувства, эмоции, представление о мире различными способами. А для этого надо научить кроху видеть в каждом предмете разные стороны; строить образ, отталкиваясь от какого-то признака предмета; использовать фантазию для решения разных задач.

Игры для души и ума

Именно в игре проявляются и развиваются творческие возможности ребенка. Учите малыша планировать свою деятельность, сочетая это с творческими, нестандартными решениями. Когда дети начинают осваивать ролевые игры, включитесь в процесс – разнообразьте сюжет и разворачиваемые действия. Вовлеките ребенка в игровую ситуацию, стимулируя его на новые действия, новые идеи, которые обогатят содержание игры. Для этого превратитесь в капризного покупателя или забывчивого продавца билетов.

Разыгрывая любимые сказки, создайте настольный и кукольный театр. Ваше совместное изготовление оригинальных кукол, декораций, костюмов будет способствовать развитию творческой фантазии и самовыражению ребенка. Позвольте ему не просто повторять тексты персонажей, а придумывать разные варианты сюжета, импровизировать по ходу игры. Дайте малышу право изменить, например, место действия сказки или характер героев (колобок станет умным, а лиса -  доброй).

Вовлекайте ребенка в продуктивные виды деятельности – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Это прекрасный способ дать возможность проявиться творческим способностям и самостоятельности. И конечно, помогите малышу не бросать начатую работу, а доводить дело до конца. Важно ценить не только результат деятельности, качество продукта, но и сам процесс, саму творческую активность ребенка. А оценивая результат, сравнивайте достижения ребенка с его предыдущими успехами. Это позволит ему чувствовать себя уверенно и действовать смелее.

Наша жизнь представляет нам массу возможностей для развития творческих способностей:

  • Прогуливаясь по парку, предложите ребенку представить мир глазами муравья;
  • Понаблюдайте за облаками, обсудите, какие образы в них можно найти;
  • Зимой слепите необычного снеговика: раскрасьте его красками, наденьте одежду, вручите забавные предметы;
  • Вместе подумайте, как лучше оформить на тарелке кушанье – в виде игрушки, а может, в виде футбольного мяча;
  • Придумайте веселые упражнения с предметами для зарядки.

У старшего дошкольника особое внимание уделите следующим качествам мышления:

  • Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей;
  • Нестандартность – проявлять сообразительность, смекалку, находчивость, чувство юмора;
  • Гибкость – способность высказывать многообразие идей;
  • Оригинальность – способность порождать новые необычные идеи;
  • Точность – законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своей работе.

Пора упражняться

Волшебные кляксы

До начала игры изготовьте несколько клякс: на середину листа бумаги вылейте немного чернил или гуаши. Сложите лист пополам. Затем разверните и предложите  ребенку сказать, на что похожи кляксы: назвать максимально возможное количество разных оригинальных идей.

Дорисуй фигуру 

Предложите малышу дорисовать разные незаконченные изображения (линии, точки, каракули, закорючки, контуры) так, чтобы превратить их в какие – либо предметы или картины.

На что похоже?

Попросите ребенка назвать как можно больше различных предметов, на которые похоже определенное изображение. Например, два круга, соединенных горизонтальной линией, можно представить как очки, штангу или самокат. Волнистая линия превратится в горку, ленту, змею либо речку; полукруг с кольцами, опущенными вниз, станет горой, мостом, радугой.

Дорисуй круг

Попросите малыша придумать, нарисовать и разукрасить как можно больше предметов, имеющих в своей основе какую- либо геометрическую фигуру: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Так, вариантами предметов круглой формы могут быть: мяч, солнце, арбуз, вишня, часы, колесо, неваляшка, снеговик, бусы; овальной – репка, рыба, яйцо; треугольник – флажок, елочка, балалайка, клоунский колпак, парус; квадратной – книга, домик с окошком; прямоугольной – шкаф, конверт, машина, стол и т.д.

Затем попросите ребенка изобразить предметы, составленные из разных геометрических фигур (например, клоуна в колпачке).

         Чудо – картины

Предложите ребенку нарисовать кого- то или что- то (членов семьи, животных, здание в городе и т.д.), используя образы цветов, листьев, овощей, фруктов.

Стеклянная планета

Пусть малыш придумает и изобразит необычных жителей, природу, животных Стеклянной (Шоколадной, Пластилиновой и др.) планеты.

Сложи узор

Следующие задание для ребенка – выложить на столе необычные узоры, фигуры, изображения с помощью наборов для игр «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный круг», «Пентамино», цветных счетных палочек, элементов мозаики, деталей конструктора.

Представь себе

Малыш представляет и рисует красками (или описывает словами) цвет счастья, радости, смеха, грусти, боли. Усложняем задание и описываем…запахи.

Фантастические гипотезы         

Приготовьте 30 карточек, на которых напишите 15 имен существительных 15 глаголов. Ребенок берет любимые две карточки: одна с существительным, другая с глаголом  (например: «кит» и «ходить»). Их сочетание и дает тему истории. Предложите малышу сочинить рассказ: «Что было бы, если бы кит умел ходить?»

Подбери слово

Попросите ребенка найти как можно больше:

  • Рифмующихся слов, например: ложка – кошка, ножка – мошка и т.д.;
  • Слов, близких по значению, например: смелый – храбрый, отважный – мужественный, бесстрашный; смеяться – хохотать, веселиться;
  • Слов, обозначающих предметы, понятия, которые могут сочетать два названных признака, например: сладкий, легкий – сахар, пирожок, запах;
  • Слов, одинаково звучащих и пишущихся, но имеющие разные значения, например: ключ бывает от двери, в горах, скрипичный, а лист может быть у растения, лежать в пачке бумаги.

Сравнения

Поупражняйтесь вместе с малышом в сравнении свойств различных объектов окружающего мира. Например: снег пушистый, как…вата, мех, облако; море синее, как…василек, небо, сапфир. Мальчик, как медведь, а девочка, как лебедь; деревья, как богатыри, а лед, как камень.

А с чем можно сравнить прическу, снежинку, озеро, ветер и т.д. Например: прическа, как грива льва, как барашек, как из соломы, как произведение искусства  или же рассыпалась, как песочный куличик.

Объясни смысл

Обсудите вместе, а если нужно объясните смысл выражений и пословиц:

  • «золотая середина»;
  • «золотые руки»;
  • «белая ворона»;
  • «тише едешь – дальше будешь»;
  • «семь раз отмерь – один отрежь»;

Интонация

Подберите несколько словосочетаний или короткую сказку. Попросите ребенка сказать их с разной интонацией: ласково, весело, грустно, сердито и т.д.

Функции предметов

Новое задание -  назвать как можно больше функций одного предмета. Например, карандашом можно…. Рисовать, использовать его как указку, палочку для рыхления земли в горшочке, как деталь конструкции из пластилина, им можно измерять другие предметы, заколоть волосы и т.д.

         Сказочные превращения

Предложите ребенку сочинить сказку: придумать образы и их волшебные превращения. Поиграйте в сочинительство, загадок, небылиц, стихотворений.

Кто я?

Попросите малыша придумать свое начало или окончание к данным предложениям:

  • «Я – прекрасный цветок…»;
  • «Я – золотая рыбка…»;
  • «Я - могу быть ветерком…»;
  • «Я – светлячок…»;
  • «Я – интересная книжка…»;
  • «Я – превращаюсь в тигра, когда…»;

Пантомима

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой – либо предмет, профессию, действие, «рассказать» стихотворение.

Изобретатель

Малыш превращается в волшебника и начинает изобретать новое и необычное, объединяя друг с другом обыкновенные предметы (например, ручку с карандашом: можно одновременно рисовать и писать).

Следующий этап – нужно нарисовать или слепить придуманный образ.

Полноценное самовыражение в творчестве – залог психологического здоровья ребенка. Создавайте творческую атмосферу вокруг него, помогайте, поощряйте его деятельность, делая ее источником положительных эмоций и развития творческого потенциала. Внимание и тактичное отношение к творчеству вашего чада – лучшее выражение любви к нему. Не жалейте времени на совместные творческие игры и занятия. В такие моменты в вашем ребенке рождается Творец – так помогите его рождению! Разделите с ним радость творчества!                                  

                                                            Ольга Лесовая, педагог, психолог.

ТЕСТ: КАКОВ ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ?

Очень важным оказывается изучение творческого мышления наставников ребенка. У родителей с высоким творческим потенциалом детишки добиваются блестящих успехов в учебе, раскрываются, наиболее полно реализуя свои возможности, способны в дальнейшем творчески решать жизненные задачи.

Мы предлагаем вам небольшой тест, который поможет оценить себя.

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1.Когда вы решаете что – то предпринять, думаете ли вы, что сможете довести дело до конца?

  1. Да.
  2. Часто думаю, но не всегда получается.
  3. Да, часто

8.Сразу после беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорили?

  1. Да, без труда.
  2. Запоминаю только то, что меня интересует.
  3. Всего вспомнить не могу.

2.Испытываете ли вы желание заняться изучением дидактики как науки об обучении?

  1. Да, неизвестное  меня привлекает.
  2. Нет, все, что мне пока известно из этой науки меня не привлекает.
  3. Все зависит от целей изучения этой науки.

9.Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы повторить его в сходной ситуации?

  1. Да, без затруднений.
  2. Да, если этот термин легко запомнить.
  3. Нет.

3.Вам часто приходится заниматься сравнительно новым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем успеха?

  1. Да.
  2. Удовлетворюсь тем успехом, который был достигнут до меня.
  3. Нет, так как знаю, что успеха добиться невозможно.

10.В свободное время вы предпочитаете:

  1. Поразмыслить наедине.
  2. Находиться в компании.
  3. В одиночестве или с друзьями, вы все равно думаете о своем.

4.Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы знать все те теоретические положения, которые помогут  ее решить?

  1. Да.
  2. Нет, достаточно знаний передового опыта.
  3. Нет.

11.Вы занимаетесь подготовкой доклада (сообщения). Решаете прекратить это занятие, если только:

  1. Дело законченно и, кажется вам, отлично выполнено.
  2. Вы более или менее довольны.
  3. Вам не все удалось сделать, но есть и другие дела.

5.Когда вы терпите неудачу, то…

  1. Какое – то время упорствуете, продолжая начатое.
  2. Махнете рукой на затею.
  3. Продолжаете делать свое дело.

12.Когда вы одни то:

  1. Любите почитать книгу любимого писателя.
  2. Любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие.
  3. Решаете проблему, связанную с вашей работой.

6.По – вашему, профессию надо выбирать исходя из…

  1. Своих возможностей и перспектив для себя.
  2. Значимости и нужности профессии, потребности в ней.
  3. Преимуществ, которые она дает.

13.Когда какая – то идея захватывает вас, то вы думаете о ней:

  1. Независимо от того, где и с кем вы находитесь.
  2. Только наедине.
  3. Только там, где не слишком шумно.

7.Путешествуя, могли бы вы легко повторить маршрут, который однажды уже был пройден?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Да, но только в той местности, которая мне понравилась.

14.Когда вы отстаиваете какую – то идею, то:

  1. Можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов.
  2. Останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выдвигали.
  3. Измените свое мнение, если давление будет сильным.

ПОДСЧИТАЕМ ОЧКИ?

За ответ «a» - получайте 3 очка,

За ответ «b» - 1 очко,

За ответ «с» - 2 очка.

Вопросы № 2,3,4 определяют границу вашей любознательности; № 1 – веру в себя; № 5, 11 – постоянство; № 6 – амбициозность; № 8,9 – слуховую память, № 7 – зрительную память; № 10 – ваше стремление быть независимым; № 12,13 – способность абстрагироваться; № 14 – степень сосредоточенности.

Это – основные качества творческого потенциала. Вычислите общую сумму набранных очков.

  • 37 и более очков.

В вас заложен потенциал, который представляет, богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сумеете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

  • От 20 до 36 очков.

У вас нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае, ваши возможности позволяют вам раскрыть новые грани своей личности, проявить себя (если вы, конечно, этого пожелаете).

  • 19 и менее очков.

Ваш творческий потенциал, увы, слегка ограничен. Но может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает творчеству?

Вам необходимо больше уверенности. Начните какое – то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом, вы и решите проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.

Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности....

Консультация для родителей:"Творчество для самых маленьких"

как научить ребенка рисовать? С чего начать и как организовать художественную деятельность малыша....

Консультация для родителей:"Творчество для самых маленьких"

как научить ребенка рисовать? С чего начать и как организовать художественную деятельность малыша....

Консультация "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА".

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка....

Консультация "Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях"

Консультация для родителей "Как  играть с детьми раннего возраста"...