Проект "На истоках сказки" в старшей группе
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ЗПР педагоги считают метод сказкотерапии. Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать речь, творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию двжений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Через восприятие сказок мы учим и воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_istokah_skazki.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №19 «Светлячок», г Волжск, РМЭ
Проект «На истоке сказки»
Использование метода сказкотерапии
в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
-Руководитель(ли) проекта: Шестакова О.Ф.,
учитель-дефектолог, Александрова С.А.,
воспитатель высшей категории, Пахмутова О.Н.,
музыкальный руководитель.
Волжск
Актуальность
В настоящее время выявлена проблема роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Одной из форм психических нарушений является задержка психического развития (ЗПР). Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.
Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ЗПР педагоги считают метод сказкотерапии.
Специалисты считают, что сказки расширяют знания ребенка об окружающем мире и о нём самом; обогащают внутренний мир ребёнка духовно-нравственными ценностями; корректируют поведение и развитие речи; стимулируют психофизическое и эмоциональное развитие ребенка. Также при использовании сказкотерапии происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать речь, творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию двжений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Через восприятие сказок мы учим и воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Цель: познавательное и речевое развитие дошкольников посредством нетрадиционных видов технологий (сказкотерапия).
Данный проект позволил решить такие задачи:
1. Развить у детей речевую активность, фонематический слух.
2. Совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, воспитать интерес и любовь к живому слову.
3. Развить у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
4. Развить мелкую моторику рук дошкольников.
5. Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (музыка, живопись, литература).
Образовательная область. ОО «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Проект по времени – долгосрочный, по характеру деятельности – творческий, по количеству участников – коллективный.
Участники проекта: дошкольники, педагоги и родители.
Методы реализации проекта
1.Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических, подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
2.Словесно-образный метод:
- чтение сказок с последующей драматизацией;
- консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
- беседы;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: сочинение сказок, рисование иллюстраций к сказкам;
- изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;
- оформление книги по сказкам и рисункам детей.
Проект состоял из нескольких этапов:
- выбор темы, постановка цели и задач проекта, определение предполагаемых результатов;
- подбор литературы, составление плана мероприятий, изготовление атрибутов и костюмов;
- заключительная диагностика сформированных навыков.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта. Прогнозирование результата.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подготовка наглядного и практического материала:
- письменных консультаций;
- стендов информации и др.
Основной этап реализации проекта:
- составление перспективного плана проведения образовательной деятельности с детьми по сказкотерапии, в рамках проекта;
- разработка конспектов НОД по данной теме:
НОД «Разноцветные сказки» (учитель-дефектолог, воспитатели).
НОД «В гостях у бабушки Маланьи» (воспитатель).
НОД «Путешествие семечки по сказкам» (воспитатель).
НОД «Музыка в сказке» (музыкальный руководитель).
Развлечение по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха» (учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатели).
- систематизация материала по сказкам в пособии Лэпбук «Любимая сказка»;
- изготовление и оформление пособий в театрализованном уголке: «Чемодан сказок», «В сказки пальчики играют» (пальчиковый театр), и др.;
- изготовление и оформление пособий в речевом уголке «Графическая схема сказки», «Что сначала, что потом», «Собери целое из частей» и др.;
- проведение занятий в комбинированной группе.
Работа с родителями:
- Знакомство родителей с проектом на родительском собрании.
- Мастер-класс для родителей «Путешествие в сказку».
- Консультации индивидуальные и подгрупповые:
«Умная сказка» (воспитатели);
«Сказки Разноцветного Леса» (воспитатели);
«Какой должна быть детская сказка?» (воспитатели);
«Сказкотерапия для детей» (учитель-дефектолог);
«Роль сказкотерапии в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития» (учитель-дефектолог);
«Сказкотерапия - один из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР».
- Выставка совместных работ детей и родителей по сказкам («Мой любимый сказочный герой», «Сказки Пушкина», «В гостях у марийской сказки», «Морские обитатели морей».
- Совместная подготовка развлечения по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха» (костюмы, атрибуты).
Заключительный этап:
- Презентация опыта работы по использованию метода сказкотерапии в работе с детьми с ЗПР.
- Представление практического материала группы в рамках реализации данного проекта.
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «В гостях у сказки».
- Постановка музыкальной сказки «Муха-Цокотуха» по произведению К.И. Чуковскому.
Продуктами проекта стали: альбомы «Мой сказочный герой», «Моя любимая сказка», «У Лукоморья» (герои сказок А.С. Пушкина); книги семейного творчества «Сказочные животные», «Моя сказка»; Лэпбук «Любимая сказка»; выставки рисунков и поделок («Мой любимый сказочный герой», «Сказки Пушкина», «В гостях у марийской сказки», «Морские обитатели морей» и др.), НОД, мастер-классы для родителей.
Предполагаемые результаты:
- Возрастает познавательно-речевая активность детей в разных видах деятельности;
- Активизируются психические процессы;
- Устанавливаются доброжелательные отношения между детьми;
- Улучшается эмоционально-волевая сфера ребенка;
- Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию метода сказкотерапии в работе с детьми.
Список литературы:
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: "Академия", 2001. – 248 с.
- Копытин А. И. Основы Арт-терапии. СПб, 1999
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., Речь, 2003. – 400 с.
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.
Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. – СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1996.
Копытин А.И. Основы арттерапии. - СПб.: Лань, 1999.
Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Правда, 1982. - Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое мероприятие по проектной деятельности в старшей группе « Здравствуй, сказка!»
Задачи инсценировки:– Научить детей понимать основную идею сказки, сопереживать героям;– Помочь передавать различные эмоциональные состояния героев, используя образные выражения;– Поощрять согласованн...
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...
Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».
Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....
Проектная деятельность в старшей группе № 6 " Сказка ложь, да в ней намек!"
Проект"Сказка ложь, да в ней немек! Вид проекта: творческий, информационныйПродолжительность проекта: краткосрочный .Участники проекта: дети( 5-6 лет), воспитатели, родители....
Проектная деятельность в старшей группе "В гостях у сказки"
Паспорт проекта, приложения к проекту...
Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Дети и сказки»
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...
Конспект НОД по проектной деятельности в старшей группе на тему «Сказка про солдатскую дочку и волшебное пугало».
Конспект НОД по проектной деятельности в старшей группе на тему «Сказка про солдатскую дочку и волшебное пугало».Цель: формировать умение детей раскрывать отношение к труду как ...