Презентация коррекционно-развивающей программы для старших дошкольников "Один на сцене"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
«Презентация программы групповых коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников «Один на сцене».
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется страх социального оценивания. Наш детский сад постоянно участвует в таких конкурсах как «Цветик-Семицветик», «Я-исследователь», «Конкурс чтецов» и других подобных очных конкурсов. Также в детском саду постоянно проходят утренники-тетрализации, где дети, помимо чтения стихотворений, задействованы в качестве ведущих и играют различные роли. Детям очень часто приходится выступать на сцене. Так как дети получают оценку, выступая перед публикой, которая состоит не только из их знакомых и друзей, но также и из зрителей и жюри, которые их оценивают, у некоторых из ребят, в ярко выраженной форме проявляются страхи, являющиеся причиной того, что ребенок не может показать свои достижения в полной мере, теряется, или совсем забывает все то, что подготовил. Неудача на сцене закрепляет и увеличивает страхи, и избавиться от них с каждым разом становится все труднее и труднее. В результате ребенок просто отказывается играть роль в сценке или читать стихотворение.
Слайд 2
Каждый родитель и педагог хотят, чтобы ребенок в будущем, был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Современная психология предлагает различные формы решения проблемы страхов. Арт –терапия один из эффективных методов в преодолении детских страхов, основанный на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет «более глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты». Находясь в творческом процессе, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.
Первым этапом в преодолении чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает. Детям бывает гораздо проще изобразить, не детализируя, «страх», чем описать его словесно. Находясь в «Творческом процессе», такой ребенок не просто изображает конкретные предметы, он живет в этом «микрокосмосе», который мы условно называем «детское творчество»
Слайд 3
Занятия моей программы начинаются знакомством со страхами детей. Для этого я использовала технику рисования пеной для бритья.
Материалы: пена для бритья, гуашь, акварельные краски или пищевые красители, плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок, бумага, скребок, пипетка, кисточки, клей ПВА.
Упражнение «Скульптура»
Цель: коррекция тревожности, развитие воображения.
Выдавливая пену столько, сколько хочет ребенок создает объемную скульптуру. Психолог предлагает увидеть, на что или на кого похожа скульптура. Используя краски, ребенок раскрашивает ее.
Если ребенок увидел, что – то страшное и не красивое, то можно «долепить» скульптуру, добавив пены и использовать более яркие краски. Психолог предлагает рассказать о получившейся скульптуре.
Слайд 4, Слайд 5
Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации. Существует множество приемов и способов:
• дорисовка «защитного объекта»; закрашивание «страшного»;
• уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т. д.);
• дорисовка интересных, интригующих деталей («сюрприз»);
• видоизменение, превращение «страшного» в «смешное»;
• развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями.
• украшение мрачного, преобразование в красивое;
• «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).
И в завершении упражнения «Скульптура» детям было предложено «сломать скульптуру». Одному ребенку из группы стало жалко свою фигуру и он не согласился ее ломать. Остальные с удовольствием ломали свои изделия и возились в пене.
Слайд 6
На следующих занятиях дети подробнее знакомились со своими страхами и тревогами. Дети рисовали страхи, рассказывали о них.
Слайд 7
Вторым методом работы с дошкольниками избрана метафора (сказкотерапия), для того чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых возможностей, укреплять в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Развивать воображение ребенка, достигать позитивных изменений, благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста.
Слайд 8
В рамках данной программы дети играли в игру «Волшебный магазинчик страхов». Цель игры: изменение отношения к собственным страхам. Я рассказывала детям сказку Д. Соколова «Дед, внучка и боюськи». Детям предлагалось представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где могут выгодно продать свои страхи, обосновать их «полезность». Я исполняла роль продавца и задавала детям наводящие вопросы.
После продажи всех страхов делали самоутверждающее упражнение «Радуга силы»
Слайд 9
Радуга силы. На листе акварельной бумаги нужно нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
Еще в рамках данной программы были проведены игры и упражнения для повышения самооценки и уверенности в себе.
Дети рисовали свой «Город уверенности». Сначала дети придумали рассказ о своем городе. Какой он, что в нем находится, какие люди живут, а потом нарисовали этот город солью.
Слайд 10, слайд 11
На следующих занятиях дети учились различным способам релаксации, для снятия напряжения в области мышц лица и шеи, развития слухового восприятия, снятия мышечного напряжения, развития выразительных движений. На данном слайде дети изображают журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту и ловит лягушек.
Слайд 12
На последнем занятии программы мы подводим итоги. Обсуждаем чего достиг каждый ребенок, используя пальчиковый кукольный театр.
Слайд 13
Например, Этюд Гроза. Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Слайд 14
Заключение.
Слайд 15
Анализируя проблему сценического волнения можно сделать вывод, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Так один выступающий ничего не боится, другой - трясется как осиновый лист, третий - впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным возбуждением и т.д. Моя задача, как педагога-психолога научить ребят справляться со своим волнением. Внушить уверенность в своих силах, вовремя оказать им необходимую помощь и поддержку, чтобы солист смог достойно выступить и поверить в себя.
Сходным образом рассуждал и В.В. Кастельский: «Я говорю студентам перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Именно так и следует настраивать выступающих, это лучший метод борьбы с боязнью сцены.
Дети с огромным удовольствием посещали занятия, позитивно воспринимали их проведение. Необходимо отметить, что у всех детей отмечалось снижение количества страхов, снижение уровня тревожности, повышение уверенности. На каждом занятии дети учились управлять своими страхами, преодолевая его разными способами и средствами.
Динамика преодоления страхов у каждого ребенка была разная, что зависело от степени включенности в занятие, от индивидуальных особенностей детей, от уровня тревожности каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_vystupleniyu_lysenko.pptx | 749.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель программы : создание условий для снижения тревожности у воспитанников, до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме. Задачи : -обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций; - снижение уровня тревожности; - способствование повышению самооценки у участников группы; - способствование повышению общей коммуникативной культуры воспитанников.
Занятия моей программы начинаются знакомством со страхами детей. Для этого я использовала технику рисования пеной для бритья. Материалы : пена для бритья, гуашь, акварельные краски или пищевые красители, плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок, бумага, скребок, пипетка, кисточки, клей ПВА. Упражнение «Скульптура» Цель: коррекция тревожности, развитие воображения. Выдавливая пену столько, сколько хочет ребенок создает объемную скульптуру. Психолог предлагает увидеть, на что или на кого похожа скульптура. Используя краски, ребенок раскрашивает ее. Если ребенок увидел, что – то страшное и не красивое, то можно «долепить» скульптуру, добавив пены и использовать более яркие краски. Психолог предлагает рассказать о получившейся скульптуре.
«Скульптура»
В начале занятия В конце занятия
Слайд игра в магазин
Радуга силы . На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
Дети рисовали свой «Город уверенности». Сначала дети придумали рассказ о своем городе. Какой он, что в нем находится, какие люди живут, а потом нарисовали этот город солью . Материал : разноцветный картон, разноцветная соль , цветные мелки, клей ПВА, карандаши. Нанести клей ПВА по контуру рисунка, затем засыпать разноцветной солью (соль смешивается с мелками для рисования). Соль должна подсохнуть. Лишнюю соль стряхнуть. Дети рисуют на выбранном картоне карандашами изображение города уверенности. Для того чтобы город стал ярким и красивым психолог предлагает преобразить его, используя цветную соль.
Пластический этюд «Птицы».
Пальчиковый кукольный театр . Разыгрываем сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов . Этюд Гроза . Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Этюд «Гроза»
Заключение . Анализируя проблему сценического волнения можно сделать вывод, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Так один выступающий ничего не боится, другой - трясется как осиновый лист, третий - впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным возбуждением и т.д. Моя задача, как педагога-психолога научить ребят справляться со своим волнением, Внушить уверенность в своих силах, вовремя оказать им необходимую помощь и поддержку, чтобы солист смог достойно выступить и поверить в себя. Сходным образом рассуждал и В.В. Кастельский : «Я говорю студентам перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Именно так и следует настраивать выступающих, это лучший метод борьбы с боязнью сцены. Дети с огромным удовольствием посещали занятия, позитивно воспринимали их проведение. Необходимо отметить, что у всех детей отмечалось снижение количества страхов, снижение уровня тревожности, повышение уверенности. На каждом занятии дети учились управлять своими страхами, преодолевая его разными способами и средствами. Динамика преодоления страхов у каждого ребенка была разная, что зависело от степени включенности в занятие, от индивидуальных особенностей детей, от уровня тревожности каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов....
Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»
Цель: формирование и коррекция эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель программыПомочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками....
Презентация коррекционно-развивающей программы "Скоро в школу"
Неподготовленный к школе ребенок неможет сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим класса. с целью подготовки к школе детей с ССР в условиях СРЦ для...