Запах как средство формирования положительно-эмоционального контакта и мотивации к познавательной деятельности у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Наука о лечении различных заболеваний ароматами природных масел получила название – ароматерапия. Этот термин появился в начале 20-х годов. В течение нескольких последующих лет сформировалась новая наука – ароматерапия – раздел фармакологии, использующий эфирные масла и другие ароматные вещества. Это позволило поднять уровень использования эфирных масел в различных сферах нашей жизни. Благодаря своим уникальным свойствам эфирные масла оказывают благотворное воздействие на эндокринную, иммунную и нервную системы человека. Обоняние является одним из важнейших каналов получения информации, именно обонятельный анализатор воздействует не только на сознание человека, но и на его подсознание. С самого раннего детства ребенок знакомится с присутствием и многообразием запахов в окружающем его мире. Запах в жизни ребенка становится проводником тех или иных эмоций, способных украсить или ухудшить его состояние. Ведь дети особенно чувствительны к запахам и тонко чувствуют их. Одной из задач коррекционной педагогики является обучение с опорой на максимальное количество анализаторов. В этом смысле подключение обонятельного анализатора может стать дополнительным каналом приема информации и благотворно воздействовать на состояние таких психических процессов как память, внимание, эмоциональный подъем, работоспособность или наоборот способность релаксации. Следовательно, умелое использование приема ароматерапии может служить средством повышения коррекционно-познавательного процесса, стать дополнительным приемом формирования у дошкольника представлений об окружающем мире, стимулировать его речевое развитие, формировать новые ассоциативные связи. Особенно важно для детей с ограниченными возможностями, так как они больше здоровых детей вынуждены оставаться в замкнутом пространстве, и не имеют достаточных представлений об окружающем мире, а значит и о запахах родной природы. Практика показала, что дети с ограниченными возможностями менее чувствительны к запахам и хуже их дифференцируют, чем нормотипичные дети. У нормотипичных детей чаще проявляется тяга к узнаванию новых запахов, они охотнее выделяют тот или иной запах, как свой любимый. Например, они быстрее запоминают и дифференцируют такие близкие друг к другу запахи как лимон, апельсин и грейпфрут. В то время как дети с ЦП объединяют эти запахи как «апельсин». Здоровые дети чаще соотносят запах ароматического масла с запахами жизненных ощущений, например, запах бергамота определяют как: с «чаем пил», а на вопрос «что тебе напоминает этот запах?», отвечают «папин запах». Для детей с ЦП различение запахов пихты и мяты трудная задача. После неоднократного повторения они могут их перепутать. Они начинают различать запахи после многократного использования после самомассажа и массажа кистей рук. Такую композицию, как пихтовое масло + апельсин только некоторые дети определяют как «Новый год». Таким образом, только длительная и последовательная работа с использованием запахов способна сформировать у ребенка с ЦП определенные ассоциативные связи. Травяные подушечки используются при засыпании, в моменты психологической разгрузки, запах кофе помогает взбодрить ребенка перед занятием. В период адаптации «волшебный воротник», несущий запах пустырника и валерианы, помогает справиться со слезами в момент расставания с мамой. Лучшему запоминанию запаха способствует одновременное проговаривания стихов «до чего приятный этот запах мятный», «я гуляю по лугу, надышаться не могу», «очень радует ребят этот хвойный аромат», «вкусно пахнут из корзины апельсины, мандарины».Сформировать у детей представления о том, что иногда неприятный запах способен принести пользу, помогут такие стихи «всем ребятам я полезный, помогаю от болезней, почему же мне так грустно? Очень пахну я не вкусно». Речь идет о запахе лука, чеснока, чайного дерева, можжевелового масла, которые используются при дезинфекции помещений для профилактики простудных заболеваний. В запоминании запахов могут помочь и картинки с изображением апельсина, елки, цветка. Для пополнения развивающей среды средствами ароматерапии не требуется особых затрат, достаточно одного-двух ящиков с флакончиками масел или коробочек наполненных остро пахнущими веществами. Наилучшим образом для этого подойдет капсула от «киндерсюрприза» с губкой или ватой внутри, пропитанной нужным ароматом. Крышки помечают, чтобы запахи не смешались. Детям предлагают вдохнуть запах и найти подобный ему среди других или подобрать к нему нужную картинку. Но есть особенности, которые открылись во время работы в этом направлении, прежде всего, необходимо выяснить: У кого из детей есть аллергия на тот или иной продукт (например, цитрусовые) и оградить ребенка от опасного запаха. Не использовать комбинацию более чем из двух запахов, если речь идет о масле, а не о травах. Лучше не использовать аромолампы, так как они не всегда безопасны. Запах хорошо распространяется, если положить смоченную маслом влажную салфетку или вату на радиатор, капнуть на свечу, плавающую в воде или на таблетку угля. Методика Марии Монтессори предлагает работу с такими классическими запахами, как кофе, какао, гвоздика, корица, анис, мята. Мы убедились, что хорошо воспринимаются детьми запахи лаванды, бергамота,мяты, апельсина, смородины, лимона, кедра, можжевельника, клубники. Применение приемов аромотерапии способно украсить, оживить и стимулировать коррекционный педагогический процесс. В заключении хочется сказать, что судя по тому, как активно идет внедрение в наш быт различных ароматов, пришло время использовать эти приемы как фактор оздоровления, коррекционного обучения в работе учителей- дефектологов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
F80-F89 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ F84 Общие расстройства психологического развития F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий
«Я хочу!» « Я могу!» «Я должен!»
1 этап Основные задачи –установление эмоционального контакта, преодоление его негативизма к общению со взрослыми, смягчение эмоционального диском-форта , нейтрализация страхов. Задачи этапа – формирование мотивации и преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка. Этапы коррекционной работы 2 этап
Ощущения Сенсорные игры
Сбор анамнеза у родителей на наличие аллергии у ребенка!!! Письменное разрешение на использование запахов (перечисление запахов, которые планируете использовать). Учитывать клинически доказанные виды запахов, благотворно влияющих на ЦНС . Следование за ребенком, присоединение к интересам ребенка, вовлечение ребенка в спонтанную игру; Постепенное введение задач, требующих разрешения в ходе частично-структурированной деятельности; Структурированная деятельность – обучение (введение чек листа); Выбор понравившегося запаха , использования его как мотиватора к познавательной деятельности. Этапы работы с запахами
«Дедушкин сад» «Бабушкин дом» «Дары леса» Знакомство с запахами Дидактические игры: «Попробуй на вкус» , упражняем в умении определять на вкус предмет; игра позволяет ввести в лексикон ребенка прилагательные: кислый, сладкий и т.д. «Выжмем сок» «Чем пахнет?» , упражняем в умении по запаху определять, чем пахнет предмет. «Потрогай, погладь, понюхай» для обеспечения контакта ребенка с первозданным природным материалом. Л имон Апельсин Смородина Клубника Лаванда Мята Розмарин Бергамот Хвоя Кедр Можжевельник
Чек-лист
Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002 БаряеваЛ.Б . , Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Программно-методическое обеспечение: Янушко Е.А.Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф , 2004 . Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ.сред . и высш . пед.учеб.заведений / Е.А.Медведева , И.Ю.Левченко , Л.Н.Комиссарова , Т.А. Добровольская.-М.:Издательский центр «Академия», 2001.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста
Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и по...
Использование программы «CrazyTalk Pro» для создания анимированных персонажей как эффективное средство повышения мотивации к познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
знакомство с программой «CrazyTalk Pro»...
Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста
Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности......
Брошюра "Кейс современных образовательных технологий в мотивации познавательной деятельности детей"
Брошюра "Кейс современных образовательных технологий в мотивации познавательной деятельности детей" рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций.В настоящее время педагогиче...
Мотивация к познавательной деятельности детей дошкольного возраста
В данной презентации представлены теоретические вопросы о том что такое мотивация, её виды и цели в работ с дошкольниками.В интересной и красочной форме рассказано как в работе с детьми приминяется Те...
«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...
«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...