РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
статья по коррекционной педагогике
Игра – это «дитя труда». Ведь ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит эту самую деятельность в свою игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_did_igry_v_razv_reb.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ЗПР
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИХ К ШКОЛЕ
Игра – это «дитя труда». Ведь ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит эту самую деятельность в свою игру.
Ребенок сначала играет с окружающими его предметами, а затем – с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.
Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях.
Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана – ведут корабль по заданному курсу на основе выполненных расчетов.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают свои способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.
Поэтому, по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Дидактические игры особенно необходимы в коррекционно-воспитательной работе с детьми шестилетнего возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому развивающему материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к развивающему материалу. Как показывает опыт, дети с ЗПР в неигровых ситуациях обучаются с большим трудом.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, стимулировать их познавательный интерес, развивать речь, опыт общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать.
Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями сокращается постепенно. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме) также происходит постепенно.
Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия.
Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.
- Игра «Составим узор»
Цель. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Оборудование. Набор из 9 фигур: красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 синих и красных квадрата.
Ход игры. Педагог предлагает одному ребенку составить узор на магнитной доске, другим – у себя на листе бумаги. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева – 2 красных. Правее этого узора педагог предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева – синие квадраты.
- Игра «Составим букет»
Цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, числе и цвете предметов.
Оборудование. Рисунки цветов разных размеров.
Ход игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше – мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек, васильков, больших и маленьких цветов.
- Игра «Наоборот»
Цель. Развитие речи у детей, включение их в активный понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий».
Хо игры. Бросая мяч, педагог называет слово. Ребенок, поймав мяч, называет противоположное слово и возвращает мяч педагогу. Например: толстый-тонкий; большой-маленький; высокий-низкий; глубокий-мелкий; тяжелый-легкий; широкий-узкий; длинный-короткий.
- Игра «Построим аквариум для рыбок»
Цель. Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Оборудование. Подготовить заранее фигурки 10 рыбок разного размера (6 желтых и 4 красные) и 4 полоски бумаги.
Ход игры. Дети вырезают заранее большие и маленькие рыбки. На занятии педагог предлагает одному ребенку на магнитной доске, а остальным у себя на листе бумаги построить аквариум (выложить его из полосок бумаги), опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем – маленькие и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько желтых. Рыбки могут плавать слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
- Игра «Дополнение»
Цель. Развитие речи детей.
Оборудование. Рисунки самолета, вертолета, ракеты, птицы, бабочки.
Ход игры. Педагог на магнитной доске размещает рисунки (сверху вниз): ракета, самолет, вертолет, птица, бабочка – и объясняет детям задание: закончить предложение, начатое педагогом. Например: высоко в небе летит…(ракета); ниже ракеты летит…(самолет); самолет летит…(выше вертолета); если птица летит выше бабочки, а вертолет выше птицы, то вертолет летит…(выше бабочки); если выше птицы летит вертолет, а ниже – бабочка, то птица находится…(между вертолетом и бабочкой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет
Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Консультации: «Игры и упражнения для развития речи детей», «Роль дидактической игры в семье».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...