ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_muzykalnogo_vospitaniya_doshkolnikov_s_zpr.doc | 256.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
М
узыкальное воспитание дошкольников осуществляется на музыкальных и музыкально-коррекционных занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в свободное от занятий время (на прогулках, концертах, в музыкальном театре и т.д.)
У дошкольников с ЗПР даже к 5—6 годам, как правило, недостаточно развиты все стороны восприятия музыки (начиная со слухового внимания), нарушены элементы музыкального слуха (звуко-высотный, ритмический, динамический). У большинства детей отмечаются слабость, неустойчивость, прерывистость дыхания, хриплый, монотонный голос (нередко с носовым оттенком). Это затрудняет самостоятельное участие детей в пении, а недоразвитие ритмического слуха в сочетании с нарушениями движений отрицательно сказываются на возможности овладения дошкольниками с ЗПР танцами, музыкальной ритмикой.
Вместе с тем при своевременном включении детей с ЗПР в систематическое музыкальное воспитание они значительно продвигаются в эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера, в восприятии музыки, овладении некоторыми видами самостоятельной деятельности (пением, танцем, музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах). Занятия по музыкальному воспитанию имеют не только общеразвивающее, но и коррекционное значение, так как во многом способствуют исправлению, компенсации недостатков психического развития детей с ЗПР.
К основным задачам дошкольного музыкального воспитания относятся: формирование положительного отношения к музыкальным занятиям; воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку; знакомство с различными средствами выразительности музыки; развитие слухового внимания; формирование чувства ритма; обогащение имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Работа по музыкальному воспитанию детей с ЗПР осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, танцы и хороводы; музыкально-ритмические движения; музыкальные игры. Помимо этого, в занятия включаются речевые игры, музыкально-коррекционные движения и упражнения с предметами.
Для слушания детям с ЗПР предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. Вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей, так как она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, а ребенок (в том числе с ЗПР) всегда связывает звучание музыки с какими-либо конкретными образами. При организации слушания музыки применяется наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в грамзаписи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков, цветных карточек и других наглядных пособий) методы. Музыкальное восприятие становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождается действиями детей: музыкальными движениями, игрой на музыкальных инструментах, дирижированием, звукоподражанием.
Большую роль играют музыкально-дидактические игры. Например, при слушании пьесы «Колокольчики звенят» (В.Моцарт) используется игра «Тихие и громкие звоночки», а пьес «Весело — грустно» (Л.Бетховен), «Новая кукла» и «Болезнь куклы» (П.Чайковский) — кубики пиктограммы, при помощи которых дети определяют характер музыкального произведения. Для определения музыкального жанра пьес «Вальс» (Д.Кабалевский), «Марш» (Д.Шостаковича), «Колыбельная песенка» (Г.Свиридова) применяется музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?».
Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является важнейшим элементом понимания детьми ее сущности. Характеристики эмоционально-образного содержания — это слова качества, т.е. прилагательные. Известно, что в словаре дошкольников с ЗПР они представляют наименьшую группу слов. Мы используем приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. К ним относятся альтернативные, подсказывающие
вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику («Музыка нежная или задорная? Спокойная или грустная?»), дополнение ответов, разъяснение новых слов с помощью слуховой (звучание музыки) и зрительной наглядности. Удержанию внимания детей способствуют игровые приемы или занимательные ситуации.
Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым. Важно научить детей с ЗПР любить песню, дать им простейшие певческие навыки. Выбирая песенный материал, следует учитывать ряд обстоятельств, в том числе: содержание и текст песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и др. Приступая к работе над пением, надо напомнить детям, что во время пения не нужно напрягаться, сидеть или стоять надо прямо, дышать свободно и легко. Полезен самомассаж мышц, участвующих в голосообразовательном процессе. Такой гигиенический поглаживающий самомассаж «разогревает их», предупреждая тем самым мышечные «зажимы», мешающие работе, а также способствует свободному течению звука. Массируемые мышцы должны быть расслаблены, массаж делается медленно, плавно. В качестве подготовительного этапа к пению используется (по согласованию с учителем-логопедом и учителем-дефектологом) артикуляционная гимнастика.
Большое значение в пении имеет дыхание. У многих детей с ЗПР вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять. На каждом занятии важно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. При обучении детей пению не надо объяснять им всю сложность дыхания. Следует показывать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью формирования навыка правильного дыхания используются следующие упражнения: подуть на снежинку, листик, пушинку; вдохнуть аромат цветка; погасить свечу (плавный и резкий выдох); изобразить шум текущей воды, ручейка — «с»; шипящего гуся — «ш»; согревание рук — «х»; фырканье ежика — «ф» и др. Пение является для детей с ЗПР и учебным, и лечебным средством, т.к. оно регулирует дыхание, развивает легкие, помогает вырабатывать плавную, полнозвучную речь, коррегировать ее темп.
На первом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. С этой целью создается картотека иллюстрационного материала к песням и вокальным упражнениям.
Так как у дошкольников с ЗПР нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. Поэтому нельзя начинать разучивать песню, пока не будет проведена предварительная словарная работа и текст не будет понятен каждому ребенку. Большое внимание должно уделяться работе над просодией речи (темп, ритм, эмоциональная окраска речи, плавность, интонация, ударение). При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции.
На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков используются элементы моделирования (демонстрация на фланелеграфе движения мелодии или выкладывание ритмического рисунка попевки; показ движения мелодии рукой; использование дидактических игр и др.).
В процессе разучивания песен и распевок эффективными являются специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. Они способствуют лучшему усвоению и запоминанию текста. Элементы пальчиковой гимнастики удачно включаются в такие песни и попевки, как «Солнышко» муз. Б.Барток, «Паровозик» муз. И.Пономаревой, «Цап-царапки», «Мышки», «Гриб-грибочек», муз. Л.Гусевой и др. Для формирования у детей навыка правильного звукообразования используется образное слово, беседы о характере музыки, показ приемов исполнения.
На третьем этапе работы с песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения. Инсценирование песен развивает творческую инициативу детей.
Особенности формирования двигательной сферы детей с ЗПР также нельзя оставлять без внимания в процессе их музыкального воспитания. Несмотря на то, что у данной группы детей не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, при более тщательном обследовании у них обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники основных видов движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координация. Анализ недостатков произвольных движений и речи у дошкольников с ЗПР подтвердил необходимость использования в музыкально-ритмической работе специальных упражнений, направленных на развитие общей и мимической моторики, координации слова — музыки — движения. Среди таких упражнений особое место занимают речевые игры и упражнения с предметами.
Речевые игры, используемые на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Очень важен синтез поэтического слова и движения, на основе которого создаются образно-игровые композиции. В таких мини-композициях движение конкретизует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, художественности, но и в том, что они помогают развивать у детей с ЗПР речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности.
В процессе работы над музыкально-ритмическими движениями развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация движений, снижается возбудимость и нервозность дошкольников. Значительную помощь в решении этой проблемы оказывают пособия для развития мелкой моторики: мячи разной величины и упругости; кубики, ритмические палочки (изготовленные из разного материала), султанчики, салютики, флажки, ленточки, платочки; детские музыкальные шумовые и ритмические инструменты; баночки, вертушки, крышечки, клубочки, цветы, листья. Использование пособий и игрушек (кукол, мишек, зайцев, обручей, мячей и др.) дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски, т.к. движения детей с ЗПР по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими, разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать. Помимо речевых игр и упражнений с предметами в содержание раздела «музыкально-ритмические движения» входит обучение детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также знакомство с несложными элементами плясок, перестроений, упражнений, инсценировок, хороводами, музыкальными играми на занятиях и в самостоятельной деятельности вне занятий.
Игра на детских музыкальных инструментах — один из видов исполнительной деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Дети с ЗПР любят играть на таких инструментах, особенно если изготавливают их сами, с помощью воспитателей и родителей. С этой целью проводятся конкурсы по изготовлению музыкальных игрушек-самоделок. Дети имеют возможность не только визуально познакомиться с необычными инструментами, но и поиграть на них.
В общем процессе музыкального воспитания детей с ЗПР особое место занимают праздники и развлечения. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности детей, организации детского коллектива. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доводится до детей в образной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений дает возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического и речевого развития. Участвуя в праздниках и развлечениях, дети приобретают не только новые знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан ранее на музыкальных занятиях. Ниже приводится конспект одного из музыкальных занятий, в содержании и методике проведения которого учтены особенности дошкольников с ЗПР и основные требования к их музыкальному воспитанию.
Тема «Магазин игрушек»
Задачи:
- Учить детей выражать сострадание, жалость, удивление, радость, удовольствие; воспитывать эмоциональную адекватность.
- Развивать фантазию, умение действовать с воображаемыми предметами в соответствии с характером музыки.
- Развивать умение владеть предметом (куклой, ритмическими палочками) в соответствии с характером и формой музыкального произведения.
- Развивать тембровый слух, музыкальную память, чувство ритма.
- Активизировать слуховое и зрительное внимание.
- Закреплять умение детей соотносить слово с действием.
Музыкальный репертуар:
- «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», муз. П.И.Чайковского (сб. «Детский альбом» П.И. Чайковского).
- «Игра с куклами», муз. Г.Вихаревой (сб. «Песенка, звени» Г.Вихаревой. С-Пб. 1999 г.)
- «Машина», муз. Л.Сидельникова (сб. «Заводные игрушки» Л.Сидельникова. М., 1973 г.)
- «Полька», муз. З.Бетман (сб. «Поиграем, потанцуем» Г.Федоровой. С-Пб., 1997 г.)
- «Паровоз», муз. Д.Львова-Компанейца (сб. «Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3—5 лет». М., 1986 г.)
- «Карусель», муз. Д.Кабалевского (сб. «Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5 лет». М., 1983 г.)
- «Приглашение», укр. нар. Мелодия в обр. Г.Теплицкого (сб. «Музыка в детском саду», старшая группа. М., 1989 г.).
Ход занятия:
Музыкальный руководитель встречает детей и приглашает их в зал.
— Дети, давайте сегодня в зале устроим магазин игрушек. Согласны? Возьмем наших кукол, мишку, кота Ваську, ваньку-встаньку, машинки, мячик, веселые палочки, дудочки, бубен и погремушку.
Все аккуратно разложим.
Музыкальный руководитель вместе с детьми расставляет игрушки на столах и стульях.
— Как красиво в нашем магазине!
1. Вводное упражнение «Как красиво»
{на развитие протяжного плавного выдоха, четкой артикуляции, мимики и эмоций).
— Дети, а вы знаете, что наш магазин не простой, а волшебный? Почему? Потому, что игрушки в нем могут оживать, а покупатели, то есть мы — превращаться в игрушки.
В занятие включается воспитатель:
— А что это за коробка? В ней что-то есть. Что же в ней может быть? Наверное, какая-нибудь игрушка?
Воспитатель осторожно снимает крышку. Звучит отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Воспитатель. Вы узнали, кто спрятался в этой коробке? {Ответы детей.)
Музыкальный руководитель. Давайте поставим солдатика на одну из полок нашего магазина.
А теперь вспомним и покажем, как умеют маршировать деревянные солдатики.
2. Упражнение «Марш солдатиков», муз. П.Чайковского {на развитие координации и выразительности движений под музыку, чувства ритма и темпа, ориентировки в пространстве).
Воспитатель. А что же в другой коробке? Помоги мне, ... {имя ребенка), ее открыть.
Названный ребенок вместе с воспитателем снимают крышку. Звучит фрагмент пьесы П. Чайковского «Игра в лошадки». Дети узнают музыкальный отрывок.
Музыкальный руководитель. Конь меня в дорогу ждет
Бьет копытом у ворот.
Воспитатель выставляет игрушечного коня.
3. Двигательное упражнение «Игра в лошадки», муз. П.Чайковского {на развитие общей моторики движений, чувства темпа и ритма, ориентировки в пространстве, ладотонального слуха).
Воспитатель. А в этой коробке что?.. (имя ребенка), помоги мне открыть, пожалуйста. Давайте посмотрим все вместе.
Ребенок с воспитателем открывают коробку. Звучит отрывок из пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы».
— Какая красивая кукла! Только почему-то она очень грустная. Вы не знаете почему? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель. Давайте ее пожалеем и покачаем на руках, может, ей станет легче?
4. Упражнение «Покачаем куклу», муз. П.Чайковского (на развитие эмоциональной отзывчивости на пьесу печального характера, координации движений, умения выполнять действие с воображаемым предметом).
Воспитатель. По-моему, кукле стало легче.
Музыкальный руководитель. В нашем магазине есть еще много разных кукол. Они очень хотят, чтобы вы с ними потанцевали.
5. «Пляска-игра с куклами», муз. Г.Вихаревой (на развитие мелкой и общей моторики, ритмичности, умения владеть предметом, слухо-двигательного внимания).
Музыкальный руководитель. В нашем магазине есть необыкновенная машина. Вот она. Она умеет делать все что угодно.
6. Инсценировка песни «Машина», муз. Л.Сидельникова (на развитие способности создавать образ в пластике, координации пения с движениями, ориентировки в пространстве).
Музыкальный руководитель. А вот еще одна игрушка. Это ванька-встанька. Какой у него сонный вид. Он, наверно, хочет спать. Давайте его уложим.
7. Речевая игра «Ванька-встанька» (на развитие координации слова с движениями, общей моторики, мимики).
Наклоны туловища вправо-влево, руки на поясе сопровождают словами Ванька-встанька, Ванька-встанька. Затем, выполняя пулуприсед, дети произносят: Приседай-ка. Грозят указательным пальцем правой руки: Непослушный, ишь, какой. Ставят руки на пояс и качают головой: Нам не справиться с тобой!
(имя ребенка), помоги мне открыть, пожалуйста. Давайте посмотрим все вместе.
Ребенок с воспитателем открывают коробку. Звучит отрывок из пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы».
— Какая красивая кукла! Только почему-то она очень грустная. Вы не знаете почему? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель. Давайте ее пожалеем и покачаем на руках, может, ей станет легче?
Музыкальный руководитель. А теперь взгляните сюда. Оказывается, в нашем магазине есть еще и музыкальные игрушки. А вы, ребята, знаете, как они называются? А как они звучат?
8. Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент» (на развитие тембрового слуха, музыкально-слуховой памяти).
Музыкальный руководитель использует в игре следующие инструменты: погремушку, бубен, барабан, дудочку, деревянные палочки, треугольник.
Музыкальный руководитель. Молодцы! Вы очень хорошо научились слушать и узнавать музыкальные инструменты. А поиграть вы на них хотите? (Ответы детей.)
9. Пляска «Веселые палочки», муз. З.Бетман «Полька» (на развитие мелкой моторики, ритмичности, слухового внимания и ориентировки в пространстве).
Музыкальный руководитель. Ребята, вы слышите гудок? Его подает наш игрушечный паровозик. Он готов отправиться в путь.
10. Песня «Паровоз», муз. Д.Львова-Компанейца (на развитие речевых и мимических движений, памяти, умения петь слаженно).
Музыкальный руководитель. Ну вот, наш поезд и приехал в пункт назначения. Детей, то есть вас, пассажиров, встречают их друзья — игрушки. Смотрите, как они рады и хотят с вами поздороваться.
11. Упражнение «Встреча друзей» (на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, мимики, эмоций).
Музыкальный руководитель. Вот вы и еще раз встретились со своими любимыми игрушками. А теперь приглашайте их на сказочные карусели.
Музыкальный руководитель. Карусели, карусели!
Ребятишек ждут места...
Быстро сели, быстро сели,
И помчались — красота!
Воспитатель. Карусели, карусели,
Закружился пестрый ряд...
Вот веселье так веселье,
Яркий праздник для ребят!
12. Игра «Карусели», муз. Д.Кабалевского (на развитие слухо-двигательного внимания, координации движений под музыку, чувства ритма, быстроты реакции).
Музыкальный руководитель. Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем и потом
Все на место уберем.
— Давайте положим игрушки на свои места, пусть они отдохнут и посмотрят на вас.
13. Танец «Приглашение», укр. нар. мелодия (на развитие межличностного общения, умения двигаться в паре, координацию движений, чувства ритма и темпа музыкального сопровождения).
Музыкальный руководитель. Нашему магазину игрушек пора закрываться, а вам пора идти в группу, где вас ждут другие игры и игрушки.
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать...
Игрушки не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
— Берегите свои игрушки и никогда их не ломайте.
14. Заключительное упражнение. Дети подходят к игрушкам и прощаются с ними, (кто-то гладит игрушку, кто-то поет игрушке прощальную песенку и т.п.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности музыкального воспитания в логопедическом детском саду
Особенности музыкального воспитания в работе с детьми имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)...
Особенности музыкального развития детей в семье
Консультация для родителей о музыкальном развитии детей в семье. Роль семьи в формировании и развитии детей в певческой, музыкально-ритмической деятельности и игре на музыкальных инструментах. С...
"Возрастные особенности музыкального развития ребёнка"
Консультация для родителей...
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Особенности музыкально-дидактических игр
Особенности музыкально-дидактических игр...
Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"
Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...
Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»
Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....