Возрастные особенности речевого развития детей
презентация по коррекционной педагогике
Многие родители задумываются, нормально ли развивается речь ребенка. В данной презентации описано, как должна развиваться речь ребенка в норме, на что обратить внимание, чтобы не допустить отклонений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_normy.ppt | 414 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«.. Но всех чудес прекрасных на земле чудесней слово первое ребенка» Петр Семынин «…Прекрасная сама по себе, детская речь имеет высокую научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым вскрываем причудливые закономерности детского мышления, детской психики…» К.И.Чуковский
Значение речи в развитии ребенка Речь – это сложный психический процесс. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций и желаний средствами языка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях. Речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий: У малыша замедляется формирование познавательных процессов; Развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими: замкнутость, нерешительность, низкая самооценка; Появляются сложности с усвоением школьных умений – чтения и письма, что снижает детскую успеваемость.
Основные этапы развития речи Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш : Подготовительный этап – от рождения до 1 года. Преддошкольный этап – с 12 месяцев до 3 лет. Дошкольный этап – с 3 лет до 7 лет. Школьный этап – от 7 до 17 лет.
Подготовительный этап Первый крик ребенка слышен уже в родильном зале. Он должен быть громким, ясным, чистым, не хриплым . В 2- 3 мес. у ребенка возникает гуление : произносит нараспев звуки и их слияния («а-а-а», «у-а-а»..) С 3 мес. развивается лепет ( «агу», «аха»..). В этот период происходит первичное развитие фонематического слуха : ребенок прислушивается к звукам, поворачивает голову к говорящему. В 6-9 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги («ма-ма-ма»,«па-па-па», «тя-тя-тя»..); способен повторить за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. К концу 1 года появляются первые слова (2-15 слов): «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «би-би», «ав-ав».. Хорошо произносит простые по артикуляции звуки: а, у, и , п, б, м, н, т, д, к, г ВАЖНО в этот период следить за произношением слов взрослыми: произносить все звуки и слова правильно и четко, не «сюсюкать»!!!
Преддошкольный этап С появлением первых слов начинается этап развития активной речи . Ребенок с удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом может путать и искажать звуки, переставляет их местами, опускает. Хорошо произносит простые по артикуляции звуки: э, ы, и , но твердые согласные звучат как мягкие: ть, дь, сь, зь … Первые детские слова имеют обобщенный характер . Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша , дай кашу, горячая каша . Такая речь носит ситуативный характер и сопровождается жестами и мимикой. В 1,5-2 года появляется первая фраза: « Мама, дай сок!», « Хочу пить чай !», « Папа, иди !»… Появляются первые прилагательные: « хороший », « плохой », « большой», «маленький», «красный ».. Звучать они могут так: «хаёсий», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».
К 2 годам словарный запас ребенка должен составлять около 300 слов! На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря! В это время начинается этап «СЛОВОТВОРЧЕСТВА» ребенка. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка . Оно проявляется в том, что дети сами начинают придумывать , изобретать слова. К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Явление словотворчества отмечается только в речи здоровых в интеллектуальном отношении детей, у детей, с какими – либо интеллектуальными отклонениями подобного явления либо вовсе не наблюдается, либо наблюдается в очень ослабленной форме.
Словарный запас к 3 годам - около 1000 слов!!! (т.е. за год около 700 слов) К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']). Произношение многих звуков еще не соответствует норме. Может наблюдаться нарушение звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р. Ребенок может построить распространенные и сложносочиненные предложения: « Папа купил мне новую грузовую машину », « Мы не ходили утром гулять – на улице шел дождик .» В речи еще могут наблюдаться достаточно много грамматических ошибок с согласовании слов: « копать лопатком», «пить чашки »… Легко запоминает и рассказывает простые стишки. Называет свой пол, имя и возраст. Знает основные части тела. Начинает применять множественное число существительных
Дошкольный этап К 4 годам Словарь: Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов, постепенно появляются прилагательные и наречия, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах (игрушки, животные, Грамматический строй: Начинает использовать развернутые предложения. Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола. Меньше переставляют, пропускают и сокращают слоги в словах. Могут наблюдаться ошибки в словах сложной слоговой структуры ( весипед – велосипед). В речи меньше аграмматизмов (нарушение грамматических конструкций, искаженное согласование слов). Связная речь: Дошкольнику доступна простая форма диалога. Рассказывает об увиденном, составляет 2-4 предложения. В речи уже использует сложноподчиненные предложения: « Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветны е».
Отвечает на вопросы, пересказывает хорошо знакомые рассказы и сказки(«Курочка Ряба», «Колобок»). Ребенок задает много вопросов (возраст «Почемучек»), ему все интересно. Звукопроизношение: Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки [с], [с'], [з], [з']. Может наблюдаться нарушение звуков Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р. Звук Р ребенок может заменять на другой звук ( ЛЫБА – рыба), пропускать( КАОВА – корова ). Для данного возраста такое произношение звуков является закономерным и допустимым. Если же малыш уже произносит звук Р как «горловой» (французский), то это уже повод обратиться к специалисту. Без его помощи такой дефект, скорее всего, не исправить.
Характеристика речи детей средней группы. Словарь: Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей . Грамматический строй: Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три последовательные команды. Понимает условные предложения со словами «если». Связная речь: Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых). Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].
Характеристика речи детей старшей группы. Словарь: Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Связная речь: Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями. Звукопроизношение: В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. C пособен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).
Характеристика речи детей подготовительной группы. Словарь: Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями , антонимами, синонимами. Классифицируют предметы. Грамматический строй : Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.) Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел ).
Связная речь: Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном объеме. Понимать сложные двусмысленные тексты. Самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки. Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А». Звукопроизношение: В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков. Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист, велосипедист), определять количество слогов в слове.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития детей"
Консультации для родителей всех возрастных групп детского сада....
Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет»
Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи....
"Возрастные особенности речевого развития детей"
quot;Возрастные особенности речевого развития детей"...
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет.В каких случаях необходимо обращаться к логопеду....
Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста .
Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста ....