Семинар-практикум "Подсказки для заботливых родителей ребенка с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике

Радченко Анастасия Евгеньевна

 Семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходимо проводить коррекционно-развивающую и реабилитационную работу с ребенком и Родители являются самыми лучшими путеводителями своего ребенка для совместной работы со специалистами! Но помимо работы специалистов, родителям прежде всего важно принять особенности своего ребенка и тоже принимать участие в его развитии в домашних условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени                                                  

  (МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

Семинар в рамках «Школы заботливых родителей» на тему:

«Подсказки для заботливых родителей» (советы и рекомендации для родителей ребенка с ОВЗ)

Педагог-психолог: Радченко А. Е., Кузнецова А.А.

Тюмень, 2020

Цель: повышение педагогической культуры родителей, развитие детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. оказать психолого-педагогическую и социальную поддержку семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  2. содействовать родителям ребенка с ОВЗ в решении актуальных задач развития, социализации;
  3. формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком;

Вступительная часть

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня тема нашего семинара посвящена нашим детям. А какие бывают дети?
(ответы родителей: спокойные, молчаливые, активные, не послушные, капризные и т.д.). Да, все дети действительно разные. Также дети могут отличаться не только чертами характера, но и особенностями в развитии.

Послушайте строки и попробуйте проникнуться этим…

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!

Так какой же мир «особого» ребёнка? Попробуем разобраться, как чувствует себя особый ребенок и что чувствует родитель такого ребенка…Погрузимся в ситуацию…

Сегодня к нам в гости пришел Боря, ему 4 года. Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

 
Попробуйте о
тветить мысленно на следующие вопросы:


1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Борей (или с похожими детьми)?
2. Что вы, как родитель можете сделать для Бори (для таких детей)?

Родители Бори тоже ждали на свет появления здорового малыша, но родился именно такой Боря, не такой как все, особенный.

Как может родитель Бори поступить в такой жизненной ситуации?! Бесспорно, любому родителю будет трудно принять ситуацию такой, как она есть.

Мама Бори может отрицать, что у него есть трудности, что он отличается от других детей. Она ждёт, что пройдёт еще немного времени и Боря научится говорить, понимать других, и вести себя как все. Мама водит ребенка на развивающие занятия и не может понять, почему у ребенка что-то не получается…

Но всё может складываться и по-другому… Мама Бори может признать, что у ребенка есть трудности, она познакомит и расскажет об особенностях ребенка всем людям, участвующим в его воспитании и развитии. Мама довольна каждому маленькому успеху «ребенка» и не сравнивает его с другими детьми.

Что будет делать мама для Бори – это только ее выбор и решение.

Основная часть

Родители, у которых есть тоже особенные дети, послушайте очень важные рекомендации, которые помогут Вам справляться с трудностями…

1. Попытайтесь найти родителей других детей с похожими проблемами. Опыт другой семьи позволит вам научиться жить по новым правилам. Вы поймёте, что не одиноки, что жизнь продолжается, и научитесь справляться со всеми сложностями своего положения.

2. Живите сегодняшним днём. Страх перед будущим может парализовать, особенно в первое время.

3. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка нового дня с прошлыми.

4. Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и

менее нуждающимся в вашей любви и заботе!

ЛЮБИТЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ЧАЩЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ ЕМУ ЭТО!

5. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.

6. Научитесь справляться со своей злостью. Такие чувства часто возникают, когда родители узнают, что у их ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем, многие винят врачей, Бога, себя и всех вокруг. Но постарайтесь понять, что негативные эмоции делают вас слабее. С ними необходимо справиться. Жизнь лучше и легче, когда чувства и эмоции позитивны. Вы лучше справитесь с ситуацией и подготовите ребёнка ко всему, что ждёт его в жизни.

7. Придерживайтесь реальности. Придерживаться реальности – это принимать жизнь такой, какая она есть, и осознавать, что существуют вещи, которые мы можем изменить, и которые мы изменить не можем. Ваша задача – научится отличать то, что мы можем изменить, и затем действовать. Не тратьте своё время и энергию на мысли: «а если бы он родился здоровым, то сейчас было…» или «вот если бы я знала тогда, я бы…» Лучше займитесь ребёнком!

8. Постарайтесь найти реабилитационные центры, специалистов, логопедов, дефектологов, педагогов, массажистов или чему-то обучиться самим. Не откладывайте этот вопрос на потом, чем раньше специалисты будут заниматься с вашим ребёнком, учитывая его отклонения в развитии, тем лучше.

   Но при этом при всем…

9. Не забывайте о себе! Уделяйте время своему отдыху, здоровью, внешнему виду. Несмотря на то, что забота и уход за ребёнком отнимает почти всё время, постарайтесь все же, устраивать себе передышки. Необходимо хотя бы несколько часов в неделю проводить вне дома. Имея личное время, вы будете положительно настроены, и жить станет веселее и радостнее!

Рекомендации по работе с детьми, способы и приёмы взаимодействия с ребенком

Родители являются самыми лучшими путеводителями своего ребенка для совместной работы со специалистами! Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также содействие его социальной адаптации.

  1. Определитесь, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье в первую очередь.

Медицинская помощь. Вы обязательно должны проконсультировать своего ребенка у невролога, детского психоневролога или детского психиатра. Отнеситесь внимательно ко всем рекомендациям врачей и старайтесь точно их выполнять. Врачи назначат медикаментозную терапию и подскажут план дальнейшей медицинской реабилитации вашего ребенка.

Диагностика и психолого-педагогическая помощь. Чтобы исправить выявленные у вашего ребенка нарушения, одной медицинской помощи не достаточно. Необходимы психологическая и педагогическая коррекция. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть и разрешена.

Если ваш ребенок дошкольного возраста и страдает такими расстройствами, вы можете обратиться в районную или городскую ПМПК, в психолого – медико – социальный центр или реабилитационный центр по месту жительства. Опытные специалисты (врачи, психологи, педагоги) окажут вам квалифицированную помощь, уточнят диагноз и определят профиль учреждения, в котором ваш ребенок сможет получить доступное ему образование.

  1. Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, можно воспользоваться следующими приемами :

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность.

– раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;

– качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);

– ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.);

– лазанье, перелезание по папе, по маме, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);

– развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);

– катание на велосипеде;

– игры с мячом (бросаем вверх, от себя, катим, ловим, ударяем по мячу ногой, используем разную силу («Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);

– пальчиковые игры;

– массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (суджок и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).

  1. Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.

  1. Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, наливать сок в стаканы, мыть посуду или стирать мелкие предметы одежды. Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи).

  1. Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею». Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось).

  1. Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды). Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.

  1. Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку – поиграл – убрал на место). Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.). Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).

Исключите постановку перед собой множества целей, а лучше разбейте их на несколько небольших задач, которые решайте постепенно: от одной переходите к следующей.

Постоянно поддерживайте здоровый образ жизни при воспитании ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня).

В семье необходимо создать и сохранить доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.

Таким образом, уважаемые родители, мы надеемся, что эти рекомендации помогут Вам в ваших взаимоотношениях с ребенком, желаем Вам успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...