статья Театрализованная деятельность в коррекционном процессе детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике

Михайлова Татьяна Васильевна

     Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети с ОВЗ в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Подготовила:

Воспитатель

Михайлова Татьяна Васильевна

ГБДОУ №20 комбинированного вида Московского района

Г.Санкт-Петербург

 Театрализованная деятельность в коррекционном процессе детей с ОВЗ.

     Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети с ОВЗ в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

       Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры – представления (спектакли). В театрализованной деятельности используют игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.

     В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи всегда необходимо опираться на эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

    Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект детей данной категории. Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности. Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению.

    Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

    Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс  психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных  и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма деятельности воспитателя коррекционной группы (дети с нарушениями зрения)

Циклограмма предназначена в помощь старшим воспитателям, воспитателям ДОО....

Мастер класс на тему «Игровая деятельность в коррекционно-развивающем процессе для детей с ОВЗ»

Как бы ни изменялись игрушки, есть среди них такие, которые любимы во все времена. Одна из них – мяч, древнейшая игрушка человечества. Подбрасывая яркие и необычные мячи, современные дети даже н...

Статья Значение театрализованной деятельности в коррекционном процессе детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодалению коммуникативной дезадаптации....

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в коррекционной группе детей 2-4 лет (От рождения до школы)

Календарно-тематическое планирование по всем областям развития (Физическое воспитание, Развитие речи, ФЭМП, Окружающий мир, Лепка, Аппликация, Рисование)...

Мастер класс на тему: «Игровая деятельность в коррекционно-развивающем процессе для детей с ОВЗ»

Как бы ни изменялись игрушки, есть среди них такие, которые любимы во все времена. Одна из них –   мяч, древнейшая игрушка человечества. Подбрасывая яркие и необычные мячи, современные...