Программа кружка "Вообразилия"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Программа кружковой деятельности по развитию творческого воображения в старшей группе компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_voobraziliya.docx | 60.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
творчески-познавательной направленности «Вообразилия»
Составитель: Осипенко С.А.,
учитель-логопед, дефектолог высшей категории.
Г.Троицк
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………3
- Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………9
- Содержание программы и перспективное планирование………………………………………………..11
- Диагностический инструментарий…………………………………………………………………………..19
- Методическое и материально- техническое обеспечение программы…………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………………………………………...24
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творчески-познавательной направленности «Вообразилия» составлена в соответствии с документами:
Требования к помещению, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:
Занятия проводятся в групповой комнате площадью 49,2м, кабинете учителя –логопеда – 14,3 м
Требования к режиму работы:
Занятия проводятся для детей 5-7 лет, 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, количество детей в группе 15 человек.
Во время организации образовательного процесса соблюдается режим, нормы и правила охраны жизни и здоровья детей. (Инструкция по охране труда учителя-логопеда, утверждённая заведующим МБДОУ «Детский сад №21», согласованная председателем профкома МБДОУ «Детский сад №21», протокол заседания №2 от 23.06.15
Требование к взаимодействию:
- Родительское собрание группы на тему «Организация работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе творчески-познавательной направленности «Вообразилия»;
- Беседы;
- Консультации для родителей и педагогов ДОУ.
Требования по представлению информации:
Правила поведения и обучения детей согласно:
- «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья в детском саду»;
- Информация о результатах доводится до сведения родителей через родительские собрания, уголки.
Образование высшее дефектологическое, стаж работы 37 лет, в данном ДОУ – 24 года.
Требования к предоставлению услуг:
Требования к оборудованию: оборудование и дидактический материал для занятий соответствует росту и возрасту детей, учитывая гигиенические и педагогические требования СанПиН 2.4.4.3172-14.
Особенности возрастной группы детей (5-7 лет), которым адресована программа:
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, но не могут целенаправленно следовать своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Им хочется изобразить всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
Вид группы – одновозрастная.
Состав – постоянный.
Количество детей – 15 человек.
Режим и формы занятий:
Общее количество часов в год: 32
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 25-30 минут.
Объём программы включает в себя три образовательных компонента:
- теоретическая часть;
- практическая часть;
- диагностическая часть.
Первый компонент содержит теоретические сведения по определённой теме. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, наблюдений, рассказа, беседы, обсуждений, логических выводов. Широко используется наглядность, ИКТ.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в процессе продуктивной деятельности, в различных видах совместной работы.
Третий компонент подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип доступности;
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих задач);
- Принцип развивающего характера образования, целью которого является развитие ребёнка;
- Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, уважение личности ребёнка, реализация собственных творческих потребностей);
- Принцип обратной связи (совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы);
- Принцип стимулирования (поощрение и награждение);
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
А также программа:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в рамках кружка, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных видов деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
- предполагает построение дополнительного образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Актуальность
Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.
В играх детей – дошкольников, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. Сначала преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нём практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения восстанавливают действительность в основном на эмоциональной основе. Следовательно, воспроизводится то, что оказало на ребёнка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
а) познавательно-интеллектуальную; б) аффективно-защитную.
Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных
переживаний и травм. Игры для развития воображения с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но оно не должно перерастать в пассивную мечтательность.
Психоречевое развитие, эмоционально-волевая сфера детей с ОВЗ происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1-2 года. Низкая познавательная активность детей с ЗПР создаёт значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Недостаточный уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию помощи дошкольникам с ОВЗ.
Отсутствует целенаправленная спланированная работа по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьёй
В настоящей программе представлены виды занятий, на которых развитие познавательной активности происходит через детское экспериментирование, исследование и развитие творческого воображения во всех его формах и видах.
Новизна
Противоречия: - между привычным отношением ребёнка к обычным предметам и явлениям и возможностью увидеть в них «необычное»;
- между потребностью старших дошкольников накапливать знания и умения и недостаточным уровнем сформированности познавательной активности
Отличительные особенности программы
Основная особенность детского творчества заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе
практической и игровой деятельности с ним, что создаёт условия, в которых раскрывается содержание
данного объекта, и за, казалось бы обычными предметами и явлениями дети учатся видеть необычные характеристики, свойства и признаки. Специально организованная деятельность по формированию творческого воображения способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира.
Педагогическая целесообразность
Работая над данной программой, я нашла подтверждение её педагогической целесообразности у многих авторов, в частности у Е.Е.Шулешко. Он утверждает, что развитие творческого воображения тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребёнка. Это очень важно в век компьютерных технологий и гаджетов, когда люди затрудняются выражать свои эмоции. Постоянно создавая ребёнку условия успешности, мы повышаем тем самым ему самооценку. В коллективных видах деятельности дети учатся сопереживать. Его методика мне близка ещё и тем, что считается здоровьесберегающей, то есть в её основе заложен психологический комфорт, оказывающий положительное влияние на состояние дошкольника в целом. Можно делать всё, если это не мешает окружающим и не опасно для здоровья. Это важно для детей с замедленным темпом развития. Методика «выравнивает» детей, позволяет построить такую детскую общность, где каждый чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими!) справиться с любой задачей. Самое главное, она гарантирует дальнейшую успешность в обучении каждому ребёнку, независимо от его «стартовых» возможностей на начало обучения.
Интеграция предметных областей знаний
Кружковая деятельность позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.
- «художественная литература», где используются произведения познавательной направленности;
- «развитие речи», где осуществляется обогащение словаря, расширение и уточнение знаний детей об
окружающем. Стимулируется речевая активность, вызывая речевое подражание, понимание речи.
- «познание» - осуществляется закрепление приобретённых творческих умений и навыков. Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, развивает стремление к творчеству, обогащая внутренний мир каждого ребёнка.
- «социализация»: в совместной кружковой деятельности приобретаются навыки одновременно начинать и заканчивать игру, коллективную работу, слушать друг друга, учитывая мнение товарища.
Такое построение занятий кружка способствует более успешному освоению образовательной программы.
2. Целевой раздел
Цель : Формирование у детей коррекционной группы познавательной активности, умения решать изобретательские ситуации. Развитие творческого созидательного мышления.
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать у детей потребность в творческом самовыражении, снижая психологическую инерцию;
2. Научить использовать накопленные знания и опыт для дальнейшего изучения окружающего мира;
3.Обучать моделированию объектов и явлений;
4. Используя игровой материал и учебное оборудование, создать ребёнку с ОВЗ возможность осуществлять речевую деятельность для всестороннего психического развития.
Воспитательные:
1.Воспитывать инициативность и самостоятельность в воплощении собственного замысла;
2.Воспитывать отзывчивость, доброту, сопереживание, желание помочь;
3.Воспитывать у детей навыки коммуникативного общения, соотносить свои желания и интересы с желаниями
и интересами других детей;
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, образное мышление;
- Развивать моторные навыки, память, внимание, фантазию;
- Развивать познавательный интерес к процессу и результатам работы.
Сроки реализации и этапы освоения дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программы творчески-познавательной направленности «Вообразилия».
Продолжительность образовательного процесса – 1 год обучения.
Кружковая работа проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся определённые задачи.
№ п/п | Этап | Задача перед ребёнком |
1 | Подготовительный |
|
2 | Основной |
|
3 | Итоговый |
|
Прогнозируемые результаты программы и способы их проверки
Уровень развития интегративных качеств ребёнка.
Интегративные качества | Планируемый уровень развития интегративных качеств (целевые ориентиры) |
Эмоционально отзывчивый | Эмоционально реагирует на происходящее во время занятия, не равнодушен во время знакомства с познавательным материалом, художественным словом. |
Любознательный, активный | Активен в определении отношения к окружающей действительности. Видит окружающий мир в красках, ощущениях, образах. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Создаёт элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные творческие образы с помощью взрослого и самостоятельно. Проявляет аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | Способен фантазировать, создавать небольшие связные рассказы, коллективные и индивидуальные творческие работы. |
Также предполагается, что ожидаемым результатом станет повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам развития творческого воображения.
3.Содержание программы и перспективное планирование
Диагностика, которая проводится перед началом обучения, определяет исходный уровень знаний и умений детей.
Итоговая диагностика проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, на материале предварительного контроля.
Перспективное планирование старшая группа
№ зан. | Тема занятия | Программное содержание | Виды деятельности занятия | Оборудование, литература |
1 | Игрушки | «Что нам рассказывает мыло, расчёска, мячик…?», «Нарисуй игрушку медиатором» | Закрепляют предметы окружающей среды д/с, учатся переносить одушевлённость на знакомые и привычные предметы. С помощью медиаторов дорисовывают предметы окружения в группе. | Игрушки, предметы из группы, медиаторы (Е.Е.Шулешко) |
2 | Осень. Деревья | «Разноцветные кораблики», «На что похож осенний лист? Дорисуй», Коллективный коллаж-панорама. | Находят характерные и нехарактерные признаки осени. Одушевляют предметы. Выполняют коллективную работу. | Осенние листья, «Зелёные стихи», медиаторы, лист бумаги для коллажа. |
3 | Огород. Овощи | «Незнайкин огород», «Дорисуй», «Нелепицы», «Чем хорош, чем плох овощ? (ТРИЗ)», «Вершки-корешки», «Выложи узор» | Раскрашивают овощи, раскладывают на жёлтый, красный, зелёный подносы. Точками рисуют «семечки» подсолнуху. Закрепляют основные признаки овощей через игру, загадки. Выкладывают узор из семян фасоли, гороха, подсолнечника. | Корзина с нецветными овощами, набор семян. Набор иллюстраций «Что как убирают?», Карточки. |
4 | Сад. Фрукты. Урожай | Игротека: «На что похож фрукт?», «Узнай по описанию», «Необычные портреты», «Почему так назвали? (бархатцы, ноготки и т.д.), «Найди темнее, чем…», «Чего не хватает?» | Поделки из фруктов. Рисуют с помощью ИКТ необычные портреты, используя вместо частей лица различные фрукты и овощи. Придумывают загадки, находят необычные образы и сравнения. | Интерактивная панель, |
5 | Продукты | «Миниларчик» (Воскобовича): «Что изменилось?», «Найди закономерность», « Разноцветный магазин», «Что перепутал повар?», «На что похоже чередование чёрных и белых полосок?» | На коврике рядами выкладывают «полки» с продуктами жёлтого, зелёного, красного, белого цветов. Придумывают «полосатые» образы. | Игровое поле Воскобовича, набор разноцветных фишек, карточки с игровыми заданиями. «Полосатые стихи» |
6 | Перелётные птицы | «Будь внимателен», «Назови, какой», «Подбери рифму», «Что перепутал художник?», «Заколдованные птицы», «Рассели зверей и птиц по вагонам» | Подбирают рифму. Расселяют птиц и зверей по заданному признаку. Ищут несоответствия в сюжетной картинке. | Рассказ «Спор перелётных птиц». Карточки, картинки . |
7 | Дружба. Я и моё настроение | «У Солнышка в гостях»: «Делаем солнышки, чтобы стало теплее и веселее», «Кому солнце помогает?», «С чем солнце сравнить можно? (мяч, апельсин, шарик и т.д.), «Когда солнце может навредить?(ТРИЗ)». | Различают разные эмоции и настроение. Изготавливают солнышки из прищепок, пробок, ниток, карандашей, камешков и т.д. Анализируют пословицы и поговорки про дружбу и солнце. Выясняют, кому нужен свет и тепло. | Картинки-трафареты с разным настроением. Наборы для изготовления солнышек. |
8 | Транспорт | «В шоколадную страну пойдём с таким обычным колесом»: «Найти закономерность», «Мнемозагадки», «Узнай по контуру», «Что нарушили дети?» | Работают с индивидуальными карточками и по парам. Трансформируют предметы в необычные вещи. | Набор Дьёнеша. Рассказ «Как колесо появилось» |
9 | Домашние животные и их детёныши | «У козлёнка день рождения»: «Где находятся животные? (пространственные предлоги), «О ком рассказываю» (с предметами –заменителями), «Что подходит?», «Необычные коты», «Животные из геометрических фигур», «Подарки для козлёнка». | Выполняют работу по картинкам-загадкам | Карточки с заданиями, игры с ИКТ. |
10 | Как дикие животные готовятся к зиме | «Злой хозяин леса – волк»: «Что изменилось?», «Согреем животных», «Чьи запасы», «Сравни зайца и снеговика», «Кто может подружиться, а кто нет?», «Путаница» | Развивают мелкую моторику, речедвигательную координацию, образное мышление. | Индивидуальные карточки с заданиями, картинки-загадки. |
11 | Здравствуй, Зимушка –зима! | «Снежинка – мама ищет своих «деток»: «Разрезная картинка», «Так бывает или нет?», «Найти соответствия», «Баба-яга украла цвета», «Снеговик и Маша», Посмотри, запомни, назови». | Составляют необычные истории о приключениях снежинки. «Раскрашивают» предметы, составляют разрезные картинки про зиму. | Макет большой снежинки и маленьких. Набор разрезных картинок. Карточки с заданиями |
12 | Зимующие птицы | «Прогулка с филином по зимнему лесу»: «Фиолетовый сон филина» («ф»– звук недели), «Правда-неправда», «День рожденья у лисички», «Следы на снегу» | Составляют необычное путешествие по волшебному лесу. Закрепляют мягкость-твёрдость согласных звуков. Игры на запоминание, согласование сущ-го+прилагат-го. | Иллюстрации, карточки с заданиями |
13 | Одежда, обувь, головные уборы | «Волшебные шляпы»: «Шляпа превращается…», «Живая шляпа», «Смастерим шляпу», «Вспомним сказки» | Вспоминают волшебные предметы одежды из сказок. Рассматривают разные шляпы, изготавливают необычную «волшебную» шляпу. | Разные шляпы, рассказ Носова «Живая шляпа», «Человек рассеянный». |
14 | Новогодний калейдоскоп | «Подарки Деду Морозу»: «Книга, лист, страница», «Волшебная ёлка», «Дом для кота, петуха и лисы». | Придумывают подарки для Деда Мороза, раскладывают в мешки разной геометрической формы. Подбирают самые неожиданные эпитеты к новогодним атрибутам. Работают с картинкой, таблицей и стихотворением. | «Мешки» разной геометрической формы, таблицы с заданиями, интерактивная панель |
15 | В гостях у сказки | «Волшебные предметы»: «Если бы я был (а) феей». «Какие обычные предметы превратились в сказочные, волшебные?» (тыква, горошина, топор, ковёр, клубок, птица, печь, яблоко и т.д.) | Составляют творческие рассказы, которые затем оформляются в сборник для чтения в группе. Рассматривают иллюстрации, обсуждают «превращения» | Иллюстрации, книги со сказками. |
16 | Здоровейка | «Мойдодыр из страны Здоровья»: «Найди ошибку», «Микробы украли принцессу Витаминку», «Что к чему подходит?», «Посмотри, запомни и сравни» | Выполняют задания по спасению принцессы. | Иллюстрации, квест на ИКТ. |
17 | Этикет, моя семья | « В гостях у трёх медведей»: «Найди соответствие», «Что перепутано?», «Автобус» | Выполняют творческие задания | Игрушки трёх медведей, атрибуты к заданиям. |
18 | Профессии. Инструменты. | «Мышки учат лежебоку»: «Кому это нужно для работы?», «Наложенные картинки», «Что лишнее?», «Раздели на группы», «Что из чего?», «Цветные полоски – это?...» | Находят в наложенном рисунке нужные вещи, закрепляют свойства предметов, превращают цветные полоски в необычные изделия. | ИКТ, цветные полоски |
19 | Азбука безопасности | «Прогулка по городу»: «Волшебный круг», « Найди пару», «Посмотри, запомни, повтори», «На что похоже?» | Дорисовывают круги до разных предметов, закрепляют правила ППД, работают с таблицами. Координация речи с движением, соотносят форму и цвет. | Светофор, дорожные знаки, иллюстрации города зимой. |
20 | Наши Защитники | «Разведчики»: «Лабиринты», «Пройди по болоту», «Соедини точки, получишь…», «Цветик-семицветик», «Картинки-небылицы» | Выполняют задания, за правильный ответ - пилотка | Пилотки из цветной бумаги. |
21 | Миром правит доброта | «Великаны и гномы»: «Сравни», «Сенсорная таблица», «Повтори, не ошибись», «Лабиринты», «Самые, самые», «Что бы это значило?» (незаконченные рисунки. «Если бы я был великаном (гномом)» | Работают с карточками с заданиями, закрепляют величину предметов. | Таблицы, иллюстрации. Сказки «У страха глаза велики», «Маленький Мук», «Мальчик Спальчик». |
22 | Женский день. Первые цветы | «Весна шагает по планете»: «Цветные крышки», «Нарисуем пейзаж», «Ёлки и шары», «Соберём бусы для мамы», «Чем различаются?», «Снеговик» | Из абстрактных предметов создают весенний пейзаж, подарки для мамы-придумывают слова, раскладывают по вазам цветные пробки. Анализ рассказа «Снеговик» | Набор цветных крышек, набор абстрактных предметов. Карточки с заданиями. |
23 | Посуда | «В гостях у бабушки Федоры»: «Отгадай, слушай и считай», «Расставь по-порядку», «Угадай, на что похоже», «Доскажи». | Работают с картинками-ребусами и предметами-заместителями. Отгадывают загадки, подбирают рифму. | |
24 | Дикие животные весной | «Весенние небылицы»: «Отгадай», «Найди пару», «Лабиринты», «Зримые задачи», «Закончи рассказ», «Дорисуй ёжика», «Прищепкины сказки» | Работают с индивидуальными карточками и создают коллективную панораму из прищепок. | Прищепки, карточки с заданиями. |
25 | Встречаем птиц | «Матушка Природа»: «Кто это? Что это?», «Рассказ от первого лица (любого предмета домашнего обихода), «Соловей прилетел из дальних стран, привёз свои истории» | Составляют истории самых простых предметов. Коллективный рассказ о невероятных приключениях соловья на пути домой. | Иллюстрации, ИКТ |
26 | Космос | «Космическое путешествие с Космонавтиком» (ТРИЗ). Путешествуют на Зимнюю, Деревянную, Каменную, Бумажную, Стеклянную планеты. | По ходу путешествия придумывают новые «космические» слова, решают изобретательские задачи. | Иллюстрации, ИКТ |
27 | Домашние птицы | «Кто в курятнике главнее?»: «Вспомним сказки (про домашних птиц)», «Кто лишний?», «Зримые задачи», «Что было сначала, что потом?», «Петушиные истории» | Решают логические задачки. Находят у домашних птиц «человеческие» черты характера. | Иллюстрации, сказки . |
28 | Труд людей весной | «Весенние хлопоты»: «Посади грядку», «Выложи узор», «Что больше?», «Что без чего?», «Покажи» | Работают с интерактивной панелью | Иллюстрации, ИКТ |
29 | Праздники весны и труда | «Старик-Звездочёт»: «Живые звуки», «Что сначала, что потом», «Праздничный фейерверк» | По ходу занятия работают с ИКТ, карточками –загадками. | ИКТ, цветная бумага. |
30 | Рыбы рек и озёр | «Волшебница-Вода»: «От капельки до океана», «Кто за кем охотится?», «Прищепкины сказки» | Составляют коллективные сказки и рассказы с использованием прищепок, ИКТ. | ИКТ, прищепки, иллюстрации |
31 | Мир природы. Насекомые. Цветы | «Дедушка-Дерево»: «Сапожки для гусеницы», «Гости Мухи Цокотухи», «Превращение гусеницы в бабочку», «Посадим цветы» | Выполняют изобретательские задачи. Размышляют о том, чтобы окружающая природа радовала нас. Устанавливают взаимосвязь всего живого на Земле. | Иллюстрации, ИКТ |
32 | Здравствуй, Лето! | «В деревне Простоквашино». Итоговая викторина. | «Цветы со слогами и цветами», «Дразнилка», выполняют задания викторины о лете | Карточки с заданиями. ИКТ |
4.Диагностический инструментарий
Для диагностики воображения используются следующие методические подходы:
- Тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;
- Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения.
В качестве материала для исследования могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека и т.д.
Исходя из этого, для данной программы были выбраны 3 метода:
- Метод трёх слов (тест Масселона), который характеризует вербальное воображение. Суть его состоит в том, что из предложенных ребёнку трёх слов он должен составить как можно больше предложений.
- Тест «Круги», который оценивает продуктивность невербального воображения. Предложенные ребёнку 6 кругов он должен дорисовать до какого-то предмета.
- Метод чернильных пятен Роршаха: оценивает оригинальность процессов воображения и заключается в том, что ребёнок в предложенных ему абстрактных пятнах и «кляксах» должен увидеть какой-то предмет или явление.
Диагностические показатели освоения курса программы
№п/п | Уровни развития | Метод трёх слов | Тест «Круги» | Метод чернильных пятен Роршаха |
Н.г. к.г. | Н.г. к.г. | Н.г. к.г. | ||
1 | Высокий | - | - | - |
2 | Средний | 2чел (13,3%) | 6чел(40%) | 7 чел(46,6%) |
3 | Низкий | 13чел(86,7%) | 9чел(60%) | 8чел(53,4%) |
4 | Средний показатель в % |
Критерии диагностики:
Высокий уровень: 1. Ребёнок составил предложения с предложенными словами. Начало года – Осень, лес, грибы. Конец года – Весна, солнце, цветы.
2. Ребёнок дорисовывает все 6 кругов.
3. Ребёнок называет «образы», которые он увидел в нескольких чернильных пятнах.
Средний уровень: 1. Ребёнок составил предложение с помощью педагога.
2. Ребёнок дорисовал несколько кругов. (2-3)
Низкий уровень: Ребёнок не справился с предложенными заданиями.
Для выявления уровня воображения используется опросник для родителей:
«Как развита фантазия у вашего ребёнка?»
№п/п | Вопрос | Да | Нет |
1 | Увлекается ли ваш ребёнок рисованием? | ||
2 | Часто ли ребёнок грустит? | ||
3 | Когда ребёнок рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? | ||
4 | Проявляет ли ребёнок инициативу в обучении чему-либо? | ||
5 | Спорит ли ребёнок с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? | ||
6 | Когда ребёнку скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»? | ||
7 | Любит ли ребёнок импровизировать под музыку танцы или стихи? | ||
8 | Любит ли ребёнок сочинять и рассказывать какие-либо сказки или истории? | ||
9 | Вашему ребёнку снятся необыкновенные сны? | ||
10 | Плачет ли ребёнок под впечатлением фильма или прочитанной книги? |
Подсчитываем полученные очки:
11-12 очков – у него буйная фантазия. Если её умело направлять, то жизнь ребёнка станет гораздо богаче, принесёт много радости и ему, и окружающим его людям.
8-10 очков – фантазия ребёнка не из самых слабых, однако нуждается в развитии и тренировке.
6-7 очков – скорее всего ребёнок реалистичен, он не витает в облаках. В определённой степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Ему нужно помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, творческого воображения.
5.Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у детей старшего дошкольного возраста устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- Коллективный – организация работы в группах.
Методы организации деятельности детей:
- Словесные (беседа, познавательный рассказ, художественное слово, обсуждение результатов, поощрение).
- Наглядные (использование ИКТ, иллюстраций, фотографий, схем, работа по образцу и т.д.);
- Практические (конкретные задания и упражнения, сотворчество – с педагогом, родителями, сверстниками);
- Игровые (создание игровых, творческих и поисковых ситуаций).
Методы создания положительной мотивации детей старшего дошкольного возраста:
- Эмоциональные: создание ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью, повышение уровня самооценки.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Реализация программы «Вообразилия»
Объект управления | Целостный процесс практико-ориентированного обучения детей |
Цель обучения | Создание условий для формирования творческого воображения, логического мышления и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР |
Стиль руководства | Личностно-ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функции |
Мотивационно-смысловые позиции | Педагога: открытость, диалог, сотрудничество, содействие, обеспечение условий решения проблем ребёнка. Обучаемых: желание заниматься в кружке, видеть и восхищаться результатами своего труда. |
Характер организации образовательной деятельности | Превалирование продуктивных, творческих заданий на основе осознания ребёнком личностного смысла образовательной деятельности. |
Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения | Субъект-субьективные отношения, партнёрское взаимодействие в разработке и достижении цели( с детьми: игровые занятия, занятия – путешествия, развлечения) С родителями -? |
Контроль и оценка | Ориентация на личностную мотивационность и эстетическую ценность результатов образовательного процесса, диагностика развития детей, само- и взаимоконтроль. |
22
Материально-техническое обеспечение
Кабинет логопеда – 14,6 м,
Магнитофон «Panasonic»
Интерактивная панель
Игровое поле Воскобовича
Логические блоки Дьёнеша
Магнитные экраны (15 шт.)
Сухой бассейн
Наборы предметных и сюжетных картин по всем словарным темам
Набор картин «Любимые герои»
Коробка с прорезями для геометрических форм
Набор картин с наложенным рисунком
Набор разрезных картинок «Собери, узнаешь друга»
Набор «Лабиринты».
Набор цветных прищепок
Набор медиаторов разной величины (Шулешко Е.Е.)
Набор «Золушка» (семена, зёрна..)
Счётные палочки Кьюзенера 23
Мозаики, пазлы
Полотно с цветными шнурками и нитями
Цветные камни
Вращающиеся диски-обводки
Разноцветные цепочки, скрепки, бусинки
Набор «Дорисуй»
Пальчиковый, настольный театр.
Методическое обеспечение:
- Бабич Л. 365 увлекательных занятий для дошкольника. М., Айрис Пресс, 2000. -240с..
- Волина. В. Учимся, играя. М., Новая школа, 1994. – 448с.
- Светлова И.Е. Логика. М., Эксмо Пресс, 2000. – 64с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, Гринго, 1996. – 188с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг, 2000. – 285с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. Ярославль, Гринго, 1995. – 235с.
- Урунтаева Г.А. Помоги принцу найти Золушку. М., просвещение, 1994. – 142с.
Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: ИД “Равновесие”, 2004. - 355с.
2. Волков, Б.С. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Просвещение, 2002. - 322 с.
3. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социоигровая педагогика. , Красноярск, 1990.
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 7 - 41.
- Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006, № 6, С. 8-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...