3-П (причины, проявления, последствия неконструктивного поведения)
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-p.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип НП | Проявления | Причины | Последствия | |
Наблюдаемые характеристики | Скрытые характеристики | Биологическая и социальная обусловленность | ||
Импульсивное | - «живая» мимика, подвижные глаза, говорит слишком громко; темп речи убыстрен; болтлив, не в состоянии выслушать другого; -чрезмерная двигательная активность, много лишних, побочных, ненужных и даже навязчивых движений; -моторная координация часто нарушена; - на вопросы часто отвечает не задумываясь, переходит от одного незавершенного действия к другому; -быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях; - не может играть тихо, спокойно; -вмешивается в игры и занятия других детей, поминутно ссорится со сверстниками, и тут же мирится | - поступки совершаются по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против»; - ребенком движет прежде всего возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство; -конкретная цель не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и последствиях; -плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится; -легко переносит наказания, не держит зла. | - нейродинамические расстройства при недостаточно сформированных регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения - слабость тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга (быстро возбуждается и медленно успокаивается) в частности, второй сигнальной системы — речи | Ввиду того, что не пытается хоть как-то организовать свою деятельность,допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет. Как следствие, постепенно начинает отставать в психическом развитии по всем линиям. При взаимодействии с другими может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие аффективной неустойчивости, приводящей к различным вариантам поведенческих расстройств. |
Тип НП | Проявления | Причины | Последствия | |
Наблюдаемые характеристики | Скрытые характеристики | Биологическая и социальная обусловленность | ||
Агрессивное | - инициирует конфликты, драки с другими детьми (оскорбляет, дразнит, обзывает, ругается); -часто становится виновником порчи вещей, предметов (рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки), швыряет их в детей и взрослых. Деструктивные действия могут быть непосредственными(прямо направленными на раздражающий объект), либо смещенными на более безопасный объект для разрядки. | Поведенческие проявлениямогут выступать в качестве: -привычного средства достижения значимой цели; -как способ психологической разрядки для замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; -как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. | - нейродинамические расстройства, где интенсивность и неадекватность агрессивных реакций зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. - эмоционально-волевой сфера характеризуется тревожностью эмоциональной неустойчивостью, слабой способностью к самоконтролю. - воздействие средств массовой информации (просмотр боевиков, фильмов-ужасов, видеоигр, мультфильмов со сценами жестокости, насилия, мести) - авторитарность и эмоциональная холодность родителей | Действия противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносят вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняют физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх и др.). При неблагоприятных условияхсреды и воспитания формирование дезадаптивных установок поведения, психопатологических и психопатических расстройств. |
Тип НП | Проявления | Причины | Последствия | |
Наблюдаемые характеристики | Скрытые характеристики | Биологическая и социальная обусловленность | ||
Недисциплинированное | Свойственны: -безответственность, -развязность, -леность, - неряшливость, -эгоизм | Действия не носят злонамеренного характера, часто связаны с дефицитом чувства ответственности и типичным аффективным конфликтом между «ХОЧЕТСЯ» и «НЕЛЬЗЯ». | - нейродинамические расстройства, которые могут быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. - дефицит чувства ответственности, слабо развитая способностью к саморегуляции и самоконтролю. | Дефицит умений соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях. При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие психического инфантилизма в сочетании с патологическимичертами характера, негативно отражающимися на формировании познавательных процессов. |
Тип НП | Проявления | Причины | Последствия | |
Наблюдаемые характеристики | Скрытые характеристики | Биологическая и социальная обусловленность | ||
Конформное | -готов во всем соглашаться со взрослыми и подчиняться им; -легко «идет на поводу» у более активных и бойких сверстников; -не имеет своей позиции, своей точки зрения, легко принимает чужую; -больше подражает, чем действуют самостоятельно; -многое принимает на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. | Поведением движет желание избежать наказаний и ситуаций сравнения и соревнования со сверстниками при дефиците поддержки и поощрения. | - нейродинамические расстройства, где интенсивность и неадекватность реакций зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы. - эмоционально-волевая сфера характеризуется высокой тревожностью, неустойчивостью; - часто следствие авторитарности родителей. | Высокая избирательность контактов (предпочитает хорошо знакомых взрослых и сверстников). Боязнь публичных выступлений (ответ на занятии, выступление на празднике). Искажение формирования личностного развития при сниженной самооценке. При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие неврозоподобных расстройств, формирование невроза. |
Тип НП | Проявления | Причины | Последствия | |
Наблюдаемые характеристики | Скрытые характеристики | Биологическая и социальная обусловленность | ||
Демонстративное | -слезливость, -необоснованные своевольные выходки, -активное проявление недовольства и раздражительности: плач, двигательное возбуждение, катание по полу, разбрасывание игрушек и вещей. -кривляние и капризы, вычурность действий и поведения; -стремление к демонстрации своей индивидуальности любыми способами. | -потребность компенсации недостаточного внимания со стороны взрослых (при гипоопеке), ЛИБО как способ выйти из-под власти взрослого (при авторитарном стиле), не подчиняться его номам и не давать возможность осуждения или замечаний с его стороны; -подменяет «самоосуждение», «самоочернением»( «я — плохой»); -потребность самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. | Эпизодически могут быть обусловлены возрастными особенностями как результат переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания. Закрепившиеся симптомы обусловлены нейродинамическими расстройствами, отягощенными неправильным воспитанием (избалованность или чрезмерная строгость, недостаток или формальность общения). -возникает когда это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых. | Ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло. Искажение личностного развития при неадекватной самооценке. При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие эгоцентризма, закрепление истероидных поведенческих реакций. |
Тип НП | Проявления | Причины | Последствия | |
Наблюдаемые характеристики | Скрытые характеристики | Биологическая и социальная обусловленность | ||
Протестное | - беспричинные слезы, грубость, дерзость, либо замкнутость, отчужденность, обидчивость; -совершает действия, противоположные требуемым; -стремится во что бы то ни стало настоять на своем; -не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; - свойственно энергичным, достаточно «сильным духом» детям, с высокой самооценкой, активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать (пусть не всегда удачным способом и не всегда вовремя). | -негативная реакция не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых; -настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал (мотивов связан с первоначальным решением); -не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему; -«дух противоречия», как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. | Особенности функционирования ЦНС, являющиеся следствием родовых травм, асфиксии новорожденных, тяжелых инфекций, перенесенные матерью или ребенком в раннем детстве. -нейродинамические расстройства и общая перевозбудимостъ, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений. - часто является следствием неразрешимого конфликта, противостояния без уступок и компромиссов. - длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен самостоятельно | Накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых. В последствии закрепления патологических негативных симптомов, начинает себя вести аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Дети становится «неуправляемыми»: угрозы и просьбы не действуют. При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие и закрепление психопатоподобного поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"
Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....
ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семь...
Презентация "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"
Презентация предназначена для просветительской работы с родителями и педагогами в вопросах нарушения поведения детей....
Конспект доклада к презентации "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"
Текст доклада, сопровождающий презентацию "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"...
Причины и типы неконструктивного поведения детей
Вторая часть рассматривает причины и типы неконструктивного поведения детей...
Причины проявления агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны, прежде всего, с конкре...
Консультация для педагогов Причины неконструктивного поведении дошкольников
Причины неконструктивного поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная з...