Методическое пособие: Изучаем-играя времена года, дни недели, распорядок дня
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лихманова Кристина Игоревна

Формирование представлений о временах года у младших школьников и развитие представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе и влияние их на жизнь человека, живой и неживой природы, развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lki_vremena_oda_dni_nedeli_rasporyadok_dnya.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

ЛКИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 "Улыбка" Старооскольского городского округа.

Методическое пособие

 «Изучаем-играя времена года»

Автор:

педагог-психолог

Лихманова Кристина Игоревна

г. Старый Оскол

2020 год

Образовательная область познание, младший и старший дошкольный возраст.

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

В данном учебно-методическом пособии представлен материал «Изучаем-играя времена года».

Цель: формирование представлений о временах года у младших школьников и развитие представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе и влияние их на жизнь человека, живой и неживой природы, развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева

Задачи:

- формировать первоначальные знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения

- изучить последовательности смены времен года

- устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года;

- учить определять время года по его характерным признакам;

- закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

- упражнять детей в составлении короткого рассказа по картинке: «Что изображено и когда это бывает»;

- воспитывать эстетическое восприятие природы.

- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;

- развивать умение классифицировать одежду по сезонным и гендерным признакам;

- закреплять представления о характерных особенностях деревьев;

- закрепить представления детей об основных признаках по месяцам;

- познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели;

- закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели;

- учить детей наглядно в определенной последовательности раскладывать дни недели;

- продолжать учить порядковому счету;

- развивать внимание, память, мышление;

- продолжать учить детей называть цвета спектра.

Описание пособия:

Пособие представлено в виде мини игр. Это пособие - самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы с детьми. Данное пособие можно использовать совместно с темами логопеда.

Деревья: каждое дерево соответствует своему времени года, соответствуя цветовой гамме.

Весна - представлена в виде дерева, на которое, можно самостоятельно прикрепить весенние цветы.

Лето - так же представлено в виде дерева, на которое крепятся яблочки.

Осень - листочки разные по цвету.

А зима в виде снежинок.

Игры «Домики», «Когда это бывает», «Гардероб», «Признаки» разработаны по такому же принципу.

Дни недели представлены в виде паровозика, пассажиры рассаживаются по вагончикам согласно названиям.

Распорядок дня представлен в виде события и часов, соотносим

Простота изделия позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Дети с удовольствием играют сами с этим пособием. Придумывают различные экологические сказки, что способствует развитию речи, мышления, воображения. Уникальность этого пособия заключается в том, что оно полностью безопасно и экологично.

Данное пособие способствует развитию:

- мелкой моторики;

- сообразительности;

- пространственного воображения;

- логического мышления;

- внимания;

- творческих способностей;

- усидчивости;

- способствует развитию речи, обогащению словарного запаса.

Виды деятельности:

коммуникативная;

двигательная;

игровая;

познавательная.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

физическое развитие;

художественно-эстетическое развитие.


Предполагаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • познавательный интерес к НОД;
  • развитие познавательного интереса к миру природы
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
  • воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными явлениями

Варианты игр:

*Даню игру можно использовать в нескольких приложениях.

Игра «Четыре»

Цель:

Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен год; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется картинки с признаками времен года.

Ход игры:

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Давайте познакомимся с каждым временем года поближе. (приложение 1)

- Есть у погоды четыре сестрицы!

Данные картинки можно применять во всех последующих играх, проявляя свою фантазию…

Игра «Наступила …!»

Цель:

Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используются деревья. Картинки с признаками времен года.

Ход игры:

Педагог предлагает детям, рассмотреть картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их на дереве. (приложение 2)

«Наступила ВЕСНА!» Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернутся в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

            Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

«Наступило ЛЕТО!» Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку.

   Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже; а в августе можно увидеть падающие звёзды.

«Наступила ОСЕНЬ!» Лес стал золотым. Зашумели листья. Вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег.

  Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.

  «Пришла ЗИМА!» Лес надел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Зато теперь можно кататься на коньках. Если снег мокрый можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках.

   Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные.

Игра «Признаки»*

Цель: учить различать деревья по цветовой гамме, развивать речевое развитие.

Материалы: Карточки (приложение 1), деревья, фишки (приложение 2), домики (приложение 3), семья (приложение 6), время суток (приложение 8)

Показать ребенку дерево (например, со снежинками) когда, это бывает.

Разложи фишки по цветовой гамме, на правильное название времени года.

Игра «Найди по описанию»*

Цель: учить детей находить предмет по описанию.

Материалы: Карточки (приложение 1), фишки (приложение 2), домики (приложение 3), семья (приложение 6), время суток (приложение 8)

Для младшего возраста, педагог предлагает детям найти предмет круглой формы, красного цвета, внутри семечки, бывает сладкое, а бывает кислое на вкус и т.д.

Для старшего возраста игры домики, семья, время суток.

Игра «Один-много»

Цель: формировать представления о количестве (много – мало, один – много.

Материалы: Деревья, фишки (приложение 2)

Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один».

Игра «Давай посчитаем»*

Цель: тренируем счет.

Материалы: Деревья, фишки (приложение 2), домики (приложение 3).

Деревья. Способствовать формировать и развивать навыки счета, умения составлять простые вычисления.

Домики. Закрепляем знание количества месяцев в каждом времени года и в году.

Игра «Вверху-внизу, слева-справа»

Цель: Учить детей ориентироваться на плоскости (Дерево).

Материалы: Деревья, фишки (приложение 2).

Педагог просит ребенка показать правую (левую) руку, после этого предлагает прикрепить с правой (левой стороны) какую-нибудь деталь (например: -Прикрепи с правой стороны красное яблочко).

Игра «Найди пару»*

Цель: учить детей находить указанный предмет среди множества предметов.

Материалы: Деревья, фишки (приложение 2), домики (приложение 3), гардероб (приложение 4), семья (приложение 5).

Для младшего возраста используем фишки из игры «Дерево», педагог показывает ребенку предмет и просит найти такой же среди других.

Для более старшего возраста педагог выкладывает месяца и просит найти пару.

Игра «Исправь ошибки»*

Цель: Учить детей закреплять знания о временах года.

Материалы: Картинки (приложение 1), деревья, цветочки, листочки, снежинки, фрукты (приложение 2), домики (приложение 3), гардероб (приложение 5), семья (приложение 6), дни недели (приложение 7), времена суток (приложение 8).

Для младшего возраста, ребенку предлагаются картинки с изображением (цветочки, листочки, снежинки, фрукты) почему фрукты не могут расти на зимнем дереве, почему не цветут цветочки зимой, в какое время года надо собирать фрукты и т.д.

Для старшего возраста используем домики, гардероб семья, дни недели, времена суток.

Игра «Домики …!»

Цель:

Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используются картинки с домиками по признакам времен года (приложение 3).

Ход игры:

Педагог предлагает детям, рассмотреть картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их в домики (приложение 3).

Домик «Весна» и его жильцы – месяцы.

Домик «Лето» и его жильцы – месяцы.

Домик «Осень» и его жильцы – месяцы.

Домик «Зима» и его жильцы – месяцы.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному

признаку, обобщать.

Материалы: Деревья - фишки (приложение 2), домики - месяцы (приложение 3)

Педагог выкладывает четыре детали, одна из деталей лишняя, не подходит под общую классификацию. Ребенок должен определить, что лишнее, назвать обобщающее слово; назвать время года, к которому относятся выбранные детали.

Для более младшего возраста можно использовать фишки из игры «Дерево», например, три яблочка и снежинку.

Игра «Когда это бывает?»

Цель:

Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используются картинки с описанием признаков времен года (приложение 4).

Ход игры:

Педагог зачитывает детям описание в каждом прямоугольнике, предлагает рассмотреть картинки, отгадать время года и подобрать соответствующую картинку (приложение 4)

Игра «Гардероб …!»

Цель:

Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используются картинки со шкафами по признакам времен года (приложение 5).

Ход игры:

Педагог предлагает детям, рассмотреть картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их в шкафу (приложение 5).

Картинка 1

«Весенний гардероб»

Слева - шкаф с весенней одеждой.

«Летний гардероб»

 Справа - шкаф с летней одеждой.

Картинка 2

«Осенний гардероб»

Слева - шкаф с весенней одеждой.

«Зимний гардероб»

 Справа - шкаф с летней одеждой.

 Разложи всю одежду и обувь по шкафам.

Игра «Семья …!»

Цель:

Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используются картинки семьи, гуляющей весной, летом, осенью, зимой (приложение 6).

Ход игры:

Педагог предлагает детям, рассмотреть картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их в ячейки. (приложение 6)

Игра «Дни недели»

Цель:

Закрепить умение называть дни недели по порядку. Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используются картинки паровоз с вагончиками и карточки с днями недели (приложение 7).

Ход игры:

Это веселый паровозик «Дни недели». Он отправляется в интересное путешествие. Он будет ездить и собирать своих пассажиров. Когда пассажиры будут садиться в вагон, назови дни недели и пожелай им счастливого пути.  (приложение 7).

Для младшего возраста: можно рассаживать по цветам.

Игра «Назови день недели»

Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. Педагог спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

Игра «Распорядок дня»

Цель:

Закрепить представление о временах суток. Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени. Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; обогащение активного словаря; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используются картинки с временем суток и часы (приложение 8).

Ход игры:

Посмотри на картинки. Что на них изображено?  В какое время происходят эти действия? Разложи часы на кружочки (приложение 8).

Посмотри на картинки. Скажи, какое это время суток? Подбери надписи к каждой картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие - «Учимся различать времена года» часть I – «зима»

Люди выделяют в году четыре сезона:  зима, весна, лето и осень. Эти сезоны отличаются между собой не только названиями, но и определенными погодными условиями. Люди выделяют в году четыре сезона:...

Учебно - методическое пособие - «Учимся различать времена года» часть II – «весна»

Весна это время пробуждения природы. Все меняется на твоих глазах, когда чувствует тепло солнечных лучей......

Учебно - методическое пособие - «Учимся различать времена года» часть IV – «Осень»

Ходит осень по дорожке,Промочила в лужах ножки.Льют дожди и нет просвета.Затерялось где-то лето.Ходит осень, бродит осень.Ветер с клёна листья Сбросил.Под ногами коврик новый,Жёлто-розовый - Кленовый....

Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Времена года"

Игра построена по принципу "третий лишний". Помогает закреплять представление о признаках зимы. По клику мышки исчезает лишняя картинка....

Учебно- методическое пособие развивающий коврик «Времена года»

Дидактическое пособие развивающий коврик «Времена года» предназначено для работы с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, ловкости пальцев, зрительно - моторной координации, ...

Методическое пособие "Причина-следствие. Времена года" ТРИЗ.

Цель: развитие связной речи и нестандартного мышления. Расширение кругозора детей. Закрепление или знакомство детей с временами года. Составление простых предложений.Работая с данными карточками ребён...

Методическое пособие макет - Дерево "Времена года".

Когда я была маленькая, меня родители отвозили гостить к бабушке и дедушке в деревню. В саду за окном росли яблони, кустарники с ягодами и ёлка. Я была в деревне в разное время года, и конечно замечал...