Схема тела.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_tela.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема тела, как основа формирования пространственных представлений, чтения и письма. Игры и упражнения.
В последнее время, у детей, приходящих на подготовку к школе, при обследовании выясняется, что они путают понятия левая, правая рука. Впоследствии это отразится в младшем школьном возрасте, так как схема тела является важным звеном развития пространственных представлений.
Схема тела – это внутреннее представление о теле и ваша способность управлять им. Правильно усвоенная схема тела, это база для:
- Устной речи (словообразование, словоизменение, построение предложений)
- Освоение чтения и письма (зрительный анализ и различение букв)
- Освоение счета (понятие о порядке, счетных операциях, составе, разрядности числа и т.д.)
Освоение схемы тела проходит в 3 этапа:
- Пространство собственного тела,
- Предметы относительно меня,
- Предметы относительно друг друга,
- Квазипространство (представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях).
На первом этапе (с раннего возраста) рекомендуется включение глубокой чувствительности. Можно, при укладывание ребенка спать, мягко, медленно сжимать части тела и называть их, начиная с пяток и далее выше. Сопровождая телесные игры с ребенком пестушками, потешками, приговорками. Также будут полезны ритмичные игры в одном темпе (раскачивание в гамаке, на мяче). Игра «МОЙДОДЫР». Для этого вам нужно при купании малыша, намыливать и вслух называть все его части тела. МАССАЖ колючим мячом частей тела.
С 3 лет формируем представление о лице и теле (Семаго Н.Я.): выше всего…., ниже всего…, выше чем…., ниже чем…..
Затем, с 4 -5 лет, в работу вводятся предлоги: над, под, между. Задаем малышу вопросы: «Что находится над бровями, носом …?, что находится под …. ?, что находится между ушами, щечками?. Сначала перед зеркалом, потом через этап движения (просим поднять, прощупать часть тела), и самое сложное – с закрытыми глазами.
На втором этапе рекомендуются игры на перемещение тела в пространстве: слезать с препятствия, залезть на препятствие, проползти через туннель. При этом ребенок осваивает изменение и положение тела, представление о габаритах тела. В дошкольном возрасте можно поиграть в следующие игры: «МУМИЯ» Туго обматывайте эластичным бинтом каждую часть тела и называйте ее. «РОБОТ» Даете команды ребенку: подними правую руку, поверни налево, сделай 3 шага, покажи мизинец левой руки и т.д.. Усваиваем предлоги: подойди ближе к…, встань дальше от…, перед……, за….., между……
На третьем этапе работаем в вертикальной плоскости: раскрашиваем, используем свободное рисование, работа с трафаретами, пластилином, конструирование из деталей, штриховка. Используем рулонные обои, мольберт, магнитные доски, пробковые доски. Игра «ФОТОГРАФ» Необходимо рассадить игрушки перед камерой. Например, мишка сидит между волком и собачкой, лев над волком, и т. д. Игра «УКРАСИМ ТОРТ». Расставляем украшения (свечи) в центре торта, над желтой звездой, справа от красной детали, слева от…, между…. . Игра «ЛАБИРИНТ» Перед тем, как провести линию, проговариваем вслух действие: вверх, вниз, направо, налево.
Маленький человек будет познавать себя и осваивать схему тела, играя со скакалкой и резинкой, играя в классики. Танцы, спортивные игры, езда на велосипеде и самокате, освоение роликов – все это принесет огромную пользу.
Уважаемые родители, используя данные рекомендации, развивая общую физическую активность (повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки), всего 15 – 20 минут в день, вы будете развивать и радовать своего ребенка!
Подготовила: педагог – дефектолог ГКУСО « Ипатовский СРЦН «Причал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ и методика коррекционно-развивающей работы по обучению ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве
Данная статья посвящена особенностям пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ, а также трудностям и проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в процессе обучения,есл...
"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".
Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...
"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".
Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...
Карточки-схемы с частями тела для самостоятельного выполнения упражнений
Исполдьзуются схемы с частями тела для самостоятельного выполнения упражнений для развития двигательного опыта и воображения...
СХЕМА ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая это, современная система образования приходит к инклюзивной модели, в которой образовательные учреждения ...
Обучение дошкольников ориентировке в схеме тела
Особое место в обучении детей пространственной ориентировке занимает ориентировка в схеме тела человека. В статье предложены некоторые игры, позволяющие познакомить детей с этой задачей в простой и ув...
Для чего ребенку нужно знать схему тела?
В статье даны рекомендации, как развивать пространственные представления у детей....