"Детские синкинезии" -что это?
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Детские синкинезии
Синкинезии («син» одновременно, «кинезии» -движение) называют непроизвольные содружественные движения, когда в процессе какой-либо деятельности (чтение, письмо, танцы, рисование)проявляются добавочные непроизвольные движения в теле:
-движения языком,
-болтание ногами,
-поднимаются и напрягаются плечи,
-задерживается дыхание,
-когда должна работать одна рука, вторая никак не слушается и идет в работу тоже, появляются мимические и оральные оживления, что в комплексе усложняет всю деятельность…
Природа синкинезий берет свое начало из примитивных рефлексов! Рефлекс по сути это паттерн, двигательная цепь: когда движения нескольких частей тела связаны между собой единой нейронной сетью. И эти связки даны нам от рождения. Подтверждение тому сосательный рефлекс, который связывает движения губ, языка и рук. При сосании груди, ребенок автоматически кладет руки на грудь матери. Таким образом работает связь рука-рот. Мозг использует «проторенные» дорожки до тех пор, пока не выстроит новые нейронные связи для осуществления каких-либо действий. Если этого не происходит, мы имеет синкинезии, которые и являются признакам незрелости нервной системы. Есть и безвредные синкинезии, когда ребенок осваивает какой-либо новый для него навык, и если нет сопутствующих, возможных проблем, то по мере освоения навыка это пройдет само. Синкинезии считаются нормой в возрасте 6-7 лет, когда ребенок осваивает письмо. То же самое касается других видов ручной деятельности (лепка, рисование) – на этапе освоения.
Головной мозг и руки тесно связаны между собой, и проблемы с ручками рождаются именно в голове. Сегодня, по статистике, у 67 % детей, поступающих в школу, есть какие – то неврологические проблемы, и синкинезия –одна из них. Таким детям не дается грамота, им трудно освоить написание букв и цифр (может появиться их зеркальное отображение), у них низкая работоспособность и концентрация внимания.
От синкинезии вполне можно избавиться, заставив мозг разбить объединенные функции так, чтобы каждый двигательный компонент получил свой «центр управления» в головном мозге.
Вот некоторые советы, как распознать это заболевание и какие упражнения можно делать дома, чтобы малыш к школе догнал сверстников.
Если ребенок на протяжение длительного времени неправильно держит ложку – это уже повод насторожиться. К 3 годам дети вполне в состоянии хорошо управляться со столовыми приборами. После 3 лет малыша, который упрямо берет ложку в кулачок, необходимо показать специалистам.
Неловкость ребенка -тоже повод насторожиться. Если в игре 6-7 –летние дети не вписываются в дверной проем, задевают углы мебели или ребенок берет книжку и одновременно опрокидывает стакан –это явные признаки нарушения координации, пространственных представлений и, возможно, синкинезии. Но родители и это зачастую списывают на природную неуклюжесть и неповоротливость малыша.
Или, скажем, ребенок отказывается рисовать. Неправильно держит карандаш, кисточку, и даже специальные пальчиковые краски его не могут заинтересовать. Скорее всего, кроха чувствует, что рисование ему дается хуже, чем сверстниками.
По мнению специалистов, малыш отказывается от рисования чаще всего по двум причинам. Либо в его памяти остался негативный след, если в раннем возрасте его не похвалили за рисунок, либо это синкинезия – и тогда малышу просто физически тяжело держать в руке карандаш.
Удостовериться в том, что с ребенком не все в порядке, помогают простые тесты. Их вполне можно сделать дома. Ребенок с синкинезией либо вообще не может, либо неправильно выполняет элементарные на первый взгляд упражнения.
- Попросите малыша последовательно соединить большой палец руки со всеми пальчиками на этой же руке.
- Покажите ребенку комбинацию «кольцо», соединив большой и указательный пальцы, а затем попросите его сделать тоже самое, сначала на одной руке, потом на другой. В 4 года ребенку можно помочь, объяснив ему, какие пальчики должны участвовать в работе.
- Покажите на своей руке малышу комбинацию «коза», вытянув вперед из кулака указательный палец и мизинец. Попросите его сделать то же самое на одно, а потом на другой руке. Следите, чтобы в работе участвовали «правильные» пальцы: чтобы большой палец не уходил в сторону и чтобы малыш не помогал себе другой рукой.
- Покажите на одной руке ребенка «зайчика» -поднятые вверх указательный и средний палец. Попросите ребенка повторить этот жест сначала на одной, потом на другой руке. Следите, чтобы при выполнении теста пальцы были выпрямлены.
- Насыпьте в мисочку белую и красную фасоль. Поспросите ребенка левой рукой брать белую фасоль, а правой - красную. Делать это надо одновременно, раскладывая фасолины по двум разным тарелочкам.
Синкинезия присутствует почти у каждого человека. Например, при ходьбе мы машем руками или когда подкрашиваем ресницы, от усердия высовываем язык. Но это синкинезия, которая не мешает нам в жизни.
Проблема детской синкинезии в том, что ребенку требуется значительно больше сил на обучение, чем его сверстнику. Та энергия, которая могла бы расходоваться на внимание и работоспособность, вместо этого идет на компенсацию дополнительных и совершено лишних движений.
Например, ребенок рисует и активно двигает языком. Или при какой-то деятельности у него вдруг начинаю двигаться губы.
Когда вместе с рукой у ребенка работает язык – значит, у него один центр в головном мозге отвечает и за три пальца, и за язык. И это центр берет энергии в три раза больше, чем должен был бы брать. Один центр в мозге может объединять пальцы и зрение. И тогда одновременно с работой пальцев напрягается глаз, и ребенок неправильно списывает задания с доски. Это происходит не потому, что он невнимательный. Стоит ему приподнять голову, чтобы рассмотреть, что же написано на доске, как глаз перестает работать правильно. Он хаотически выхватывает лишь куски из написанного на доске.
Почему же так важно правильно держать карандаш и ручку?
Ответ прост: именно так меньше всего сил мы затрачиваем на письмо, при этом не напрягая руку. А значит, сохраняется масса энергии на другую деятельность: например, можно одновременно слушать объяснения или списывать с доски. А если карандаш взять неправильно и локоть повиснет в воздухе, то огромные усилия ребенок потратит только на то, чтобы удержать руку в нужном положении.
Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность. Да и это понятно: ведь его энергетический запас съедается сопутствующими письму движениями, которые ему вовсе не нужны! Раз ребенок утомлен –значит, он мало что воспринимает и ему надо погрузиться в себя, чтобы поднакопить энергию.
Методики специалистов для работы с такими детьми, как правило, базируются на двигательных упражнениях и медикаментозном лечении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
ДЕТСКИЕ СИНКИНЕЗИИ
Синкинезии - это непроизвольные автоматические движения, сопутствующие произвольному движению, возникновение которых связано с отклонениями в формировании определенных зон в головном мозге. Они появля...
синкинезии у детей
Синкинезии у детей, как проявляются и что делать...
Детские синкинезии
Головной мозг и руки тесно связаны между собой, и проблемы с ручками рождаются именно в голове. Сегодня, по статистике, у 67 % детей, поступающих в школу, есть какие-то неврологические проблемы, и син...
Детские синкинезии
Как распознать это заболевание?...
Мастер-класс для учителей- логопедов "Работа логопеда над преодолением синкинезий"
Цель мастер-класса - уточнить теоретические аспекты данной проблемы и практическая реализация- подбор и выполнение упражнений, способствующих устранению данных дефектов....