Проект «ДРУЖБА – ЭТО СИЛА!»
проект по коррекционной педагогике
Детство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный опыт, полноценное коммуникативное развитие дошкольнику необходимы прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_druzhba_-_eto_sila_-_starshaya_ruppa_3-a.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«ДРУЖБА – ЭТО СИЛА!»
1 блок
- Введение
Детство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный опыт, полноценное коммуникативное развитие дошкольнику необходимы прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.
Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.
Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, обладать определенными коммуникативными навыками, компетентностями.
2. Актуальность проекта
Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками старшей группы не случайно. Детское взаимодействие постоянно находится в зоне внимания воспитателей старшей группы. Именно в этих группах углубляется интерес детей к сверстникам как партнёрам для общения и совместной деятельности, устанавливаются дружеские отношения и сотрудничество.
Я обратилась к проблеме социального развития воспитанников старшей группы после того, как провела анализ их общения между собой. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игре, организованной образовательной и свободной самостоятельной деятельности в естественных условиях их жизни в детском саду.
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов, у отдельных ребят отмечалась повышенная агрессивность по отношению к сверстникам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним.
В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Не все ребята понимают полноценного значения понятий – друзья, дружба, дружеские взаимоотношения.
Проблема становления межличностного общения на основе гуманных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения
Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития коммуникативных компетенций, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.
3. Тема проекта: «Дружба – это сила!»
4. Автор проекта: воспитатель Раткавич Л.А.; воспитатель Андрианова О.А.;
5. Возраст участников 5-6 лет
6. Образовательная область:
социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
7. Вид проекта: творческо-информационный.
8. Социальные партнеры: дети старшего возраста, родители, педагоги группы, специалисты ДОУ.
9. Срок реализации: долгосрочный
2 блок
1. Цель проекта: Формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях.
2. Задачи:
- Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков и социально-коммуникативных качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать конструктивный диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творческие способности при совместной художественно-продуктивной деятельности).
- Формировать умения замечать положительные качества другого человека и говорить о них, а также правильно оценивать свои поступки и своих друзей, сверстников.
- Побуждать детей к совместной деятельности; развивать познавательную активность и любознательность.
Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.
3. Формы и методы работы по проекту:
- практические: дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры, игры викторины, сотрудничество с родителями.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение. - словесные: дидактические игры, беседы , составление рассказа по картине.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «В гости к пальчику большому», «По дороге мы идём» Н.В. Нищева. Подвижные игры : «Котята и щенята», «Лавата», «Найди себе пару» |
Игровая | Сюжетно – ролевые игры: «В гостях», «Праздник именинников». Задача: учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Разыгрывание игровых ситуаций: Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча», «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться». Игры для укрепления дружеских отношений: «Солнышко дружбу освещает», «ласковое имя», «угадай животного», «Покажу, как я люблю», «Невидимая нить» и т. д. Коммуникативные игры: «Здравствуйте», «Путанка», «Паровозик», «Кенгуру и кенгурёнок», «Зеркало», «Держи мяч», «Любимая игрушка», «Приветствие», «Что изменилось», «Комплименты», «Иголочка и ниточка», «Ищу друга», «Поймай взгляд», «Поменяйтесь местами», «Я хочу с тобой дружить», «Коробка с секретом» и т. д. Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной друг к другу», «Мы разные», «Узнай друзей по голосу». |
Продуктивная | Лепка: «Подарок другу» Рисование – «Мой друг», Аппликация - «Вместе весело шагать!» Фотовыставка «А мы бываем вот такие» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями); |
Познавательно – исследовательская | Разыгрывание игровых ситуаций: Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча», «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться». |
Коммуникативная | Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются» «Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?». Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации. Беседы по содержанию художественной литературы. Составление правил дружбы |
Музыкально-художественная | Разучивание песен о дружбе: «Ты да я, да мы с тобой», «Когда мои друзья со мной», «Вместе весело шагать». |
Чтение | Чтение художественной литературы о дружбе (стихи, рассказы): «Дружат дети всей земли» Викторов В., «Два друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов), «Два товарища» Толстой Л., «Незабудка не смогла подружиться» О.Гавриченко. Чтение загадок, пословиц, поговорок. Подбор пословиц о дружбе: •Нет друга – ищи, а нашел-береги. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Один за всех, и все за одного. • Человек без друзей, что дерево без корней. • Сам пропадай, а товарища выручай. • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. • Друг за друга держаться – ничего не бояться. • Друзья познаются в беде. • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. |
Трудовая | Сбор картинок для раздаточного материала Индивидуальные поручения Сюжетно - ролевые игры Разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников. |
4. Ожидаемые результаты:
- формирование коммуникативной компетентности воспитанников по теме «Дружба – это сила!»;
- систематизация знаний о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, применение полученных знаний на практике;
- использование основных форм речевого общения между детьми, диалоголизации речи в ситуации творческого и игрового общения;
улучшение микроклимата в группе.
5. Продукт проекта:
Полученные представления, знания о дружбе воспитанники демонстрируют при открытом просмотре НОД по теме «Давайте жить дружно!»
Фотовыставка «А мы бываем вот такие».
Создание детьми совместно с родителями памятки о дружбе.
3 блок
Предварительная работа:
- Сбор информации.
- Отбор художественной и познавательной литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Подбор фотографий.
-Изготовление дерева
- Домашнее задание для родителей – подбор материала для памятки о дружбе (мерилки, правила дружбы и т.д.), изготовление совместно с детьми памятку о дружбе.
4 блок
Этапы реализации проекта: от 2 месяцев
I этап
Обозначение детской цели.
1.Формулирование проблемы
2.Введение в проблему:
Ребятам старшей группы был прочитан цикл рассказов В. Осеевой о дружбе («Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»). После обсуждения прочитанных произведений детям были заданы следующие вопросы: «Что такое дружба?», «А умеете ли вы дружить?», «Давайте попробуем посмотреть, как у нас это с вами получается?».
Ребята согласились. Так началась совместная работа над проектом «Что такое дружба?».
3.Составление плана движения к цели
4.Организация работы над проектом.
II этап
План реализации проекта
Образовательные области | Виды деятельности | ||
Работа с детьми | Работа со специалистами | Работа с родителями | |
Физическое развитие | Спортивное развлечение «Васильковые Олимпийские игры!» | ||
Познавательное развитие | Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной друг к другу», «Мы разные», «Узнай друзей по голосу». Разыгрывание игровых ситуаций: Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча», «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться». | Учитель-логопед Артикулиционная гимнастика (комплекс №2, №3) Речевые игры: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «В гости к пальчику большому», «По дороге мы идём» Н.В. Нищева. Словесные игры по теме «Дружба»: «Подбери слова к слову «дружба» (дружок, дружить, друг, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, дружина, дружище); «Закончи предложение» (Если мой друг заболел, я……. Мне подарили фломастеры, и я… . Когда мне нужна помощь, я….); «Комплимент» - развивать умение входить в контакт, видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства сверстников. | Разработка консультаций «Дружба крепкая» |
Речевое развитие | НОД «Давайте жить дружно!»». Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Беседы по содержанию художественной литературы. Составление правил дружбы. | Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной друг к другу», «Мы разные», «Узнай друзей по голосу». Литературная викторина «Кто с кем дружит?» 1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина) 3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) 5. Забавные бурундучки Чип и … (Дейл) 6. Белоснежка и … (7 гномов). | Информатизация родителей по теме данной проектной деятельности; |
Художественно-эстетическое развитие | Выставка рисунков «Мой друг» Лепка: «Подарок другу» Аппликация «Вместе весело шагать» | Памятка о дружбе |
III (заключительный) этап
Итоговое мероприятие: весёлые старты «Зимние забавы на свежем воздухе – как залог здоровья и сильной дружбы!»
Выставка поделок, рисунков, памятки, фотовыставка.
Срок проведения проекта – от 2 месяцев
5 блок
- План мероприятий
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ДРУЖБА!»
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи |
Подготовительный (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | Заинтересовать детей. Актуализация темы для родителей. Создание проблемной ситуации. Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям. Привлечение к сотрудничеству членов семьи | Активное слушание литературных произведений по теме проекта. Чтение рассказов о дружбе. Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»). Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений | Вхождение родителей в тему проекта. Ознакомление родителей с содержанием проекта. Внесение родителями предложений по реализации проекта |
Основной этап (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Оформление выставки детских работ. Разработка сценария весёлые старты. Оформление информационных стендов для родителей, консультации для родителей по изготовлению памятки о дружбе. Подбор, разработка и проведение коммуникатив-ных игр, дидактических игр, речевых игр. | Художественно-продуктивная деятельность: рисунки, поделки. Участие в коммуникативных играх, дидактических и речевых играх. Прослушивание художественной литературы по теме проекта. Участие в беседах по теме проекта. | Изготовление памятки о дружбе по проекту вместе с детьми. Участие в весёлых стартах на свежем воздухе. |
Заключительный этап (презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над новым знанием или опытом) | Проведение итогового мероприятия «Зимние забавы на свежем воздухе – как залог здоровья и сильной дружбы!». Подведение итогов работы над проектом. Оформление презентации и выставки работ. Размещение презентационного отчета о проекте на сайте ДОУ | Активное участие в весёлых стартах. Вернисаж детских рисунков, поделок. | Организация вернисажа детских рисунков и выставки работ. |
2. Привлечь родителей к изготовлению совместно с детьми памятки о дружбе, участие совместно с детьми в весёлых стартах.
6 блок
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
7 блок
Рефлексия: Познавательная ценность:
В работе над проектом «Что такое дружба?» мы ставили перед собой задачи раскрыть понятия дружбы, дружеских взаимоотношений, дать представление детям о том, кто такие друзья, показать способы общения друзей, научить взаимопомощи и взаимовыручки. Активное участие детей, их родителей в проектной деятельности, обыгрывание детьми разнообразных историй, ситуаций о дружбе и друзьях, позволило в конечном результате создать совместную творческую памятку о дружбе». Ребята успешно раскрыли свои коммуникативные качества при открытом мероприятии весёлые старты, НОД о дружбе. Дети остались довольны результатом такой плодотворной совместной работы. С энтузиазмом рассматривали и обсуждали фото проекта. Познавательные сведения, предлагаемые педагогами, воспринимались детьми с большим интересом, на их основе дети рисовали портреты своих друзей, создавали подарки для друга, составляли правила дружбы, охотно делились новыми сведениями с родителями.
Воспитательная ценность:
Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как друг, подружка и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.
В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятиях о дружбе, но и помог развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Список литературы:
1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева, – М.: Генезис, 2004. – 175с.
2. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М.Шипицина, – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 384с.
3. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ Ю.В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.-63 с.
4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет/ В.И. Петрова, - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Дружба - великая сила".
В рамках программы «Радуга» был разработан и реализован социальный проект «Дружба-великая сила», который направлен на развитие нравственных качеств детей через партнерское взаимодействие: со взр...
Проект "Дружба - великая сила!"
Новизна проекта «Дружба – великая сила!» заключается в том, что проект является долгосрочным (рассчитан на 9 месяцев) с активным применением информационно-коммуникативных технологий (авторами ра...
Проект «Дружба народов – сила страны!»
Познавательный, информационно-творческий проект с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Дружба народов - си...
Проект «ДРУЖБА – ЭТО СИЛА!» (краткосрочный, познавательный)
Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками подготовительной группы не случайно. Детское взаимодействие постоянно находится в зоне внимания во...
проект "Дружба - это сила!"
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов, у отдельных ребят отме...
проект «Дружба — великая сила»
Познавательно-практико-ориентированный проект на тему«Дружба — великая сила»Тема: «Дружба - великая сила»...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Дружба - великая сила» ( в рамках Международного проекта «Афлатот» по социальному и финансовому образованию дошкольников)
Актуальность проекта:С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать дружеские отношения (товарищество),...