Выступление на педагогическом совете
презентация по коррекционной педагогике
Тема доклада: "Развитие связной речи как основной фактор готовности к школьному обучению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
07.12.17._svyaznaya_rech.pptx | 1.92 МБ |
doklad_k_prezentatsii.docx | 47.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, определять место звука в слове). Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Сформированность грамматического строя, выражающихся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие. Владение связной речью. Сформированность зрительно-пространственных представлений о форме и величине предметов и расположенность в пространстве по отношению друг к другу.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая. В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника. В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Виды связной речи Монологическая Диалогическая
вступать в общение; поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. Диалогические умения :
методы обучения диалогической речи беседа игра Познавательная со средней группы Этическая старший возраст дидактические ролевые театрализованные подвижные
типы монологической речи описание повествование рассуждение контаминация
Трудности в программировании связных монологических высказываний : отсутствие самостоятельности в составлении рассказов; нарушения логической последовательности изложения; затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний; смысловые пропуски; незавершенность фрагментов – микротем ; длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки).
Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.
Алгоритм по формированию связной речи . На каждом возрастном уровне решаются определенные комбинации речевых задач, обусловленные принципом преемственности. Решение каждой задачи: проходит с учетом III этапов: слово, предложение, текст.
I этап – «Слово». Семантическое значение слова; • подбор синонимов и антонимов к словам, словосочетаниям; • замена слов в словосочетании ( прозрачный воздух - свежий, чистый); • подбор наиболее точного по смыслу слова; • составление предложений со словами синонимического ряда; • составление словосочетаний и предложений со словами, относящимися к разным частям речи; • нахождение многозначных слов (омонимов). Способы объяснения нового слова: демонстрация предмета, его изображения в целостном или фрагментарном виде (рисунок дерева, кустарника травы) — для формирования общего понятия; запись плана наблюдения (цвет арбуза, цвет дыни; форма арбуза, форма дыни); конкретизация вопросов при сравнении летней и зимней одежды (какую одежду носят только зимой или только летом. Эти задачи решаются легче с использованием мультимедийных презентаций, компьютерных игр, алгоритмов для составления последовательного рассказа.
II этап – «Предложение». Направления работы над предложением : Э то отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности. Э то работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развития интонационных умений. Э то формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыка правильного соединения слов, правильного их размещения. На логопедических занятиях все эти направления представляют единое целое.
III этап – «Текст». Работа с текстом требует использования дополнительных приемов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания. К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят: обучение пересказу; обучение рассказыванию по восприятию; описание игрушек; описание натуральных предметов; рассказывание по картинке; обучению рассказыванию по представлению(из личного опыта); обучение рассказыванию по воображению.
факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Факторы, облегчающие п роцесс становления связной речи наглядность п лан высказывания
Наглядно - практический метод используется в работе над всеми видами монологического высказывания .
Виды наглядно-графических моделей предметная
Предметно-схематическая
Участники процесса формирования речи воспитатели специалисты родители логопед
Формы сотрудничества: Родительские собрания Консультации Семинары-практикумы Круглые столы Наглядная агитация Открытые занятия Домашние задания
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. В.И.Чернышев
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД №2 «СКАЗКА»
Выступление на педсовете по теме:
«Развитие связной речи как основной фактор готовности к школьному обучению»
Учитель-логопед: Гурова О.В.
г.о. Краснознаменск, декабрь 2017г.
Развитие связной речи как основной фактор готовности к школьному обучению
(с презентацией).
Развитию связной речи в нашей группе уделяем особое внимание, так как это основной фактор готовности к обучению детей в школе. Я уверена: овладение связной речью является важнейшим условием успешности ребенка в социальной и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Чтобы дети своевременно и качественно овладели связной речью, необходимо чтобы они пользовались ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладали определенной речевой активностью.
Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, и ведущей нашей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач мы направили на совершение связной речи, т. е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.
Слайд 2.
ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
- Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, определять место звука в слове).
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Сформированность грамматического строя, выражающихся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие.
- Владение связной речью.
- Сформированность зрительно-пространственных представлений о форме и величине предметов и расположенность в пространстве по отношению друг к другу.
Слайд 3.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи.
Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Слайд 4.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Слайд 5.
Виды связной речи: диалогическая и монологическая
Слайд 6.
Диалогические умения:
- вступать в общение;
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения;
- выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Слайд 7.
Методы обучения диалогической речи:
Беседа:
- познавательная со средней группы
- этическая со старшей группы
Игра:
- дидактические,
- ролевые,
- театрализованные
- подвижные.
Слайд 8.
Типы монологической речи:
- повествование,
- описание,
- рассуждение,
- контаминация.
Слайд 9.
Трудности в программировании связных монологических высказываний:
- отсутствие самостоятельности в составлении рассказов;
- нарушения логической последовательности изложения;
- затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний;
- смысловые пропуски;
- незавершенность фрагментов;
- длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки).
Слайд 10.
Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.
Слайд 11.
Алгоритм по формированию связной речи
На каждом возрастном уровне решаются определенные комбинации речевых задач, обусловленные принципом преемственности.
Решение каждой задачи: проходит с учетом III этапов:
- слово,
- предложение,
- текст.
Слайд 12.
I этап – «Слово».
- Семантическое значение слова;
• подбор синонимов и антонимов к словам, словосочетаниям;
• замена слов в словосочетании (прозрачный воздух - свежий, чистый);
• подбор наиболее точного по смыслу слова;
• составление предложений со словами синонимического ряда;
• составление словосочетаний и предложений со словами, относящимися к разным частям речи;
• нахождение многозначных слов (омонимов)
Способы объяснения нового слова:
- демонстрация предмета, его изображения в целостном или фрагментарном виде (рисунок дерева, кустарника травы) — для формирования общего понятия;
- запись плана наблюдения (цвет форма арбуза, форма дыни и т.д.);
- конкретизация вопросов при сравнении летней и зимней одежды (какую одежду носят только зимой или только летом.
Эти задачи решаются легче с использованием мультимедийных презентаций, компьютерных игр, алгоритмов для составления последовательного рассказа.
Слайд 13
II этап – «Предложение».
Направления работы над предложением:
- Это отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.
- Это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развития интонационных умений.
- Это формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыка правильного соединения слов, правильного их размещения.
На логопедических занятиях все эти направления представляют единое целое.
Слайд 14
III этап – «Текст».
Работа с текстом требует использования дополнительных приемов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания.
К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят:
- обучение пересказу;
- обучение рассказыванию по восприятию;
- описание игрушек;
- описание натуральных предметов;
- рассказывание по картинке;
- обучению рассказыванию по представлению(из личного опыта);
- обучение рассказыванию по воображению.
Слайд 15.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- наглядность
- план высказывания
Слайд 16 , 17, 18 Фото
Слайд 19
Участники процесса становления связной речи:
- логопед,
- воспитатели,
- родители,
- специалисты дошкольного учреждения
Слайд 20
Формы сотрудничества:
- Родительские собрания
- Консультации
- Семинары-практикумы
- Круглые столы
- Наглядная агитация
- Открытые занятия
- Домашние задания
Слайд 21
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке. В.И.Чернышев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...