ЗОЖ
статья по коррекционной педагогике

Птицына Екатерина Михайловна

Коррекционно-развивающая работа по освоению основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа по освоению основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время самую многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Дошкольники с ЗПР представляют разнородную по составу группу. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ происходит в условиях семьи и (или) воспитательно-образовательного дошкольного учреждения, в то же время проблема воздействия педагогов и близких взрослых на формирование этих представлений у дошкольников с задержкой психического развития на сегодняшний день остается недостаточно разработанной.

Под элементарными представлениями о ЗОЖ мы понимаем определенный уровень осведомленности, который формируется в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагает следующее: ребенок старшего дошкольного возраста имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых, о возможных причинах заболеваний; он осознает значение для здоровья ЗОЖ, а также значение для здоровья и ЗОЖ состояния окружающей природной и социальной среды; способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях. Представления ребенка о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер; он проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

                С целью формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников проводятся физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия, выставка детских рисунков «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», физкультурные досуги, праздники, марафоны, олимпиады.

Работа с родителями по формированию ЗОЖ проходит в виде консультаций, совместных досугов, спортивных мероприятий. Предусмотрено размещение наглядной информации для родителей о здоровье и ЗОЖ на специальных стендах и уголках в группах, фойе доу, физкультурный зал. Разработаны памятки с рекомендациями по оздоровлению детей в семье в летний период, в период их подготовки в школу, при переходе из детского сада в школу.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в настоящее время является актуальной, ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.