"Работа с родителями, как средство повышения реабилитационного потенциала ребёнка с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад: «Работа с родителями как средство повышения реабилитационного потенциала ребёнка с ОВЗ»
Составила:
Садеева Эльмира Минсалиховна,
учитель-дефектолог, логопед
г. Нижнекамск, 2019 год
Работа с родителями как средство повышения реабилитационного потенциала ребёнка с ОВЗ.
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом –одна из главных задач специалистов коррекционных учреждений. Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями –помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать её возможности.
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
На реабилитационные мероприятия в МАУО «Надежда» дети с родителями приезжают из разных муниципальных районов Республики Татарстан два раза в год по направлению Управления социальной защиты муниципального района и дети раннего возраста вместе с родителями по направлению врачебной комиссии детской городской больницы г. Нижнекамска для профилактики детской инвалидности. Таким образом, большинство детей проходящих реабилитационные мероприятия – не посещают образовательные учреждения.
Вся коррекционно-развивающая работа строится с учетом психофизических возможностей ребѐнка, придерживаясь единого тематического плана, повторяемости всех видов работ по развитию психических функций и моторики (общей, мелкой, артикуляционной). Содержание и организация образовательного процесса направлены на сохранение и укрепление здоровья, формирование речевого и интеллектуального развития детей с ОВЗ, успешную адаптацию и социализацию в нашем центре, а по возможности и ДОУ.
Реабилитационная деятельность в МАУО «Надежда» включает такие формы реабилитации, как медицинская, психологическая, педагогическая и социально-бытовая адаптация.
Дети имеют возможность получить такие психолого-педагогические услуги, как: занятия с психологом, дефектологом, логопедом, музыкальные занятия, занятия по ознакомлению с природой в зимнем саду, по игротерапии в игровой комнате, где дети раннего возраста социализируются и развиваются. Занятия в игровой комнате облегчают детям с особенностями в развитии вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. Это психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов; Монтессори-терапия - на занятиях особое внимание уделяется сенсорному развитию, а через воспитание внешних чувств идет развитие всех психических функций. Занятия дефектолога проводятся в индивидуальной форме. На первых занятиях ребёнок сидит вместе с мамой. А затем ребенок посещает занятия самостоятельно (если получится его адаптировать).
Специалисты нашего учреждения взаимодействуют не только с детьми, но и с родителями, используя в своей деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, такие как: анкетирование, посещение семьи, консультации, беседы, родительские лектории, практикумы, родительское собрание, совместные досуговые мероприятия, тематические консультации, совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах.
Хочется особо отметить работу Школы для родителей, где осуществляется организация на современном уровне социально-медико-психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и развитии особенных детей, методическая и информационная поддержка семей с детьми-инвалидами.
В беседах затрагиваются темы, которые волнуют родителей: капризы, детские страхи, формирование предметно-практической деятельности детей раннего возраста. Говорим о необходимости оречевления каждого действия в быту, обязательного чтения и рассказывания потешек, стишков и сказок (в соответствии с возрастом ребенка), пения колыбельных, о проведении разминок, гимнастик, приемов массажа под стихотворное оформление. Если родители берут игрушку, то, как правило, они просто ставят ее перед малышом и уходят. А потом удивляются, почему он не играет.
Приходится «учить» родителей играть с детьми: не просто выбрать адекватную возрасту игрушку, но и как организовать игры, предоставляя младенцу возможность обретения столь необходимого для последующего социально-эмоционального развития опыта сенситивного взаимодействия родителя с ребенком. Цель данных бесед - поддержка родителей в вопросах воспитания, понимания и принятия реальных возможностей и способностей каждого ребёнка, определение его зоны актуального и ближайшего развития.
Таким образом, при работе с родителями педагог выступает посредником между ребѐнком и взрослым, ребѐнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребѐнком или его окружением. Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При всем этом важно помнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка. Взаимодействуя с родителями педагог предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и педагогом (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-92441-1357923678.jpg)
Художественный труд, как средство развития творческого потенциала ребёнка.
Дизайн-проект: Творческий отчёт воспитателя по теме "Художественный труд, как средство развития творческого потенциала ребёнка."...
Из опыта работы "Использование фольклора как средства повышения эффективности логопедической работы"
Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе...
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка как средство повышения воспитательного потенциала родителей в средней группе»
Авторы разработки: Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Форма проведения: групповая консультац...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593619-1423935477.jpg)
Презентация ТЕМА: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.»
Презнтация раскрывает значение ИОМ для реализации личностного потанциала ребёнка в ДОУ, его принципы, этапы, методы....
Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника.
Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-535451-1426771636.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.
Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые группы детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется...