Проект "Ах, удивительная эта соль"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. В честь соли названы города.
Данный проект направлен на организацию работы по ознакомлению детей с солью, с ее полезными и вредными свойствами. Узнать откуда берется соль, где и как еще можно использовать соль? Мы с детьми решили провести эксперименты с использованием соли и гуаши. Родители помогли нам в поиске интересующей информации и вот… появился краткосрочный проект
Данная работа осуществлялась через исследовательскую деятельность, в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей. Проект исследовательско – творческий, рассчитан сроком на 2 месяца, для детей старшей группы, педагогов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ah_udivitelnaya_sol.docx | 169.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1
«Ах, удивительная эта соль»
Подготовили:
Скоблина К.А.
воспитатель группы комбинированной направленности
Олейникова С.Б.
учитель- дефектолог
Васильева Е.Б.
учитель- логопед
г. Новосибирск
2019 – 2020 уч.год
Содержание проекта
1. Краткая аннотация проекта………… …………………………………..…3 стр.
2. Описание учреждения……………………………………………….…..…3 стр.
3. Актуальность проблемы………………………………………………...…4 стр.
4. Цель и задачи проекта……………………………………………………...5 стр.
5. Готовность к реализации проекта…………………………………………5 стр.
6. Этапы, содержание и методы реализации проекта………………………8 стр.
7. Прогнозируемые конечные результаты деятельности…………………11 стр.
8. Практическая значимость результатов……………………………….…11 стр.
9. Возможные риски…………………………………………………………12 стр.
10. Критерии и показатели эффективности реализации проекта…………12 стр.
11. Ресурсы (бюджет проекта) ……………………………………………...12 стр.
12. Функционал участников проекта…………………………………….…13 стр.
13. Перечень используемых источников…………………………..….……14 стр.
Приложение…………………………………………………………….……16 стр.
1.Краткоя аннотация проекта
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. В честь соли названы города.
Данный проект направлен на организацию работы по ознакомлению детей с солью, с ее полезными и вредными свойствами. Узнать откуда берется соль, где и как еще можно использовать соль? Мы с детьми решили провести эксперименты с использованием соли и гуаши. Родители помогли нам в поиске интересующей информации и вот… появился краткосрочный проект
Данная работа осуществлялась через исследовательскую деятельность, в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей. Проект исследовательско – творческий, рассчитан сроком на 2 месяца, для детей старшей группы, педагогов, родителей.
2.Описание учреждения
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 401» расположено по адресу: ул. Кошурникова, 49/1, Дзержинского района.
Согласно приказа ГорОНО г. Новосибирска от 15.01.1969г. данный ясли-сад № 401 был открыт впервые.
С момента открытия по 29.04.1997г. ясли –сад № 401 Устава не имел, а работал на основании Типового положения о детских садах.
29.04.1997г. МДОУ детский сад № 401 комбинированного вида зарегистрирован Новосибирской регистрационной палатой под № 9876.
21.01.2001г. МОУ для детей дошкольного и младшего возраста- начальная школа – детский сад № 401 компенсирующего вида зарегистрирован Новосибирской городской регистрационной палатой под № 9876.
14.10.2008г. Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 401 IV вида». Зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службой Дзержинского района ОГРН 2085401200003.
01.09.2011г. учреждение было переименовано в Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 401 IV вида» зарегистрирован Новосибирской городской регистрационной палатой под № 9976
01.09.2014г. учреждение было переименовано в Муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 401»
В настоящее время МКДОУ д/с № 401 посещают 88 детей со статусом ОВЗ. На основании заключения ТПМПК г. Новосибирск данным детям были присвоены такие диагнозы как: амблиопия, косоглазие, миопия, гиперметропия, синдром Вьюнка, СНР I, II, III уровень речевого развития, у которых первичным является ЗПР; ОНР I, II, III уровень речевого развития с сохранным интеллектом.
С детьми старшей дошкольной группы «Смородинка» работают:
Скоблина К.А. - воспитатель группы комбинированной направленности
Олейникова С.Б. учитель - дефектолог
Васильева Е.Б. – учитель - логопед
3. Актуальность проблемы
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.
И задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисково - познавательной деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Соль доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Соль, есть на каждом столе, в каждом доме, она известная и знакомая, непознанная и таинственная!
В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу.
4. Цели и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Формировать умение рисовать нетрадиционным способом - солью.
- Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.
Развивающие:
- Способствовать развитию творческих умений и навыков изобразительной деятельности.
- Развивать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования;
- Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
- Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве, помочь детям почувствовать радость творчества.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.
- Приобщать родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома;
- Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
5. Готовность к реализации проекта
Готовность педагога к реализации компетентного подхода в реализации данного проекта очень важна, т.к. помогает очень четко понимать каким будет результат. Таким образом в работе над проектом была четко простроена интеграция областей.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Область | Направления в работе |
Познавательное развитие | Проведение опытно – экспериментальной деятельности «Удивительная соль». |
Социально – коммуникативное развитие | Беседы: «Что такое соль, для чего она нужна?» «Белое золото земли». Театрализация сказки «Соль дороже золота». |
Речевое развитие | Сочинение сказки по теме «Свойства Сольки». Дидактические игры: «Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего». |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование солью «Разве соль не волшебница?», Лепка из соленого теста, Создание поделки «Радужное настроение». |
Физическое развитие | Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони». (Приложение №8) |
А также рабочей группой проекта на подготовительном этапе были подобраны методы и продуманы компетенции, которыми будет обладать ребенок по окончанию работы над проектом «Ах, эта удивительная соль».
Методы реализации | Компетенции |
1. Словесные 2. Практические 3. Наглядные 4. Информационные
| 1. Беседы. Чтение художественной литературы. Словесные игры. Сочинение сказки «Свойства Сольки». 2. Создание развивающей предметно – пространственной среды. Опытно- экспериментальная деятельность. Наблюдения. Рисование. Лепка. 3.Рассматривание иллюстраций. Просмотр документального фильма. Организация выставки рисунков. Театрализация сказки «Соль дороже золота». 4.Опрос. Обработка и анализ полученных данных. |
Подготовка методического материала для реализации проекта
№ | Направления в работе | Реализация |
1 | НОД | 1.Беседы: «Что такое соль, для чего она нужна?» «Белое золото земли» (Приложение № 1) 2.Просмотр документального фильма: «Где и как добывают соль». 3.Чтение художественной литературы: Сказки: Словацкие; Румынские; Чешские; Русская; Пословицы и поговорки, загадки (Приложение № 2) |
2 | Игры и упражнения | 1.Дидактические игры: «Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего». (Приложение № 3) |
3 | Физкульт минутки | Ежедневно. На каждом занятии. |
4 | Взаимодействие с педагогами | 1.Учитель- логопед руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе. А также дети совместно с учителем-логопедом сочинили сказку «Свойства Сольки». (Приложение № 4) 2. Взаимодействие с учителем - дефектологом в опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль». (Приложение № 5) |
5 | Взаимодействие с семьями воспитанников | 1.Консультация для родителей изготовление папки –передвижки «Соль-друг, соль-враг»,
2. Изготовление папки-передвижки «Тестопластика для детей». Консультация для родителей, лепим из соленого теста. 3.Консультация для родителей «Рисуем солью». (Приложение № 6) 2. Мастер- класс с родителями по изготовлению бутылочки с разноцветной солью «Радужное настроение». (Приложение № 7) |
6 | Результат проекта | 1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы). 2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли. 3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность. 4. Вырастить кристалл соли. 5. Выставка рисунков солью. 6. Театрализация по сказке «Соль дороже золота», для детей 4-5 лет. 7. Консультация для родителей ««Соль-друг, соль-враг». 8. Изготовление книжки-малышки «Свойства Сольки». |
- Этапы, содержание и методы реализации проекта
Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнеров. | Сроки реализации | |||||||
Дети знакомятся с проектом «Ах, удивительная соль», помогают педагогу в формулировке цели и задач данного проекта. | Педагог формулирует проблему; вводит детей в игровую ситуацию по реализации проекта. По предложенной мотивации – озвучивает цель, задачи. Подбирает информацию по лексической теме. Подбирает художественную и методическую литературу, картинный и иллюстративный материал; планирует наблюдения, экскурсии; определяет методы и приемы работы; Беседует с родителями о реализации проекта (доводит до сведения цель и задачи данного проекта). Проведение опроса детей. (Приложение № 11) | Принимают поставленную цель; помогают в подборке художественной литературе, иллюстративного материала. Соглашаются в участии в конкурсах в этапах осуществления проекта. | 2-6.12.19 | |||||||
I этап - подготовительный | ||||||||||
Определение объектов изучения; образцы соли; загадки, пословицы, поговорки. | Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная). Знакомство с художественными произведениями, в которых говориться о соли. Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками про соль. (Приложение № 2) |
(Приложение № 12)
(Приложение № 12)
(Приложение № 12) | 9-27.12.19. | |||||||
II этап- основной | ||||||||||
Изучение свойств соли | Опытно-экспериментальная деятельность: «Удивительная соль». (Приложение № 5) | «Тайнам нет конца» (выращивание соленых кристаллов) (Приложение № 6) | 30.12-17.01 | |||||||
III этап -результативный. | ||||||||||
В процессе проведенной работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как ее добывают и где используют. Театрализация по сказке «Соль дороже золота» (Приложение № 9) | Подведение итогов работы и оформление выставки, индивидуальных детских работ. Оформление отчетной документации. Консультация для родителей о полезных свойствах соли. | Мастер- класс с родителями по изготовлению бутылочки с разноцветной солью «Радужное настроение» (Приложение № 7) Организация в домашних условиях эксперимента по выращиванию кристалликов соли: «Тайнам нет конца» Консультация «Лепка из солёного теста» (Приложение № 6) | 20-31.01 |
- Прогнозируемые конечные результаты деятельности
У детей:
- У детей повысится познавательный интерес.
- Расширились знания об особенностях соли, её свойствах и качествах, и разновидностях.
- Дети узнают, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
- Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.
У педагогов:
- Разработан план мероприятий по проекту.
- Созданы необходимые условия для ознакомления детей с свойствами соли, посредствам проведения опытно-экспериментальной деятельности.
- Данный проект может использоваться в работе педагогов ДОУ. У родителей:
1. Сформировалось осознанное отношение к здоровому питанию своих детей.
2. Участие родителей в работе над проектом.
- Практическая значимость результатов
В результате реализации проекта были сделаны продукты:
- Конспект НОД в старшей группе «Сказки про белую соль»
(Приложение № 10)
- Консультация для родителей «Тестопластика для детей», лепим из соленого теста.
(Приложение № 6)
- Папка – передвижка «Соль-друг, соль-враг», «Полезные советы».
(Приложение № 6)
- Мастер - класс для родителей по изготовлению бутылочки с разноцветной солью «Радужное настроение»
(Приложение № 7)
5. Продукт для детей: книжка-малышка «Свойства Сольки» (Приложение № 4)
6. Продукт для педагогов, родителей, детей – театрализация сказки «Соль дороже золота»
(Приложение №9)
Деятельность по проекту:
Беседы поданной теме, непосредственно образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, художественно-творческая деятельность, взаимодействие с родителями, мастер-класс, театральная деятельность.
- Возможные риски
Риски | Пути преодоления |
Малая заинтересованность детей в участие в проекте | Чтение литературы по теме проекта, беседы, игры, опытно-экспериментальная деятельность с солью, театрализованная деятельность. |
Недостаточная активность родителей | Беседы о необходимости сотрудничества для достижения общих целей, продуктивная деятельность (мастер-класс) |
- Критерии и показатели эффективности реализации проекта 1. Включенность каждого ребенка в творческий процесс и реализацию проекта. 2. Подготовленность и четкая организация мероприятия. 3. Активность детей в общении и взаимодействии между собой, во время реализации проекта.
Перед началом проведения проекта, были разработаны вопросы для опроса. Затем мной был проведен опрос о необходимости проведения проекта, и об актуальности темы проекта. (Приложение № 11)
После проведения опроса, пришли к выводу, что большая часть детей не владеют полной информацией о различных видах соли, полезных и вредных свойств соли, мало информативны в области применения соли.
По окончании проекта, было проведен опрос по итогам, и результатам проекта. (Приложение №11)
11. Ресурсы проекта
Наименование | Всего (рублей) | Имеющиеся средства | Требуемые средства |
Канцелярские товары | 300 | 300 | 0 |
Ноутбук | 25000 | 25000 | 0 |
Ламинатор | 3000 | 3000 | 0 |
Многофункциональное устройство (принтер) | 10000 | 10000 | 0 |
Фотоаппарат | 18000 | 18000 | 0 |
Соль | 8 | 8 | 0 |
Микроскоп | 2000 | 2000 | |
ИТОГО: | 0 |
12.Функционал участников проекта
№ п/п | Ответственные | Функционал обязанностей |
1 | Заведующий ДОУ | Создание условий для реализации и проведения мероприятий. Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта |
Старший воспитатель | Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары). | |
Воспитатели | Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми Разработка системы взаимодействия педагогов и функционала Включение родителей в данный процесс | |
Воспитанники старшего дошкольного возраста | Активные участники в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях. | |
| Руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе | |
Учитель-дефектолог | Проводит индивидуальную и совместную работу по реализации проекта на групповых и индивидуальных занятиях | |
Родители | Выращивание кристаллов «Тайнам нет конца». Создание бутылочки с разноцветной солью «Радужное настроение». |
13. Перечень используемых источников:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
4. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
5. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
Вывод:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль гуашью и декорировали ими баночки, лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Маленькие дошколята превратились в настоящих исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях, а также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Удивительная соль"
Название проекта Удивительная сольВозраст детей Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...
Исследовательский проект«Удивительная соль»
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит...
Проект "Удивительная соль"
Актуальность нашей работы заключается в том,чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах....
Исследовательский проект "Удивительная соль"
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи...
Исследовательский проект «Удивительная соль»
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне...
Проект "Удивительное рядом, кристалл соли"" для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Удивительное рядом, кристалл соли"...
Проект: «Удивительные свойства соли »
АктуальностьЗимой дети и взрослые очень часто болеют. Я тоже простывала, и мама промывала мне нос раствором соли. Вкус этого раствора показался мне очень знакомый. Я вспомнила, что летом м...