«Важная роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
консультация по логопедии (старшая группа)

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики с детьми, имеющие нарушение звукопроизношения способствует развитию мышц лицевой и артикуляционной моторики, упражнения служат как подготовительный этап для постановки звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx340.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Важная роль артикуляционной гимнастики

в развитии речи детей»

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.    

        Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык - главная мышца органов речи.

Недостатки звукопроизношения мешают дошкольнику развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

При нарушении звукопроизношения важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики.

Эту работу осуществляют по двум направлениям:

  1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
  2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.        

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 3. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.

 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

 4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

 Виды упражнений

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

Статичные упражнения

1. «Улыбка» («Заборчик»)

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны
передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

2. «Лопаточка»  

Описание: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 сек.
3. «Чашечка» 

Описание: рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
3. «Иголочка» 

Описание: рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
4. «Горка» 

Описание: рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

5. «Трубочка» 

Описание: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 раз.

Динамические упражнения

1. «Часики» 

Описание: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт логопеда. Проделать 15 раз.

2. «Лошадка» 

Описание: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку, проделать 10 раз.
3. «Грибок» 

Описание: раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
4. «Качели» 

Описание: высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.   Упражнение проводиться под счёт логопеда 10-15 раз.

5. «Вкусное варенье» 

Описание: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

6. «Змейка» 

Описание: рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
7. «Маляр» 

Описание: высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
8. «Катушка» 

Описание: кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

На начальном этапе в ходе выполнения артикуляционной гимнастики будет наблюдаться напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Но постепенно напряжение исчезнет, движения станут координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка, проводить лучше в игровой форме.

           Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики с детьми, имеющие нарушение звукопроизношения как с логопедом, воспитателями группы компенсирующей направленности, так и с родителями способствует развитию мышц лицевой и артикуляционной моторики, продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции. 

C:\Users\user\Desktop\логопедия NEW\01 Артикуляционая гимнастика дом\1Арт гимнастика в таблице + 6к\артик6.jpg

C:\Users\user\Desktop\логопедия NEW\01 Артикуляционая гимнастика дом\1Арт гимнастика в таблице + 6к\артик1.jpg

C:\Users\user\Desktop\логопедия NEW\01 Артикуляционая гимнастика дом\1Арт гимнастика в таблице + 6к\артик2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важная роль семьи в развитии речи ребенка

Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....

Важная роль игр в развитии речи детей.

помощь родителям в осознании важности общения с детьми и игры сними для развития речи...

Важная роль игр в развитии речи детей.

помощь родителям в осознании важности общения с детьми и игры сними для развития речи...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...