Доклад на тему: «Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР»
материал по коррекционной педагогике

Конкина Татьяна Сергеевна
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, так же как и их сверстники, не имеющие заболеваний, должны уметь ориентироваться в потоке информации, перерабатывать и усваивать ее; осмысливать прочитанные тексты; осуществлять рефлексию способов и условий действий; уметь осуществлять контроль и ставить самооценку результатам своей деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

       

Доклад на тему:

«Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР»

Подготовила Конкина Т.С

Новосибирск 2019

Актуальность темы исследования. Сегодня государство уделяет огромное внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время организация учебного процесса для таких детей регламентируется Федеральным Государственным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья, вступившим в силу с 1 сентября 2016 года.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, так же как и их сверстники, не имеющие заболеваний, должны уметь ориентироваться в потоке информации, перерабатывать и усваивать ее; осмысливать прочитанные тексты; осуществлять рефлексию способов и условий действий; уметь осуществлять контроль и ставить самооценку результатам своей деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Наряду с формированием универсальных учебных действий воспитатели ДОУ должны развивать личность учащегося, учить быть его самостоятельным активным гражданином нашего общества.

Цель данной работы – рассмотреть особенности познавательной деятельности детей с ЗПР в условиях ДОУ.

Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.

Особенности детей с задержкой психического развития

С учетом современных изменений в сфере коррекционного образования и переходом к инклюзивной практике остро стоит проблема создания наиболее благоприятных условий для обучения детей с задержкой психического развития в условиях ДОУ. Необходимость изучения речевых и познавательных процессов детей с ЗПР определяется не только целями совершенствования методов воспитания и обучения, но и возможностями разработки новых, ориентированных на дифференциальную диагностику критерии отграничения детей с первичными нарушениями речи от детей с первичной задержкой психического развития [1].

Проблеме речевого развития детей уделяли большое внимание как западные, так и российские педагоги и психологи. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И, наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Связная речь – есть яркий показатель состояния мышления ребенка [3].

Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Как известно, детей с задержкой психического развития отличает в первую очередь, сниженная умственная работоспособность, которая может быть обусловлена, например выраженными нейродинамическими расстройствами. Данная категория детей характеризуется нарушениями внимания различной степени: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; сосредоточение внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы. Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; преобладание механического запоминания над словесно-логическим (Т.В.Егорова, Н.Г.Поддубная, В.Л.Подобед) [3, с. 20]. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления (работы С.А.Домишкевич, З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной, Т.Д.Пускаевой, Т.А.Стрекаловой и др.) [5, с. 93]. Изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности, эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности.

Пути развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития.

Особенности современного движения педагогической и психологической наук создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать дошкольников с ЗПР, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:

•        своеобразие и возможности ребенка с задержкой психического развития;

•        потребность дошкольника в игре;

•        восприятие школьником окружающего мира;

•        подбор и разнообразие видов деятельности, занятий и увлечений для испытания ими своих возможностей;

•        стимулирование творческого самовыражения ребенка;

•        обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;

•        согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и ДОУ.

Данные условия определяют методику работы педагога по обучению и воспитанию дошкольников и развитию их познавательных интересов. Этапы такой работы следующие:

•        изучение детских интересов, возможностей и потребностей;

•        постановка дошкольника в позицию творческого субъекта социальной среды, в которой он живет;

•        включение ребенка с ЗПР в игровую деятельность с целью реализации ими своих возможностей;

•        расширение межличностного общения;

•        предоставление дошкольнику возможности активной самостоятельной деятельности;

•        социальная адаптация и реабилитация детей с ЗПР.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно у детей с задержкой психического развития, наблюдается низкий уровень мотивации в учении, отсутствие познавательного интереса, снижен уровень самостоятельности и работоспособности. Это обусловлено следующими причинами:

•        трудностью усвоения нового материала из-за недостаточного развития словесно-логического мышления;

•        относительно небольшим объемом знаний фактического материала;

•        не всегда удовлетворительным характером преподавания и воспитания, недостаточно учитывающим специфику заболевания детей и их развития;

•        трудностью и недостаточной эффективностью работы с дополнительной литературой, наглядностью, электронными образовательными ресурсами [4].

Рассмотрим несколько способов решений этих проблем:

1)        новый материал, предлагаемый  воспитателем должен быть доступен таким учащимся. Это облегчает усвоение новых знаний, а, следовательно, способствует развитию интереса данной проблеме;

2)        на каждом занятии должна проводиться активная работа для пополнения словарного запаса. Учащиеся с ЗПР должны не только усваивать новые слова, но и использовать их в своей речи;

3)        необходимо проведение специальной словарной работы по уточнению и значения тех или иных слов и понятий. Эмоциональная, четкая речь меньше утомляет детей с ЗПР и позволяет поддерживать их внимание в течение долгого времени;

4)        использование жеста может помочь детям с ОВЗ в понимании смысла новых слов и понятий;

5)        определенную роль в том, чтобы новый материал стал доступен пониманию детей с ЗПР, играют наглядные пособия, включающие в себя различные схемы, иллюстрации, картинки, видеофрагменты и т.д.;

6)        использование интерактивной доски развивает у обучающихся логическое мышление, повышает мотивацию учения, разнообразит виды деятельности и формы контроля. Даже самые инертные ученики становятся более активными, начинают творчески мыслить, показывают заинтересованность учебным материалом;

7)        доступен ли будет для ребенка излагаемый материал, хорошо ли он будет его знать и применять на практике, - во многом зависит от педагога, его личности, степени мастерства, знания своего дела, эмоциональности, понимания специфики детей с задержкой психического развития. Общение с такими детьми требует тактичности. Не следует раздражаться, проявлять неудовольствие. Большинство детей с ЗПР не уверены в своих способностях и умениях. Поэтому одна из основных задач воспитателя - вселить ребенку веру в себя, в свои силы и возможности.

Учитывая все это, необходимо отыскать такие средства, которые привлекли бы к воспитателю ребенка, расположили бы его к совместной деятельности с педагогом, активизировали бы его умения и навыки.

Направленность интересов ученика с ЗПР носит избирательный характер. Когда те или иные факты представляются ему важными и имеют жизненную значимость (по мнению ребенка), тогда он с увлечением занимается, и интерес его к данному занятию будет только развиваться. Воспитателю необходимо так перенастроить приоритеты ребенка, чтобы желание получать новые знания и использовать их на практике преобладало над пассивностью и равнодушием ребенка. Данный подход дает возможность готовить человека, который отвечал бы потребностям современного общества.

В настоящее время в педагогической копилке воспитателя находится довольно большой арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Представленные ниже методы помогают обучающимся с ЗПР стать активными участниками процесса обучения и воспитания. Рассмотрим некоторые из них:

•        объяснительно-иллюстративный метод - это получение информации от воспитателя. В современном образовательном процессе это - просмотр презентаций, видеороликов, интерактивные дидактические игры, картинки и др.;

•        репродуктивный метод - это данный учителем алгоритм при выполнении задания для отработки какого-либо умения;

•        проблемный метод обучения - позволяет ученикам усваивать новые знания посредством решения поставленной перед ними проблемы. Педагог в этом случае является для ребенка с ЗПР организатором и координатором работы;

•        проектная деятельность - позволяет обучающимся развивать свои творческие способности.

Заключение

Воспитателю на занятии необходимо находить несколько минут для индивидуальной работы с учащимися с ЗПР. Индивидуальный подход, внимание, корректная речь, доброжелательное отношение поможет детям перейти из категории «слушателя» в категорию «деятеля». Каждый ребенок должен стать главным действующим лицом на занятии. Только тогда добывание знаний станет каждодневной необходимостью, а полученные знания - прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.

Практика работы в ДОУ, позволяет сделать вывод о том, что дети с задержкой психического развития обладают значительными потенциальными возможностями для развития их интересов, а, следовательно, и для дальнейшего развития и совершенствования их познавательной деятельности.

Таким образом, период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.

Список использованных источников и литературы

1.        Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова.— М., 2017.

2.        Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании детей //Начальная школа. - 2015. - № 2.

3.        Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР в оценочной ситуации / И.Ю. Кулагина // Дефектология. —2010. — № 3. — С. 15—18.

4.        Ульенкова, У.В. Концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР / У.В. Ульенкова, Г.Н. Прохорова // Дефектология. —2018. — № 4.

5.        Фадина Г.В.    Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /  Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2014. — 68 с.

6.        Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Доклад на тему: «Активизация познавательной деятельности детей через природу»

М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миро...

Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"

Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"...

Доклад на Тему: «Особенности экспериментальной деятельности дошкольников в разных возрастных группах.»

Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становитс...

Доклад на тему: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...