Доклад на тему: «Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР»
материал по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР»
Подготовила Конкина Т.С
Новосибирск 2019
Актуальность темы исследования. Сегодня государство уделяет огромное внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время организация учебного процесса для таких детей регламентируется Федеральным Государственным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья, вступившим в силу с 1 сентября 2016 года.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, так же как и их сверстники, не имеющие заболеваний, должны уметь ориентироваться в потоке информации, перерабатывать и усваивать ее; осмысливать прочитанные тексты; осуществлять рефлексию способов и условий действий; уметь осуществлять контроль и ставить самооценку результатам своей деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Наряду с формированием универсальных учебных действий воспитатели ДОУ должны развивать личность учащегося, учить быть его самостоятельным активным гражданином нашего общества.
Цель данной работы – рассмотреть особенности познавательной деятельности детей с ЗПР в условиях ДОУ.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Особенности детей с задержкой психического развития
С учетом современных изменений в сфере коррекционного образования и переходом к инклюзивной практике остро стоит проблема создания наиболее благоприятных условий для обучения детей с задержкой психического развития в условиях ДОУ. Необходимость изучения речевых и познавательных процессов детей с ЗПР определяется не только целями совершенствования методов воспитания и обучения, но и возможностями разработки новых, ориентированных на дифференциальную диагностику критерии отграничения детей с первичными нарушениями речи от детей с первичной задержкой психического развития [1].
Проблеме речевого развития детей уделяли большое внимание как западные, так и российские педагоги и психологи. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И, наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Связная речь – есть яркий показатель состояния мышления ребенка [3].
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Как известно, детей с задержкой психического развития отличает в первую очередь, сниженная умственная работоспособность, которая может быть обусловлена, например выраженными нейродинамическими расстройствами. Данная категория детей характеризуется нарушениями внимания различной степени: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; сосредоточение внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы. Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; преобладание механического запоминания над словесно-логическим (Т.В.Егорова, Н.Г.Поддубная, В.Л.Подобед) [3, с. 20]. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления (работы С.А.Домишкевич, З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной, Т.Д.Пускаевой, Т.А.Стрекаловой и др.) [5, с. 93]. Изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности, эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности.
Пути развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития.
Особенности современного движения педагогической и психологической наук создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать дошкольников с ЗПР, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:
• своеобразие и возможности ребенка с задержкой психического развития;
• потребность дошкольника в игре;
• восприятие школьником окружающего мира;
• подбор и разнообразие видов деятельности, занятий и увлечений для испытания ими своих возможностей;
• стимулирование творческого самовыражения ребенка;
• обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;
• согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и ДОУ.
Данные условия определяют методику работы педагога по обучению и воспитанию дошкольников и развитию их познавательных интересов. Этапы такой работы следующие:
• изучение детских интересов, возможностей и потребностей;
• постановка дошкольника в позицию творческого субъекта социальной среды, в которой он живет;
• включение ребенка с ЗПР в игровую деятельность с целью реализации ими своих возможностей;
• расширение межличностного общения;
• предоставление дошкольнику возможности активной самостоятельной деятельности;
• социальная адаптация и реабилитация детей с ЗПР.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно у детей с задержкой психического развития, наблюдается низкий уровень мотивации в учении, отсутствие познавательного интереса, снижен уровень самостоятельности и работоспособности. Это обусловлено следующими причинами:
• трудностью усвоения нового материала из-за недостаточного развития словесно-логического мышления;
• относительно небольшим объемом знаний фактического материала;
• не всегда удовлетворительным характером преподавания и воспитания, недостаточно учитывающим специфику заболевания детей и их развития;
• трудностью и недостаточной эффективностью работы с дополнительной литературой, наглядностью, электронными образовательными ресурсами [4].
Рассмотрим несколько способов решений этих проблем:
1) новый материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен таким учащимся. Это облегчает усвоение новых знаний, а, следовательно, способствует развитию интереса данной проблеме;
2) на каждом занятии должна проводиться активная работа для пополнения словарного запаса. Учащиеся с ЗПР должны не только усваивать новые слова, но и использовать их в своей речи;
3) необходимо проведение специальной словарной работы по уточнению и значения тех или иных слов и понятий. Эмоциональная, четкая речь меньше утомляет детей с ЗПР и позволяет поддерживать их внимание в течение долгого времени;
4) использование жеста может помочь детям с ОВЗ в понимании смысла новых слов и понятий;
5) определенную роль в том, чтобы новый материал стал доступен пониманию детей с ЗПР, играют наглядные пособия, включающие в себя различные схемы, иллюстрации, картинки, видеофрагменты и т.д.;
6) использование интерактивной доски развивает у обучающихся логическое мышление, повышает мотивацию учения, разнообразит виды деятельности и формы контроля. Даже самые инертные ученики становятся более активными, начинают творчески мыслить, показывают заинтересованность учебным материалом;
7) доступен ли будет для ребенка излагаемый материал, хорошо ли он будет его знать и применять на практике, - во многом зависит от педагога, его личности, степени мастерства, знания своего дела, эмоциональности, понимания специфики детей с задержкой психического развития. Общение с такими детьми требует тактичности. Не следует раздражаться, проявлять неудовольствие. Большинство детей с ЗПР не уверены в своих способностях и умениях. Поэтому одна из основных задач воспитателя - вселить ребенку веру в себя, в свои силы и возможности.
Учитывая все это, необходимо отыскать такие средства, которые привлекли бы к воспитателю ребенка, расположили бы его к совместной деятельности с педагогом, активизировали бы его умения и навыки.
Направленность интересов ученика с ЗПР носит избирательный характер. Когда те или иные факты представляются ему важными и имеют жизненную значимость (по мнению ребенка), тогда он с увлечением занимается, и интерес его к данному занятию будет только развиваться. Воспитателю необходимо так перенастроить приоритеты ребенка, чтобы желание получать новые знания и использовать их на практике преобладало над пассивностью и равнодушием ребенка. Данный подход дает возможность готовить человека, который отвечал бы потребностям современного общества.
В настоящее время в педагогической копилке воспитателя находится довольно большой арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Представленные ниже методы помогают обучающимся с ЗПР стать активными участниками процесса обучения и воспитания. Рассмотрим некоторые из них:
• объяснительно-иллюстративный метод - это получение информации от воспитателя. В современном образовательном процессе это - просмотр презентаций, видеороликов, интерактивные дидактические игры, картинки и др.;
• репродуктивный метод - это данный учителем алгоритм при выполнении задания для отработки какого-либо умения;
• проблемный метод обучения - позволяет ученикам усваивать новые знания посредством решения поставленной перед ними проблемы. Педагог в этом случае является для ребенка с ЗПР организатором и координатором работы;
• проектная деятельность - позволяет обучающимся развивать свои творческие способности.
Заключение
Воспитателю на занятии необходимо находить несколько минут для индивидуальной работы с учащимися с ЗПР. Индивидуальный подход, внимание, корректная речь, доброжелательное отношение поможет детям перейти из категории «слушателя» в категорию «деятеля». Каждый ребенок должен стать главным действующим лицом на занятии. Только тогда добывание знаний станет каждодневной необходимостью, а полученные знания - прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.
Практика работы в ДОУ, позволяет сделать вывод о том, что дети с задержкой психического развития обладают значительными потенциальными возможностями для развития их интересов, а, следовательно, и для дальнейшего развития и совершенствования их познавательной деятельности.
Таким образом, период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.
Список использованных источников и литературы
1. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова.— М., 2017.
2. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании детей //Начальная школа. - 2015. - № 2.
3. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР в оценочной ситуации / И.Ю. Кулагина // Дефектология. —2010. — № 3. — С. 15—18.
4. Ульенкова, У.В. Концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР / У.В. Ульенкова, Г.Н. Прохорова // Дефектология. —2018. — № 4.
5. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2014. — 68 с.
6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".
Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
ДОКЛАД на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Практический опыт по воспитанию патриотизма у воспитанников с ОВЗ....
Доклад на тему: «Активизация познавательной деятельности детей через природу»
М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миро...
Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"
Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"...
Доклад на Тему: «Особенности экспериментальной деятельности дошкольников в разных возрастных группах.»
Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становитс...
Доклад на тему: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...