Индивидуальный образовательный маршрут развития ребѐнка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы. Музыкальная деятельность.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Для преодоления проблем к ребенку с ДЦП требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе музыкального руководителя является развитие музыкально-творческой активности,потребности к восприятию музыки в образовательной деятельности и в свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.docx | 30.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребѐнка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы. Музыкальная деятельность.
Срок реализации 2020-2021 учебный год
Разработчик: Музыкальный руководитель И.Р.Селезнева
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. | 3стр | |
1. | Актуальность. | 4 |
2. | Принципы инклюзивного образования. | 4 |
3. | Условия инклюзивного воспитания. | 4 |
4. | Психолого-педагогический портрет ребенка. | 5 |
4.1. | Рекомендации. | 5 |
4.2. | Цели и задачи. | 5 |
4.3. | Материально-техническое обеспечение | 5 |
4.4. | Ожидаемые результаты | 6 |
4.5. | Основные направления работы. | 7 |
5. | План индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей. | 8 |
6. | Список литературы | 9 |
Пояснительная записка
Согласно статье 5 пунктам 3, 4 закона «Об образовании»… в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… », а также «… в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… » Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. “Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот.
Исследования показывают, что дети с нарушением опорно— двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием в физическом развитии, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы, у таких детей замедлена моторика речи, наблюдается недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы, координации движений, зачастую, им присущи недостаточная коммуникативная активность, слабо выраженные двигательные умения и навыки, за счет сниженной умственной работоспособности у детей затрудняется формирование познавательного опыта. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм является включение в организацию коррекционно – развивающей деятельности современных здоровьесберегающих технологий. Целью проведения динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и упражнений, коррекционных упражнений является повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха перед занятиями, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.
1.Актуальность
В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA GlobalMonitoring приблизительно 30–40% детей являются инвалидами. Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ограниченными возможностями, то в будущем они будут воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
2. Принципы инклюзивного образования
Мы понимаем и учитываем восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
3. Условия инклюзивного воспитания
Для развития творческого потенциала у дошкольников необходимо создать следующие педагогические условия:
1.Создание благоприятной предметно-развивающей среды; 2.Преемственность в работе воспитателя, психолога, музыкального руководителя; 3. Тесное сотрудничество с родителями; 4. Разработка плана для индивидуального развития ребенка.
4.Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные: Фамилия, имя: Иванова Маша Возраст: 6 лет. Проблема в нарушении опорно-двигательного аппарата. Девочка очень интересуется музыкой, но испытывает трудности при движениии выполнении музыкально-ритмических движений. Родители проявляют живой интерес и участие в воспитании ребенка, с ребенком систематически проводится комплекс мероприятий по коррекции физического состояния.
4.1 Рекомендации
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности,потребности к восприятию музыки в образовательной деятельности и в свободное время.
4.2 Цели и задачи
Целью данной работы является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи: • Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности. • Развивать и совершенствовать музыкальные способности. • Формировать культуру слушания музыки. • Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки. • Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
4.3 Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия; • Аудиотека; • Альбом, иллюстрации; • Музыкальные дидактические игры; • Музыкальные подвижные игры; • Детские музыкальные инструменты.
4.4 Ожидаемые результаты:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; • обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; • проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; • способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Для дальнейшей работы с девочкой составлен план индивидуальнойработы по развитию музыкальных способностей, в котором прослеживается работа с родителями, с коллективом, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами.
План работы рассчитан на 1 год . Занятия проходят один раз в неделю по 15 минут.
4.5 Основные направления работы:
№ п\п | Содержание деятельности. Мероприятие. | Срок исполнения | Ожидаемый результат |
1 | Слушание музыки | В течение года | Развитие тембрового и динамического восприятия. Формирование навыков культуры слушания музыки |
2 | Пение | В течение года | Развитие певческих умений и навыков |
3 | Муз-ритмические движения | В течение года | Развитие физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). |
4 | Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ) | В течение года | Овладение игрой на ДМИ |
5 | Творчество | В течение года | Развитие творческого воображения, развитие способности к музыкально-игровому творчеству, активизация фантазии, импровизации |
5. План индивидуальнойработы по развитию музыкальных способностей для старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№ | Основные направления в работе. | Игры, упражнения с ребѐнком | Оборудование | Взаимодействие с семьѐй | Участники |
Сентябрь-октябрь | |||||
1,2 | Развитие тембрового и динамического восприятия. | М/игры: «Угадай, на чем играю? », «Тихо-громко», «Музыкальный магазин», «Музыкальный домик». | Детские музыкальные инструменты: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. | Консультация «Музыкальные игры в семье» | Муз.рук воспитателиродители |
3,4 | Формирование навыков культуры слушания музыки, музыкотерапия | Дид. игра « Угадай музыку и покажи картинку». « Изобрази музыку». | Аудиотека произведени й из детского альбома П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» | Беседа «Музыкален ли ваш ребенок». | Муз.рук воспитатели родители |
Ноябрь-декабрь | |||||
1,2 | Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки | Дид. игра «Песня-танец-марш». | Картинки к игре. Подборка музыки: марш, полька, песня. | Советы, как научить ребенка слушать классическу ю музыку и высказывать своѐ мнение о ней | Муз.рук воспитатели родители |
3,4 | Работа над звуковысотным восприятием. | Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» | Иллюстрации к игре. Картинки с членами семьи (мама, папа, ребѐнок) | Задание для родителей «Придумать песенку мамы и ребѐнка на определѐнный звук» | Муз.рук воспитатели родители |
Январь-февраль | |||||
1,2 | Совершенствование музыкальноритмических движений | Муз-подвижная игра «Делай как я», « Шапочку передавайте» | Подборка танцевальной музыки. | Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» | Муз.рук воспитатели родители |
3,4 | Развитие и совершенствование ритмического слуха | «Раз, два, три, за мною повтори» - Игра на одной пластине металлофона. | Музыкальные инструменты Игры: «Сыграй и повтори» «Запомни, повтори» | Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей» | Муз.рук воспитатели родители |
Март-апрель | |||||
1,2 | Развитие певческих умений и навыков: | Вместе с ребенком петь знакомые песни, | Видеоклип песни или иллюстрации к ним. | Беседа «Развитие певческих умений и навыков» | Муз.руко водитель воспитат ель родители |
3,4 | Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания). | «Рисуем музыку», «Музыкальные узоры». | Иллюстрации | Рекомендации «Особенности психических процессов» | Муз.рук воспитатели родители |
Май | |||||
1,2 | Побуждение к элементарному музыкальному творчеству. | «Петушок, курочка, цыплята» (на закрепление музыкальных регистров | Игрушки: петушок, курочка, цыплѐнок.металлофон | Памятка «Приемы развития музыкального творчества» | Муз.рук. воспитатели родители |
3,4 | Создание условий для развития песенного творчества. | Предложить самостоятельно придумать танцевальные движения к песенке. | Песня «У лягушки юбилей». Картинки домашних животных и птиц | Предложить придумать песенку кошечки, собачки на слог (мяу-мяу, гав-гав) | Муз.рук воспитатели родители |
6. Список литературы:
- Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. «Инклюзивная практика в дошкольном образовании». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 10 М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -Ж. «Музыкальный руководитель» № 3 2009г. -Ж. «Музыкальный руководитель» №4 2005г - Котова А.Н. «Общими усилиями. Музыка в коррекционной работе». -МедведеваЕ.А., ЛевченкоИ.Ю., КомиссароваЛ.Н., ДобровольскаяТ. А. «Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании». 2001. - Щербакова Н.А. «Музыка в коррекционной работе. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкальных способностей у детей в МК ДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей п. Бычиха
Материал предназначен для индивидуальной работы по музыкальному образованию дошкольников. в маршруре разработаны все основные виды деятельности музработника на индивидуальных занятиях....
«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка».
«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка». д\с №14 «Журавлик» старшая группа «Звездочка»...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута -это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития....
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования по физическому развитию
Данный материал содержит план работы с ребенком, который поможет сформирование у ребенка интерес к физической культуре, развить основные физические качества....
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...
Карта индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (Образовательная область «Физическое развитие»)
Мониторинг физической подготовленности...