Картотека зрительных гимнастик
картотека по коррекционной педагогике
Тематическая картотека зрительных гимнастик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_zritelnyh_gimnastik_svoya.docx | 61.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ОВОЩИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Наша грядка» Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат. Наша грядка просто клад. |
Круговые движения глазами Посмотреть вниз Влево-вправо Поморгать глазками. |
Тема: ОВОЩИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. |
Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза) |
Тема: ОВОЩИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Массаж глаз «Раздеваем лук» Сняли тоненький сюртук, Сняли рыжую рубашку, Сняли желтую рубашку, А стянув еще рубашку, Все заплакали вокруг. Вот как мы вчера на кухне Раздевали сладкий лук. |
Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть. Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему. Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую. |
Тема: ФРУКТЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Фруктовая загадка» Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты мы считать. Перед нами лежит груша, Сочная, но нельзя скушать. Слева, на столе - лимон – Фруктовый господин-барон, Справа - яблоко в корзине. Его купили в магазине Ну а снизу - апельсин, На полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта - угадали! |
Дети смотрят перед собой Дети смотрят влево Дети смотрят вправо Дети смотрят вниз. |
Тема: ЯГОДЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«По ягоды» Справа зреет земляника, Слева - сладкая черника, Справа - красная брусника, Слева спеет ежевика. Ягоды все соберем Отдохнем и потом домой пойдем |
Движения глазами влево-вправо Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд (повторить 6-8 раз) |
Тема: ЯГОДЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Лесные ягоды» Собираем землянику, Ищем вкусную чернику, Голубику, костянику, Кисловатую бруснику. |
По заданному педагогом направлению дети перемещают взгляд. |
Тема: ЦВЕТЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Бутончики» Каждый бутончик Склониться бы рад Влево и вправо, Вперед и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо В цветочном букете. |
Движения глазами влево-вправо Посмотреть вдаль и на кончик носа Сомкнуть веки |
Тема: ЦВЕТЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Душистые цветы» На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот - душистые цветы. |
Поднять глаза вверх Круговые движения глазами Посмотреть влево-вправо Посмотреть вперед. |
Тема: ВЕСНА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Расцвел подснежник голубой! |
Потереть ладошки друг о друга Прикрыть ими сомкнутые глазки Широко открыть глаза Поморгать глазками |
Тема: ВЕСНА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Справа - первые цветочки появились на лужочке. Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. |
Потягивание Легкие подпрыгивания на месте |
Тема: ЦВЕТЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Подснежник» В руки вы цветы возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите. Вниз цветы вы опустите, И опять на них взгляните. Цветок вправо, Цветок влево. «Нарисуйте» круг умело. Цветок близко, вот вдали, Ты внимательно смотри. Вот такой у нас цветок, Улыбнись ему, дружок. Быстро, быстро вы моргайте, И команды выполняйте. |
Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога |
Тема: ЦВЕТЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Спал цветок» Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. |
Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее Поморгать глазами Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки Руки согнуты в стороны (выдох) Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. |
Тема: ЦВЕТЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. |
Глазки открыли, Вправо-влево поглядели Ресницами помахали. |
Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Птицы на дворе». Перед нами петушок – Он с земли зерно клюет. Слева – курица идет, Справа – уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. |
Дети смотрят перед собой Смотрят вниз Смотрят влево, Смотрят вправо Смотрят вверх Быстро-быстро поморгать глазами. |
Тема: ПТИЦЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Жаворонок» В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине. Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив круглый год. |
Движения глазами вверх Движения глазами вниз Частое моргание глазами |
Тема: ПТИЦЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Летели птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Люди все дивились. |
Прослеживание глазами за предметом по кругу Движения глазами вправо – влево Движения глазами вверх – вниз |
Тема: ПТИЦЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Сорока» Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. |
Проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз Движение глаз вправо-влево 6-8 раз Движение глазами вверх-вниз 6-8 раз Проследить глазами по кругу в одну и другую сторону Поморгать и зажмурить глаза. |
Тема: ПТИЦЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Сова»
|
Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг То же против часовой стрелки Движения глазами по тексту Круговые движения глазами. |
Тема: ДЕРЕВЬЯ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
"Липы" Вот полянка, а вокруг липы выстроились в круг Липы кронами шумят, ветры в их листве гудят, Вниз верхушки пригибают, и качают их, качают. |
Колебательные движения глазами справа – налево Затем слева - на право Совершают движения глазами вверх - вниз, вниз – вверх |
Тема: ДЕРЕВЬЯ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Клен» Ветер тихо клен качает, Влево-вправо наклоняет, Ветер дует - задувает, Листья с дерева срывает. |
Движения глазами влево-вправо Движения глазами верх-вниз Быстро поморгать глазами. |
Тема: ДЕРЕВЬЯ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревца все выше, выше! |
Часто моргают веками. |
Тема: ДЕРЕВЬЯ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Ёлка» Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. |
Выполняют движения глазами Посмотреть снизу-вверх Посмотреть слева направо Посмотреть вверх Посмотреть вниз Зажмурить глаза Потом поморгать 10 раз |
Тема: ЛЕС | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Прогулка» Собираемся мы в лес, Там деревьев много есть. Вдалеке мелькает степь, И вблизи надо посмотреть, Оглянемся мы вокруг, Иди рядом со мной, друг! По дороге мы идем Песню звонкую поем. Слева - ягоды растут Справа - ландыши цветут Сверху - неба синева, А внизу растет трава. А теперь пора домой, Загулялись мы с тобой. |
Дети смотрят вдаль Дети смотрят перед собой Круговые движения глазами вправо Круговые движения глазами влево Движения глазами влево Движения глазами вправо Движения глазами вверх Движения глазами вниз Закрыть глаза. |
Тема: ЛЕС | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа – ели. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой! |
Выполняют круговые движения глазами Выполняют движения глазами влево – вправо Выполняют движения глазами вверх – вниз |
Тема: СОЛНЫШКО | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Солнышко встаёт» Вот как солнышко встаёт, Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо, Солнышко смеётся. А под солнышком нам Хорошо живётся. |
Движения глазами вверх Движения глазами вниз Дети часто моргают глазами Дети широко открывают, а потом закрывают глаза |
Тема: СОЛНЫШКО | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Солнышко» В небе солнце катится Словно желтый мячик,
То за тучку спрячется То по елкам скачет. Погуляло, покружилось И за тучку закатилось. |
Прослеживание глазами за движением солнышка вверх – вниз, вправо – влево
Движение глазами по кругу в одну и другую стороны Поморгать и зажмурить глаза. |
Тема: СОЛНЫШКО | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Лучик солнца» Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. |
Моргают глазами Делают круговые движения глазами Отводят взгляд влево Отводят взгляд вправо. |
Тема: ДОЖДИК | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Дождик, дождик, пуще лей. Капай, капель не жалей. Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи. |
Смотрят вверх. Смотрят вниз. Делают круговые движения глазами. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Мишка» Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки А внизу - берлога мишки Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. |
Движения глазами снизу-вверх Движения глазами слева-направо Посмотреть вверх Движения глазами вниз Прикрыть глаза. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Три медведя» Три медведя шли домой. Папа был большой-большой, Мама с ним поменьше ростом, А сынок малютка просто. |
Движения глазами вверх Движения глазами вперед Смотрят вниз. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Белка» Белка дятла поджидала, Гостя вкусно угощала. Вот орехи-1,2,3. |
Резко перемещают взгляд вправо- влево. Смотрят вверх-вниз. Моргают глазками. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Ёжик» Ходил ёжик по полянке, Он искал грибы опятки. Глазки щурил, открывал Но грибов не увидал Вверх смотрел он, вниз глядел Сам тихонечко пыхтел Смотрел влево, смотрел вправо Вдруг увидел гриб на славу! Оглянулся он ещё Через левое плечо Через правое ещё Ёж затопал по тропинке И грибок унёс на спинке. |
Ходьба на месте Повороты головы вправо и влево Прищуриться и открыть глаза Развести руки в стороны Посмотреть вверх- вниз Произнести “пых”, “пых”, “пых Голова неподвижна, посмотреть влево – вправо; Закрыть и широко открыть глаза Руки спрятать за спину Повернуть голову влево, посмотреть назад; Повернуть голову вправо, посмотреть назад; Ходьба на месте, высоко поднимая ноги. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Заяц». Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. |
Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево. Моргают глазками Глазки закрывают |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Как мы Мишке помогали». Долго мы в лесу гуляли, Наши ноги не устали. Руки тоже не устали, Хоть немного рисовали. Будем руки поднимать Силу крепкую качать. Сильна левая рука, Сильна правая рука Сильна левая нога, Сильна правая нога. Кулаки крепко сжимаем, Руки мы в локтях сгибаем. Раз, два, три, четыре Глазки мы откроем шире. Мишка, прыгай вместе с нами, Силушку тебе собрали. Сладко ты в берлоге спи. |
Руки на поясе, ходьба на месте Вытянуть руки в стороны на уровне плеч Согнуть в локтевом суставе Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги Выполнять в соответствии со словами Прыжки на месте Присесть, закрыть глаза ладошками |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ходит рыжая лиса, Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица Ищет, где бы поживиться. Пошла лиска на базар Посмотрела на товар. Себе купила сайку, И лисятам балалайку. |
Крепко зажмурить и открыть глаза. Вытянуть вперёд правую руку, на которой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы. Поднять руку и опустить Прослеживая взглядом. Описать рукой круг по часовой стрелке и против неё. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Сел медведь на брёвнышко,
Стал глядеть на солнышко. - Не гляди на свет, медведь! Глазки могут заболеть!
|
Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения. Прикрывают глаза ладонями. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Зайка» Зайка вправо поскакал, Каждый зайку увидал. Зайка влево поскакал Каждый взглядом увидал. Зайка — вправо, зайка влево. Ах, какой зайчонок смелый! Зайка скачет вверх и вниз. Ты на зайку оглянись. Зайчик спрятался от нас. Открывать не надо глаз. | В руках у воспитателя зайчик на палочке Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении. Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое. Закрывают глаза на несколько секунд. |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
"Однажды в лесу" Как-то осенью в лесу Висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела И тихонечко висела. Лось сказал, что низко, А зайчонок - высоко, Белочка, сказала - близко, А ежонок – далеко. |
Смотреть на указательный палец вытянутой руки Движения глазами вниз Движения глазами вверх Движения глазами на кончик носа Движения глазами вдаль. |
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
"Васька" Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, Только мыши заскребут, Чуткий Васька тут как тут. Когти расправляются, Глазки закрываются. Васька мышек сторожит, Притворился, будто спит. |
Движения глазами влево- вправо) Указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щелочку, одновременно часто моргая Опустить руки, расслабиться на 2- 3 секунды |
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Кошка» Вот окошко распахнулось, Кошка вышла на карниз. Посмотрела кошка вверх.
Потянулась, улыбнулась |
Разводят руки в стороны. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. Смотрят вверх. Дети приседают. Закрывают глаза руками. |
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Хомка - хомка хомячок, |
Движения соответственно с текстом. |
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Мой щенок» Я щенка нарисовал, милого, смешного. В целом мире не найти друга мне такого! Он протягивает лапу И глядит лукаво. Убежать бы из рисунка – солнце светит справа Слева луг цветет веселый Убегает вдаль река На другом большом рисунке Конь взлетает к облакам. |
Большой круг Малый круг
По траектории восьмерка Смотрим глазами вправо Посмотрим глазами налево, Посмотрим вниз Поднимем глаза вверх. |
Тема: ТРАНСПОРТ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Автобус» Мы в автобусе сидим, |
Выполнять движения соответственно с текстом. |
Тема: ТРАНСПОРТ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Машины» По городу мчатся с утра и до ночи Свободны машины и ночью и днем. |
Дети выполняют круговые движения глазами |
Тема: ТРАНСПОРТ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Самолет» Пролетает самолет С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. |
Посмотреть вверх Отвести руки, проследить взглядом. Вращательные движения руками перед собой, следить взглядом Встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии Поморгать и прикрыть глаза. |
Тема: ТРАНСПОРТ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Светофор» У дороги, словно в сказке, На столбе живёт трёхглазка. Всё мигает и мигает, Ни на миг не засыпает. Она транспорт стережёт, Пешеходам путь даёт. |
Взор переводят вверх, вниз Взор переводят вправо, влево Моргают глазами Широко раскрывают глаза Глаза закрывают Широко открывают и закрывают глаза. (повторить 2 – 3 раза) |
Тема: ТРАНСПОРТ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«В городе» По городу автобусы и трамваи идут, Их по маршрутам водители ведут Поедут направо, налево, кругом Свободны машины и ночью, и днем. |
Круговые движения глазами Движения глазами влево, вправо Похлопать глазками. |
Тема: ТРАНСПОРТ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Цветные светофоры» Движением полон город бегут машины в ряд Цветные светофоры И день, и ночь горят. Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей, шофер! Красный глаз глядит в упор Это строгий светофор. Обождал шофер немножко, Снова выглянул в окошко Светофор на этот раз Показал зеленый глаз, Подмигнул и говорит: «Ехать можно, путь открыт!» |
Движения глазами влево - вправо Рисуем глазками три круга Смотрим глазами в одну точку Смотрим глазами вверх Опускаем глаза чуть ниже Смотрим перед собой Быстро моргать глазами |
Тема: НАСЕКОМЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Бабочка» Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. |
Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее Поморгать глазами Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки Руки согнуты в стороны (выдох) Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. |
Тема: НАСЕКОМЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Комарик» Комарик летает, Летает, летает. Где сесть не знает: З-з-з-з-з-з-з. Хлоп! |
Вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. «Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом Прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел Хлопают правой ладонью по левой. |
Тема: НАСЕКОМЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Муха» Громко муха зажужжала, Над слоненком виться стала Муха, муха полетела И на нос слоненку села. Снова муха полетела, И на ухо она села. Муха вверх, и муха вниз. Ну, Слоненок, берегись! |
Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами. Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживал движения взглядом. Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз, зафиксирован его на кончике пальца. |
Тема: НАСЕКОМЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Паучок» Пау - пау - паучок Паутинку натянул, Покачался и уснул. Здравствуй, здравствуй, солнышко, |
Дети вытягивают перед собой паучка на палочке Быстро моргают глазами. |
Тема: НАСЕКОМЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Стрекоза» Вот какая стрекоза – как горошины глаза Влево, вправо, верх, вперед Ну, совсем как вертолет Мы летаем высоко Мы летаем низко Мы летаем далеко Мы летаем близко. |
Траектория восьмерки Глазами смотрим по тексту по большому круг Смотрим вверх Смотрим вниз Смотрим по большому кругу Смотрим по малому кругу. |
Тема: НАСЕКОМЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Насекомые» Посмотри-ка на ребят, Теперь на небо - там птички летят, Внизу, по травке, жук ползет, А слева - деревце растет, Направо - алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. Над ними бабочка кружит, С ней рядом шмель большой жужжит. |
Бросить взгляд вперед Движения глазами вверх Движения глазами вниз Влево Вправо Закрыть глаза, потом открыть Влево Вправо. |
Тема: НАСЕКОМЫЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Жук» На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На ромашки погляжу. Я на тучке покачаюсь И на землю опускаюсь. |
Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх-вниз Круговые движения глазами Прикрыть веки. |
Тема: ПРИРОДА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Радуга» Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись. |
Поморгать глазами Посмотреть влево-вправо Посмотреть вверх Закрыть глаза ладошками Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево Вправо, влево повернем Посмотреть вниз Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими. |
Тема: ПРЕДМЕТЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Зонтик» Зонтик у меня цветной Яркий - красный, голубой Ветер осенний засвистел Зонтик в небо полетел Выше- выше- высоко… Дальше – дальше – далеко Кружит – кружит зонт цветной Яркий – красный, голубой |
Прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз; Прослеживание глазами вверх – вниз, Проследить вправо – влево Прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза. |
Тема: ЛЕТО | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Дождь» Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь лей! Дождинки пляшут, как живые: Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт. А тёплый дождь неугомонный Льёт, льёт, льёт. |
Покачать поднятыми вверх руками, посмотреть на них. Опустить плавно руки, перебирая пальцами, прослеживая движения взглядом. Наклониться, делая мягкие, пружинистые движения руками. Посмотреть вниз. Показать указательным пальцем движение сверху вниз и проследить его взглядом. |
Тема: ЛЕТО | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Дождик, дождик, пуще лей. |
Смотрят вверх. Смотрят вниз. |
Тема: ЛЕТО | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Солнечный зайчик» Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, Маленький, как крошка. Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик, и опять На плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает. |
Дети вытягивают вперед ладошку Ставят на ладонь указательный палец другой руки Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями. |
Тема: ИГРУШКИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Игрушки» Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата. Все на полочках сидят, Поиграть они хотят. |
Движения глазами влево-вправо, вверх-вниз за указкой Сомкнуть веки. |
Тема: ИГРУШКИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Юла» Как юла я весела, Я забыла про дела. Стала я кружиться, Не могу остановиться |
Круговые движения глазами |
Тема: ИГРУШКИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Веселый мяч»
|
Смотрят на кончик носа, вдаль Закрывают глаза. |
Тема: ИГРУШКИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой. |
Посмотреть влево- вправо, вниз - вверх Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз Повторить 2 раза. |
Тема: ИГРУШКИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Буратино потянулся, Вправо- влево повернулся, |
Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев. Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево. |
Тема: ТЕРЕМОК | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Теремок» Терем- терем- теремок! Он не низок, не высок Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. |
Движение глазами вправо- влево Движение глазами вверх- вниз Моргают глазами. |
Тема: КАЧЕЛИ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Качели» Есть качели на лугу: Вверх-вниз, вверх-вниз Я качаться побегу Вверх-вниз, вверх-вниз |
Посмотреть глазами вверх, вниз Посмотреть вверх, вниз |
Тема: МОСТИК | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Мостик» Закрываем мы глаза, вот какие чудеса Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву «О», получается легко Вверх поднимем, глянем вниз Вправо, влево повернем Заниматься вновь начнем. |
Закрывают оба глаза Продолжают стоять с закрытыми глазами Открывают глаза, взглядом рисуют мост Глазами рисуют букву «О» Глаза поднимают вверх, опускают вниз Глазами двигают вправо-влево Глазами смотрят вверх-вниз. |
Тема: ОСЕНЬ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Листопад» Листопад, листопад, листья желтые летят, Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг Желтый двор, желтый дом Вся земля желта кругом. |
Движения глазами вверх-вниз Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх, по кругу Движения глазами вниз, вдаль Движения глазами по кругу. |
Тема: ОСЕНЬ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
"Осенний лес" Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа - дуб, Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой! |
Круговые движения глазами Движения глазами влево- вправо Движения глазами вверх-вниз Движения глазами по тексту |
Тема: ЗИМА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Снег-снежок» Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке. |
Частое моргание глазами Движения глазами влево-вправо Частое моргание глазами Круговые движения глазами Частое моргание глазами Посмотреть вдаль Частое моргание глазами Посмотреть на ладошку. |
Тема: ЗИМА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Снежинки» Закружились, завертелись Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей. Лёгкие пушинки. Чуть затихла злая вьюга. Улеглись повсюду. Заблистали, словно жемчуг, - Все дивятся чуду. Заискрились, засверкали белые подружки. Заспешили на прогулку Дети и старушки. |
«Фонарики» Поднять руки вверх и посмотреть на них Медленно опустить руки и проследить за ними взглядом. Развести поочерёдно руки в стороны и проследить за ними Выполнить руками движение «ножницы» Шаг на месте. |
Тема: ДЕТСКИЙ САД | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Ах, как долго мы писали» Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись. |
Поморгать глазами Посмотреть влево-вправо Посмотреть вверх Закрыть глаза ладошками Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево Посмотреть вниз Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими. |
Тема: ГЛАЗА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Глазкам нужно отдохнуть Нужно глубоко вздохнуть. Глаза по кругу побегут. Много-много раз моргнут Глазкам стало хорошо. Увидят мои глазки все! |
Ребята закрывают глаза Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки Частое моргание глазами Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка. |
Тема: ГЛАЗА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
А сейчас, а сейчас |
Выполняются движения соответственно тексту. |
Тема: ГЛАЗА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз. |
Выполняются движения соответственно тексту Быстро поморгать |
Тема: ГЛАЗА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Будь здоров» Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить, Эти нужные движенья предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ножки. Влево, вправо побыстрей. Удивился - что такое? И закроем их скорей. А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов. Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров! |
Выполняются движения глазами по тексту стихотворения. |
Тема: ГЛАЗА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмуриться. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять. |
Выполняют движения глазами соответственно тексту. |
Тема: РАЗНОЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Во дворе» На горе мы видим дом. Много зелени кругом: Вот деревья, вот кусты, Вот - душистые цветы. |
Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами Смотрят влево-вправо Смотрят вперед. |
Тема: РЫБКА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам, Тут и там, тут и там. Вот она, какая, рыбка золотая. |
Проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз) Прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.) Поморгать глазами. |
Тема: ГЛАЗА | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Глазки вправо, глазки влево, |
Выполняются движения глазами соответственно тексту. |
Тема: РАЗНОЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Далеко гляжу» Высоко сижу, далеко гляжу… Нет, нам времени не жаль: С интересом смотрим вдаль. Ты найди объект вдали, На него смотри, смотри, Сквозь него смотри… Исследуй, рассматривай и наблюдай, Глазам напряженье снимать помогай. |
Снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль. Дети подходят к окну и смотрят вдаль. (Педагог читает медленно). |
Тема: РАЗНОЕ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Жмурки» Сейчас мы в жмурки поиграем: Веки сильно мы сжимаем, Держим, держим, напрягаем… И спокойно расслабляем. |
Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение. Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле. |
Тема: ГРИБЫ | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
«Опята» Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят, От шляпок рябит в глазах у ребят. |
Движения глазами влево-вправо Дети смотрят вдаль Часто поморгать глазками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека зрительной гимнастики
Зрительная гимнастика в стихах. Занимательный материал для детей. Формат карточек А6...
Картотека зрительной гимнастики в стихах.
Картотека зрительной гимнастики в стихах по лексическим темам....
КАРТОТЕКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также...
Картотека зрительной гимнастики для дошкольников
Картотека зрительной гимнастики для дошкольников....
Картотека зрительной гимнастики в стихах.
Очень интересно....
Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
Картотека зрительной гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...
Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...