Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: патохарактерологическое формирование личности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Ефимова Ульяна Сергеевна

Учитывая  сложность  психики  человека  и  многоплановость  процесса психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса, умения, навыка ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imts_normativnoe_psihicheskoe_razzvitie.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

         

ИМЦ

Центрального района

Санкт-Петербурга

«Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте:

патохарактерологическое

 формирование личности»

выполнила: Ефимова Ульяна Сергеевна

преподаватель: Бондарева Мария Олеговна

2020г

«Нормативное психическое развитие»

   Функционалгенез психики - составная часть онтогенетического    становления психических процессов человека. Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное.

     Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных  преобразованиях.

     Психическое здоровье  - комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.

    Проблема норма - аномальность, или нормальное и нарушенное развитие – это частный случай проблемы – «здоровье и болезнь». Она стала актуальной благодаря развитию цивилизации и социализации сообществ. В специальной психологии интерес к ней появился в связи с закономерностью развития науки. На прежних этапах изучались в основном, грубые и выраженные формы дизонтогенеза, которые не требовали определения в силу своей очевидности. На протяжении десятилетий чаще всего предлагались не определения феномена, а различные его названия. Подходы к различию нормы и патологии различны, с одной стороны есть общие законы развития, с другой этико-философские нормы. Очень часто норма определяется как отсутствие патологии, и патология как нарушение состояния нормы.

Определение «степени нормальности» человека — сложная и ответственная       междисциплинарная проблема.

      Понятие «норма» может иметь различные значения, например:

· среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.;

· функциональная (или индивидуальная) норма – индивидуальная норма развития. Нормальным считается то, что обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности. Объектом анализа и оценки здесь является не «средний» человек, а индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др. Этот индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей собственной точки зрения; проявляется так, как ему это свойственно; находит удовлетворение в том, что сам считает правильным или красивым.

· идеальная норма. В идеальной норме при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно – норма не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Но этого достигнуть невозможно, можно только приблизиться к идеалу, поэтому такая норма – бесконечный процесс самореализации индивида.

· социальная норма– это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами – объективностью, историчностью, универсальностью, схематичностью, безусловностью.

     Нормальным развитием считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию (Томас Й. Вейс, 1992).

.  Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:

- соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;

- соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

- соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

- возможность адаптации в микросоциальных отношениях;

- возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;

- разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;

- критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.

        Развитие психики в норме характеризуется поступательностью, сопровождаемой кризисами, и подчиняется таким закономерностям: неравномерность психического развития, цикличность развития, пластичность нервной системы; развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее; соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

    С педагогической точки зрения «нормальным» считается развитие, которое дает возможность ребенку усваивать содержание образования в обычных педагогических условиях.

       Показателями нормального развития ребёнка являются:

· соответствие уровня развития ребенка уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

· соответствие развития ребенка его собственному общему пути, определяющему формирование индивидуальных свойств, способностей и возможностей;

· соответствие развития ребенка требованиям общества, определяющим как актуальные формы его поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.    

Учитывая  сложность  психики  человека  и  многоплановость  процесса

психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать

конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса,

умения, навыка и т.д.

Учитывая  сложность  психики  человека  и  многоплановость  процесса

психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать

конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса,

умения, навыка и т.д.

        Учитывая  сложность  психики  человека  и  многоплановость  процесса психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса, умения, навыка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Система работы по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников...

Система работы по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников...

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее в...

Конспект работы В.В. Лебединского «Нарушение психического развития в детском возрасте»

В работе представлен конспект пособия В.В. Лебединского  «Нарушение психического развития в детском возрасте» с ответами на базовые вопросы нейропсихологической науки....

Программа «Развивашка- легка как ромашка» - подготовка детей с нарушением психического развития и расстройства аутического спектра к сюжетно-ролевой игре»

Программа «Развивашка- легка как ромашка» - подготовка детей с нарушением психического развития и расстройства аутического спектра к сюжетно-ролевой игре»(возраст детей: 4-5 лет, сро...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...