Комплекс пальчиковой гимнастики.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Глушкова Елена Юрьевна

Комплекс пальчиковой гимнастики

Цель
Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику

Задачи:

1.Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок;

2.Развитие двигательных способностей кисти;

3.Развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_palchikovoy_gimnastiki.docx882.59 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс пальчиковой гимнастики

Цель:
Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику

Задачи: 

1.Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок;

2.Развитие двигательных способностей кисти;

3.Развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.

1.Игры и упражнения для кистей рук: ребёнок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей.

https://logopediacentr.ru/wp-content/uploads/2019/03/kak-razvivat-rech-doshkolnika-s-pomoshchyu-palchikovoj-gimnastiki-4.jpg

 

2. Пальчиковые упражнения статические: выполнение точных движений пальцами.

http://school12bir.ru/sites/default/files/page/879/img-20200702-wa0013.jpg

 3.Пальчиковые упражнения динамические: наиболее сложный вид гимнастики, в одном упражнении сочетаются различные движения пальцами.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6261f4fca33c7e2137e4a15cfb4ff757-l&n=13

Комплекс игр  для детей 3-5 лет с мелкими предметами: палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами и т.п.

Цели и задачи.

• Развитие хватания.

• Развитие согласованных движений обеих рук.

• Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев

рук.

• Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек,

кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.

• Развитие осязания.

• Развитие мышления и воображения.

Материалы.

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью

задания.

Методы обучения.

• Показ действий.

• Действия руками ребенка.

• Поэтапна словесная инструкция.

Порядок работы.

Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня

сложности заданий.

Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать детям

одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные

материалы.

1. Игра «Бусы для куклы»

Цели.

Развивать соотносящие движения рук, хватание; формировать

навыки действий с иглой.

Материалы.

Крупные яркие пластиковые или деревянные бусины с большими отверстиями (или шарики от погремушек, крупные пуговицы), деревянные или пластмассовые иголки, толстые нитки, шнурки (веревочка или проволока), куклы.

Ход игры.

Предложите детям сделать бусы для куклы: «Кукла собирается на праздник. Давайте сделаем для нее нарядные бусы». Покажите детям, как брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), как держать шнурок и продевать его в отверстия бусинок (на одном конце шнурка

можно сделать узел, чтобы бусины не соскальзывали). При необходимости можно использовать пластмассовую или деревянную иголку.

2. Игра с бельевыми прищепками.

Цель: развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук.

 Оборудование: бельевые прищепки разного цвета, шаблоны из цветного картона. 

Ход игры: детям предлагается прикреплять прищепки к шаблонам.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка, нужно предложить прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику (елке), дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Правила могут быть разные: собери на скорость (кто быстрее), собери по цвету.

3. Игра с бобовыми – «Золушка»

 Цель: развитие сенсорного познания предметов и веществ, развитие мелкой моторики, развитие чувственного восприятия.

Оборудование: несколько ёмкостей (большая и маленькие), бобовые ( горох, фасоль).

Ход игры: перемешиваем два вида круп и просим ребёнка рассортировать по ёмкостям.

4. Игра с пуговицами – «Художники» 

Цель: познакомить с указательным типом хватания, развивать координационные действия обеих рук, развивать точность движений.

Оборудование: пуговицы разного цвета и размера, предметные картинки.

Ход игры: детям предлагается «раскрасить» пуговицами картинки (тело неваляшки, медвежонка, изображения машинки, вазы с цветами и другие).

                       3. Графические задания для детей 5-7 лет. 

1. Рисование по клеточкам.

Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам - игровой способ развития у старшего дошкольника пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как: влево, вправо, вниз, вверх.

https://yandex.ru/images/_crpd/1FEdO6185/cdaa10LBul6/B5wFsGKx-vU--ruD1yn9gJEZrXAvbFxKQSEXT3aTj9bxrsS3xt3DoQIOsVi1gLpJKJdN0HXKm562aoPN2lW4qsJZwDbiNS5xq-upEIFpapfDDXrlOe-OiURzRQ700l3dP2YfK9wDWj1ely5K4BVuXjjEmhV7UA

2. «Дорисуй вторую половину».

Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и предлагается  закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную. 

https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2018/11/dorisuj-po-kletkam3-1.jpg

3. «Математический диктант».

Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти.


4.Рисование линий .

Ребенку предлагается провести до конца линии Поставь карандаш на точку и проведи линии в направлении, указанном стрелками, не отрывая карандаш от бумаги.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/471286/08cb855a-b38c-41a2-80c4-622362a3aa44/s1200?webp=false

4.Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики

для детей 5-7 лет.

1.Конструирование из бумаги – оригами.

Цель: стимулировать развитие памяти, способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга, развивать способности к концентрации внимания.

Оборудование: бумага разная по фактуре и разных цветов; клей; ножницы.

Ход: Предложить детям образец и пошаговую инструкцию. В ряде случаев её можно заменить на словесные указания. Однако если конструкция поделки новая и достаточно сложная, то необходимо использовать полный показ с обстоятельным комментированием последовательности выполнения работы.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/07/22/slayd2_0.jpg?itok=c1FRVhwM

2. «Рисование» картин из круп.

Цель: Развитие мелкой моторики, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, мышления и воображения.

Оборудование: лист плотной бумаги или картона; клей ПВА; крупа; кисточка; салфетка.

Ход: 

-Клеем намазать часть картинки ( детям можно предложить готовый шаблон или самостоятельно нарисовать контуры будущей картины).

-На обработанное клеем место насыпать крупу. Лишний клей промокните салфеткой.

-Намазать еще часть клеем и засыпать крупой.

- Аналогичным образом оформите остальные части аппликации.

-Положить картину под тяжелый предмет не менее чем на час. После стрясти лишнюю крупу. При желании уже высохшую поделку можно раскрасить гуашевыми или акварельными красками.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1924709/17699b12-ca1a-470f-9a52-cefbe9b5ce81/s1200?webp=false

3. Шнуровка.

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев; развивать речевую активность, внимание; способствовать развитию логического мышления; формировать навыки завязывания бантиков и шнурков.

Оборудование: ламинированная заготовка с продольными, вертикальными диагональными отверстиями; шнурки разные по длине и цвету.

Ход: шнуровка прямо по диагонали; шнуровка крест-накрест; шнуровка параллельным переплетением; шнуровка крестиком снизу и крестиком сверху; завязывать шнурок и узелок в бантик.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ca4ab366d962530df6987eaf88b2300b&ref=rim&n=33&w=225&h=225 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=456a4fd6c9c40f50a1fcce246b256d20&ref=rim&n=33&w=225&h=225 https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-o/6006294408.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики

В статье даны 10 комплексов пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста...

Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)

Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....

Комплексы пальчиковой гимнастики на основе народных пальчиковых игр

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучиваетс...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...