Авторские методики обучения чтению.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Глушкова Елена Юрьевна

В таблице представлен  краткий анализ различных методик обучения чтению,  их достоинства и недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_metodki_obucheniya_chteniyu.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские методики обучения чтению.

Анализ различных методик обучения чтению,  их достоинства и недостатки.

Методика обучения чтения

Автор методики

Год создания

Для какого возраста

Особенности методики

Достоинства методики

Недостатки методики

Звукобуквенная методика обучения чтения

Д.Б.Эльконина

 Д.Б.Эльконин

 с 1950 г.

 с 4-х  лет(изначально для детей 6-7 лет)

Преобразование слов путем замены гласных букв, а затем и согласных является действием, на основе которого формируется главный механизм чтения. Главным является чтение полных слов с четкой постановкой ударения. Именно ударение создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в единое целое. Анализ процесса чтения позволил выяснить основной механизм, с помощью которого воссоздается звуковой образ слова по его графической (буквенной) модели. Центральным элементом этого механизма является упреждающая ориентация, состоящая из двух звеньев: а) ориентации на гласную букву и определения твердости или мягкости предшествующей согласной фонемы и б) ориентации на гласную фонему, определяющей позиционный вариант предшествующей согласной фонемы.

В соответствии с этой основной задачей система обучения состоит из трех взаимосвязанных этапов:

1)  первый этап (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка;

2)  второй этап — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;

3)  третий этап — освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

На каждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка: на первом этапе — последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово; на втором этапе — трансформация; на третьем этапе — преобразование буквенной модели слова в другую буквенную модель.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем сначала по твердости и мягкости, а в дальнейшем и по глухости и звонкости; и моделирование основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Таким образом, к школьному возрасту ребёнок должен научиться осуществлять все операции фонемного анализа в уме (во внутреннем плане).

 Во-первых, ускоряется освоение действия чтения. Во-вторых, дети хорошо ориентируются в фонематической системе языка; у них развивается фонематический слух, и они очень чутко относятся к звуковой форме слов. В-третьих, значительно облегчается усвоение письма и орфографии; количество ошибок при письме снижается. В-четвертых, у детей формируется интерес к языку и его законам. Наконец, дети скорее и легче переходят к слитному чтению..

 Не всем детям подойдет обучение фонемному анализу , т.к. требует от ребенка умственного напряжения.

следует руководствоваться его индивидуальными психофизиологическими особенностями. Знание букв не обеспечивает умение читать. Подходит  старшим дошкольникам, но не подходит малышам

 Методика обучения чтению Н.А.Зайцева

 Н.А.Зайцев

 1984 г.

 От 1,5 дет

Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева.

 1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.

2. . По слогам читать сложно.

3.  Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. 

4. Альтернатива слогам - склады

Основной единицей языка является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть

5. Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках, ставка на зрение, слух и тактильные ощущения, написаны  склады на гранях кубиков. Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. 

6. В наборе  52 кубика (большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

Большие - это кубики с твердыми складами. 
Маленькие - кубики с мягкими складами.

 7.Дети учатся играючи, в том темпе, который им необходим, без понуканий.

 - Читаем быстро, читаем бегло .Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Малыш не запинается и быстро осваивает чтение.

- Пишем грамотно

Есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке.    

-Система не привязана к возрасту

Система не привязана к определенному возрасту.

-"Скорая помощь" для нечитающего ребенка

Легко  разобраться и легко работать..

- Дети играют сами

-Укрепляет здоровье и развивает органы чувств

Цвет кубиков ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

Кубики издают звуки разного тембра и высоты. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Воздействуют  на мелкую моторику рук, что влияет на развитие интеллекта.

Возраст и темперамент значения не имеют

Переучиваемся в школе

Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).

Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова.           Непоследовательность метода

На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ. ребенок будет писать грамотно. Но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, каждое слово, в котором после твердого согласного слышится "э", а пишется Е, нам придется объяснять отдельно, пресекая попытки ребенка написать Э, а ведь таких слов очень много, например "купе", "теннис", "шоссе" и т. д.

Дорогие и трудоемкие пособия

 

 Методика послогового обучения чтению Т.С.Резниченко и В.В.Воскобовича

 Т.С.Резниченко и В.В.Воскобовича

 С 1990-х

 С 5 лет

(от2 до 7 лет)

 Методика Р.С. Резниченко включает XXXIII этапа. Согласно методике Т.С.Резниченко слоги для чтения предлагаются на карточках различного цвета.

 Методика послогового чтения Т.С. Резниченко заключается в том, что  вместо того чтобы знакомить ребенка с правилами чтения слогов, ему просто демонстрируют, как они читаются  При этом чрезвычайно важно:

1) соблюдать строго определенный порядок введения слогов (он обоснован научно);

2) сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом.

При обучении чтению ребенок легче осознает прочитанное слово, если был с ним знаком раньше, то есть это слово являлось частью его фоновых знаний .

При демонстрации того, как читать слоги чрезвычайно важно   соблюдать строго определенный порядок введения слогов, сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом 

- В основе методики обучения чтению В.В.Воскобовича его методики лежит игра. Игра возбуждает интерес ребенка. Игру всегда сопровождает сказка. Игры Воскобовича не просто квадраты, треугольники, шнурочки, а волшебные льдинки и чудо-цветки. Игра всегда познавательна: несет новое знание, развивает навык, тренирует память, внимательность, мелкую моторику и т. д. Игра не имеет жестких правил и условий. Она позволяет ребенку придумывать свое, фантазировать, творить. Вот таков принцип методики Воскобовича: интерес – познание – творчество.

 Рекомендована для работы с детьми, в первую очередь, с нарушениями речи.

Метод позволяет проще и быстрее освоить чтение, чем звукобуквенный.

б.) Включает больше игровых моментов

в.) Метод хорошо работает, когда традиционный способ обучения чтению для ребёнка слишком сложен или недоступен.

г.) Способствует развитию произносительной стороны речи, вниманию, развитию зрительной памяти. Расширяет словарь у детей с речевыми нарушениями.

Методика В.В.Воскобовича  относится к слоговым.  Что же хочется сказать конкретно об играх Воскобовича? Вряд ли найдется ребенок, которому они совсем не понравятся. Все игры насколько многофункциональны, что малыш обязательно придумает интересную игру с ними, пусть даже и не связанную с чтением. По причине своей многофункциональности игра долго не надоест ребенку, а родитель сможет придумывать все новые и новые варианты (а значит, развивать все новые качества, навыки). Любое пособие имеет несколько уровней сложности и подойдет и трехлетке, и дошкольнику, а иногда даже младшекласснику. Это тоже безусловный плюс. Не надо загр

 а)На каждый слог делаются  карточки -это занимает много времени.

б.) Чтение подкрепляется работой с письмом.

в.) Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.

г.) Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможны орфографические ошибки.

д.)  трудности при звуковом анализе слов.

За плюсами, как всегда, кроется и минус. Игрушки В.В.Воскобовича невозможно сделать самим (ну, только если вы не какой-нибудь уникальный народный умелец). Все игрушки вам придется купить в магазине. А они ох какие недешевы! К примеру, только игра «Теремки» – наше основное пособие для обучения чтению – стоит порядка двух тысяч рублей. Не каждая семья сможет себе позволить. Так же хорошо бы купить книжку Воскобовича, где он подробно описывает возможные игры, приводит примеры методических сказок. Опять расходы!

 Методика обучения чтения по системе М.Монтессори

 М.Монтессори

 Первая половина 20 -го века. (До 1952 года).

 с 4-6 лет

Порядок этапов освоения чтения по системе М. Монтессори:

1.Штрихуем и обводим

2.Ощупываем буквы

3.Составляем слова

4.Пишем слова

5.Читаем

Четыре открытия М.Монтессори.

1.Ребенок на первом месте .

2. Наличие сенситивных периодов восприятия мира.

Сенситивные периоды:

 • развитие речи – от 0 до 6 лет; • сенсорное развитие – от 0 до 5,5 лет;

 • социальные навыки – с 2,5 до 6 лет

• Период восприятия порядка – от 0 до 3 лет.

Сенситивный период интереса к чтению,  от 4 до 6 лет.

3.Нужна особая обучающая среда ,которая позволяет задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения, используется особый монтессори-материал

• Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне, соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора.

 • Полками комната разделяется на несколько зон (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую).

• На полочках лежит только один комплект материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтов,

• Для всех игр и упражнений должны быть приготовлены удобные стол и стул, соответствующие росту ребенка

4. Сначала писать, потом читать.Читаем – играем Все обучение – это игра.

 1.Читают без запинки, очень быстро начинают читать гладко, бойко, не спотыкаясь на буквах. Ребенок учится читать интуитивно, запоминает образ слова, поэтому сразу начинает читать слова целиком, без разделения на слоги. 2.Читают про себя Малыш смотрит на карточку с написанным на ней словом и сначала мысленно прочитывает его (узнает). При этом никто не помогает, не контролирует его действия Поэтому ребенок изначально приучается читать самостоятельно и про себя.

3.Развиваются другие   полезные качества  и навыков.

• Дети рано приучаются к порядку (кладут все на свои места, умеют организовать рабочее место).

• Малыши самостоятельны, умеют занять себя.

• Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.

 • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта .

1. Громоздкость материалов  и пособий. Придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды. Монтессори-материалы стоят недешево. Да и саму обучающую среду создать не так просто. Нужно особое место, удобные стол и стул, открытые полки. 2.Методика,  рассчитана на занятия в группе детского сада.

3.Практически не уделяется внимания развитию творческих способностей ребенка, его фантазии. Ребенка окружают подобранные материалы, с которыми малыш обращается так, как показали взрослые. Это не оставляет ему пространства для развития творчества. 4.Страдает мамин авторитет Мама (или педагог в классическом варианте) в этой системе в стороне, превратилась в наблюдателя со стороны или, в случае необходимости,

.

 Методика обучения чтению по системе Г.Домана

 Г.Домана

 В 1940-ые

 0-5 лет

«Начать читать с пеленок» – Глен Доман.

 Шесть принципов обучения сформулировал Г. Доман

1.Интеллект не развивается без движения

2.Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего

3.Больше всего на свете дети хотят учиться

4.Невозможно заставить ребенка заниматься тем, что ему не нравится

5.И родители, и ребенок должны заниматься с удовольствием

6.Уберите азбуку

 1.Учимся читать слова,учим глаголы

2.Соединяем слова

3.Читаем простые предложения

4.Читаем целые предложения!

5.Уже книга

6.Дневник матери

Два способа помочь ребенку разобраться с новым материалом:

- книжка 

- карточки 

Первая книга, которую ребенок в возрасте до 3 лет прочтет сам, должна отвечать следующим требованиям:

- высота печатного шрифта должна составлять не менее 2,5 см 

- в ней должно быть не более одного предложения на странице

- словарный запас книги должен составлять от 50 до 100 слов 

- текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них .

Рекомендует вести ежедневные записи, посвященные занятиям с ребенком. Это связано с тем, что, сопоставляя записи, можно точно оценить достижения ребенка, это хорошая памятка 

 1.Быстрый старт, легкое начало Все обучение будет для ребенка игрой, возможностью пообщаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.

 2.Развитие  феноменальной  памяти, анализ  огромного количества информации.  легко малыш научится считать,  приобретаются энциклопедические знания.

2 Методические пробелы

1.Трудемкость процесса Клеим карточки день и ночь  метода, когда и как играть с ребенком, обучающимся по этой методике

2.Малыши читают... только карточки

3.Проблемы в школе

 Методика раннего обучения чтению П.В. Тюленева

 П.В.Тюленев

 1995-1996-е года.

 От 0 до 2 лет

Тюленевым был создан новый Метод интеллектуального развития – МИР Переходим из класса в класс В системе Тюленева есть такое понятие – «Класс-мир». Это определенный этап развития ребенка. У каждого Классмира своя программа, свои требования. Всего существует десять Классмиров.П.В. Тюленев установил, что любой обычный ребенок в состоянии обучиться свободному чтению

до двух лет В перечень пособий, которые понадобятся для обучения чтению с пеленок входят: развивающая кроватка , 

чудо-буквы, магнитная азбука 

комплекты карточек (открытки, картинки) Суть методики- раннее развитие навыков чтения до 2 лет:

- От 0 до 2 месяцев запоминаем буквы и графические изображения.

-Знакомим со звуками.

-От 3 до 5 месяцев играем с буквами, активно тактильно их изучаем.

-От 3 месяцев до 6 месяцев- узнаём букву, пропеваем.

- От 6 месяцев до года-вводим игры с буквами в режим дня («кормочтение»).

-От1 года до 2 лет- складываем слоги и слова из букв. Печатаем слова.

- От 2 лет-печатаем слова на слух.

 1.Методика П. В. Тюленева не содержит каких-либо элементов «насилия», специальных занятий, упражнений, тестов. Ребенок развивается сам, играя со специально подобранными игрушками и материалами по воле инстинктов и желаний. 2.Методика по праву носит звание методики раннего развития

 3.Методика не требует каких-либо специальных знаний от родителей и особой одаренности от ребенка. Любой родитель сможет заниматься по ней с любым ребенком. 4.Занятия не требуют много времени , нужно создать развивающую среду, малыш сам играет и одновременно получает полезные знания и навыки. Очень удобно для занятых родителей.

 1.Изготовить пособия самим невозможно, поскольку все они с секретом. Все нужно заказывать на сайте МИР.

2.Никаких демонстрационных программ, примеров, конкретных рекомендаций на сайте Тюленева нет. Только реклама самого метода и общие установки

 Методика обучения чтению А. М. Кушнира.

 А.М. Кушнир

 1983 г.

 5,5 лет

 А.М. Кушнир предлагает:

отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. А.М. Кушнир уверен:

 читать вслух не только сложно, но и вредно.

Нужно готовить ребенка к встрече с книгой

- воспитывать «Читателя, влюбленного в книгу» 

- освоить буквы 

Цель обучения чтению с позиции А.М. Кушнира

потрясение души, ее пробуждение, воспитание Читателя :

- осваиваем буквы с помощью кубиков. (Взрослый называет звук, а ребёнок запоминает буквы).Весь буквенный материал даётся сразу, можно добавить тактильное «запоминание» букв.

- взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает.

-взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.

-ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Ускоряем темп движения.

- взрослый читает, а ребёнок следит по тексту, позднее увеличиваем темп чтения.

-Ребёнок читает про себя.

-Самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира.

 1.Дети быстро осваивают чтение (за 2-3 месяца умеют читать целыми словами).

2. Дети сразу учатся читать быстро: до 300 слов в минуту про себя.

3. Дети любят книги. Причём с детства привыкают к лучшим образцам классики.

4. Понимают смысл прочитанного.

5. Тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова. 6.Грамотное письмо в дальнейшем.

1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Ребёнок может забыть ранее изученное.

2. Могут возникнуть трудности в школе с фонематическим анализом слов.

3. В школе приоритет за развитием фонематического слуха, то есть слуховой образ слова вытесняет зрительный образ и ребёнок может растерять все полученные ранее знания. Письмо становиться менее грамотным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая методика обучению чтения "Ребус - метод" детей 4-7 лет

Методики обучения чтению используя игровую технологию. можно использовать в своей работе воспитателям, учителям - логопедам и родителям как отдельные игры - упражнения так и отдельными занятиями....

Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.

Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....

Семь основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка.

Чтобы научить ребёнка чтению, необходимо соблюдать некоторые правила. Я выделила семь правил.Используя эти правила можно быстро и легко научить ребёнка читать....

родительское собрание по знакомству с методикой обучения чтению по технологии Н.А.Зайцева

Данное собрание знакомит родителей на практике с методикой обучения по технологии Н.А.Зайцева...

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

В  статье  анализируются этапы и процессы овладения навыками чтения в зависимости от методики обучения чтению. Статья будет интересна тем специалистам, которые начинают знакомить детей с гра...

Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...