Толерантность
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
реферат
Толерантность как интегративное качество личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_mezhlichnostnye_otnosheniya.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность как интегративное качество личности реферат
ВВЕДЕНИЕ
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека» (В.А.Сухомлинский)[9,25]
Актуальность выбранной темы.
Если рассматривать мир как лоскутное одеяло, то его прелесть именно в многообразии красок. И возможность — это увидеть это прекрасно. На современном этапе развития общества сложно представить изолированное проживание группы людей. Толерантность — это скрепа общества, которая основана на способности человека принять окружающих и построить свою жизнь без ущерба для них. Большую роль в современном обществе имеет демократия, а представить ее без толерантности невозможно. Работая с детьми дошкольного возраста я вижу, что на этом этапе дети в основном своем принимают своих сверстников без особых проблем. Так откуда же берется это проблема в более старшем возрасте?
Испытывая переломы в своем развитии общество может более ярко прорисовывать этнические и прочие конфликты. Испытывая сложности в связи с меняющимся миром именно взрослые оценивая уровень расслоения общества могут привить своим детям неприятие окружающих другой национальной или социальной группы. Именно поэтому дети в данной ситуации страдают более всего. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Знакомя своих воспитанников с многообразием национальностей и культур мы стараемся воспитать уважительное отношение к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур. Сталкиваясь с разноязычьем воспитанников перед нами встаем задача объединить детей, помочь им найти общий язык. Наша задача не допустить чтобы между детьми сложился оценочный оттенок ребенка с другим семейным укладом, традициями.
В современном обществе очень остро стоит вопрос с экстремистским национализмом, ни самодовольным шовинизмом, ни ксенофобией. Этнолингвистические сложности для детей дошкольного возраста не так важны, но в более старшем они очень остро показывают себя. Нам кажется, что этнические конфликты потеряли свою остроту в наше время, но давайте вспомним как совсем недавно, в 90-е годы ХХ века, изменилась политическая карта территории СССР, обратим свой взгляд на территорию современной Украины. Все это позволяет говорить об актуальности данной темы. ов».
Проблема исследования. В нашем детском саду организованы группы компенсирующей направленности, которые посещают дети всего района и среди них все чаще появляются дети других национальностей, так как им сложнее адаптироваться в образовательной среде, а как итог они отстают в своем развитии. Зачастую в семьях говорят на родном языке, прививая любовь к родным корням, забывая о необходимости социализировать ребенка к сверстникам. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.
Объект исследования. Объектом исследования в моей работе является адаптационный период в детском саду.
Задача педагогического коллектива - создать условия, для адаптации детей. Организовать деятельность детей в образовательных областях таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов.
Предмет исследования: сплочение детского коллектива по средством ознакомления культуры воспитанника другой национальности.
Цель исследования: воспитание воспитанников в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.
Задачи исследования
1. Воспитать в детях уважение к себе, сверстникам, старшим;
2. Воспитать умение считаться с общественным мнением;
3. Воспитать умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.
Гипотеза исследования. При разнообразных приемах работы с детьми в группе дошкольников старшего возраста адаптация детей проходит лучше если:
- Формировать толерантное отношение в культуре других стран.
- Организовывать совместные игры, демонстрирующие национальные культуры того этноса откуда прибыл ребенок.
1. Современный дошкольник в рамках воспитания этнической толерантности
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру.[6] При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным и т. п. Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому — это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. На мой взгляд, толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Детский сад как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе образовательной деятельности, так и досуговой. В дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться сознательное толерантное поведение. Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, это вакуум заполняют педагоги работающие с детьми. Они учат ребенка понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. [7]
Принципы воспитания толерантной личности[10]:
- Принцип субъективности основан на активности самого ребенка, педагог только стимулирует его к сознательному поведению в отношениях с другими детей. Условиями реализации данного принципа являются:
- Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания дошкольников направлены на реальные отношения в коллективе. Условиями реализации данного принципа являются:
- Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в группе дошкольников;
- Обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
- Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
- мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
2. Воспитание толерантности посредством деятельности воспитанниками
Одна из задач педагогов нашей группы это организации деятельности детей, урегулирование межличностных отношений. Воспитанники моей группы имеют трудности в установлении межличностных отношений, так как для них тяжело их устанавливать даже не взирая на принадлежность ребёнка к другому этносу. Общение проявление внимания и сочувствия к людям для них сложно. Поэтому эффективность совместной деятельности педагога и детей как средства формирования толерантности повышается, если:
- предложенный вид деятельности интересен детям;
- каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
- отсутствует давление, со стороны педагога, родителей и прочих взрослых;
- совместная деятельность с семьей.
Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер. Поэтому в нашей работе на период адаптации применяются различные творческие задания. Такие как «Нарисуй (раскрась) национальный костюм», «День национальной кухни», «Мир разнообразен» и осенью обычно проводим праздник «Знакомство семьями». Все эти мероприятия направленны на ознакомление детей с многообразием мира.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы других детей, выборе средств реализации намеченного. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, его успешность в микрогруппе.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие детской среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп.
Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников[11]
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей терпимости и готовности к пониманию других людей.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. [2]
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни и т.д.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат выводы, сделанные сами ребенком.
В эмоциональной сфере нужно формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и т.д.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входя стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям.
Метод воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных видах: одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп. [1]
Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой группе.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы являются методы требования и укрепления.
Среди групп требования выделяют косвенные требования. К позитивным косвенным требованиям относятся: требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение. Негативные косвенные требования – это осуждение, угроза. [12]
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека и следствием его реализации являются многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. [3]
В сфере саморегуляции необходимо формировать совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, самопорядочность. Способствует этому метод коррекции поведения.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда перед ребенком встает необходимость решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми.
Таким образом, выделим следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации.
Показатели толерантности у дошкольников:
- выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдерживать импульсивное действие;
- терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимание на обидные слова;
- сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;
- эмпатия, т.е. сочувствие, сопереживание, содействие;
- принятие, т.е. способность ребенка преодолевать барьеры раздражения, даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатию; умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения или ущерба[8].
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников. В нашем детском саду используются различные формы воспитания толерантности:
- праздники, утренники с элементами театрализованной деятельности по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, народные праздники «Масленица», «Рождество» и т.п.
- сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- русские народные подвижные игры, а так подвижные игры народов мира;
- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
- беседы;
- проекты;
- экскурсии;
- целевые прогулки;
- конструирование;
- видеопросмотры;
- конкурс чтецов, посвященный Дню Победы. [5]
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о религиозных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к воспитанию людей другой культуры, других традиций, проживающих в Хабаровском крае, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).[11]
Воспитание толерантности невозможно без участия родителей в этом процессе, поэтому мы используем следующие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей: совместные занятия и тренинги, совместные праздники, проекты (например, «Моя родословная»), конкурс совместных рисунков, выставки, анкетирование.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных норм поведения, правовой культуры.
Практическая значимость исследования
Деятельность по формированию установок толерантности является более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели просветительским путем. Даже само слово «толерантность» может быть необязательным. Важнее не знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является совместная деятельность где дети могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды деятельности, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует обратить внимание на то, что хотя действительно важно продумать логичные схемы организации вхождения ребят в различные культурные контексты, прописывать концепцию воспитания активной гражданской позиции, с целью расширения границ толерантности, не менее важным остается вопрос о критериях по которым можно судить об изменениях, происходящих в мировоззрении учащихся, в их субъективном мире благодаря реализации этих планов и концепций. Вопрос об обратной связи и отслеживания не только внешних результатов, но и внутренних изменений является принципиальным для развития деятельности с целью создания среды воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию.
Моя гипотеза, что при разнообразных приемах работы с детьми в группе дошкольников старшего возраста адаптация детей проходит лучше подтвердилась. На примере моей группы могу сказать, что нет межэтнических конфликтов, все дети доброжелательно относятся к окружающим, испытывают интерес к культурам различных стран. На будущий год в нашей группе стартует проект «Моя малая родина» одной из цели которого является формирование представления о народностях населяющих Нижегородскую область.
ЛИТЕРАТУРА
- Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. /Г.Г. Абдулкаримов - Москва: Высшая школа, 2006. -315с.
- Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение./Г.В.Безюлева - Москва:Просвещение,2000.-272с.
- Горелик Ф.Б Воспитывая ребенка, формируем мировоззрение /Ф.Б.Горелик-Москва :Просвещение,2003.-201с.
- Демократия и толерантность/ Монография под ред. В.С. Рахманина. - Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002.
- Кленова Н.В. Воспитание личности /Н.В. Кленова - Москва: ИФ Сентябрь, 2003. - №4
- Мириманова М.С, Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие./М.С. Мириманова- Москва:Академия,2001.-272с.
- Пастухова Е. К. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости./Е.К. Пастухова-Обнинск: Титул,- 2003. -196с
- Рожкова М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у дошкольников. –Ярославль. – С. 33-46
- Соколова Э. Образование - путь к культуре мира и толерантности. - Народное образование. - 2002. - № 2.
- Степанов П.А. Как воспитать толерантность? /П.Н.Степанов -Ярославль: Академия развития, 2001. -281с.
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/10/formy-i-metody-vospitaniya-osnov-tolerantnosti-u
- https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-tolerantnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-1082103.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.
Воспитание гумманых чувств к людм другой национальности...
О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"
О толерантности. Час общения в 7 классе на тему: ...
«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
Основная цель проекта - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми с разными физическими возможностями...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии
Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Развлечение ко Дню Толерантности в старшей группе "Планета толерантности!"
На сегодняшний день воспитания толерантной культуры личности дошкольника является актуальной проблемой в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг н...
Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей.
На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос толерантности к людям, которые принадлежащим к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время этот вопрос приобрел, по...