статья
статья по коррекционной педагогике

Триполева Олеся Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Тема: «Песочная терапия в развитии дошкольников»

Триполева О.С.

воспитатель:

г. Советский

Введение

Только в словаре слово «победа»

Стоит перед словом «работа»

Кристи Ли

Кто не применяет новых средств,

Должен ждать новых бед.

Ф. Бэкон

   Особые дети талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В обескураженье находятся и семьи и дошкольные образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно – информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семей, то есть создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

   Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решения этого вопроса.

    Дора Калф и Маргарет Лоуэнфелд впервые описали использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. С тех пор песочная терапия становится достаточно популярным и эффективным методом коррекции.

   Представленный материал позволяет:

  • Вооружить педагогов, родителей превосходной технологией сотворчества с детьми;
  • Привить детям желание решать познавательные задачи;
  • Решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

История вопроса

Часто руки знают, как распутать то,

Над чем тщетно бьется разум.

К.Г. Юнг

   Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 1950 – х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

   Д. Калф, прошедшая обучение, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации.

Что такое песочная терапия

   Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

   Создание песочных композиций в отличии, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что – то не так невозможно. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания, в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

   Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека.

   Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова.

   Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

   Следуя санитарно – гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован.

   Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения.

   Люди должны быть разного возраста и пола. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок.

   Животных хорошо бы представить во всем многообразии. Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.

   Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта.

   Различные детские наборы: Лего, киндер – сюрпризы и др.

   Растительный мир. Здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов.

   Символические предметы. Наконец – то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам.

   Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться набором фигурок, необходимых для решения педагогических, развивающих и коррекционных задач для данного занятия.

   Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом, выделяется ритуал приветствия.

Ритуал приветствия

   Цель данного этапа – определить правила поведения в песочнице. Особая ценность заключается в том, что контролирующие функции переходят к некому персонажу.

   Присутствие сказочного контролера сдерживает порывы детей, даже самых гиперактивных.

   Для регулирования времени и поведения подходит сюжет игры: «День – ночь» (в дневное время песочница открыта для деятельности, а на ночь она закрывается).

   В структуре ННОД на ритуал приветствия, отводится от 3 до 5 минут.

Основная часть

   Это возможность проведения занятий по различным проблемам развития речи.

   Особенность проведения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в песочнице – возможность ее использования на протяжении всего занятия или в отдельной его части.

Развитие мелкой моторики

   Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, а вот малыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке».

   Продолжая тему развития мелкой моторики, предлагаю рисование на песке: дорожки, заборчики, дожди, лесенки, следы, волны.

   В системе М. Монтессори есть упражнение по работе с песком. Это различные засыпания, пересыпания песка в различные емкости. Причем можно ставить самые разные задачи и развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные навыки.

   Здесь же можно продолжать работу с шаблонами и контурами, но не обводить их пальцем, а насыпать песок на шаблон.

   В песочнице можно проводить закрепление образа букв через «печатанье» их на песке. Я это в основном использую в работе с детьми, имеющими дизартрию или ДЦП. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения.

   Здесь же я обращаю свое внимание на детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке к школе таких ребят пока не много, а вот в песочнице, не отягощенной линованными линиями, провожу эту работу, подбираю для ребенка удобную позу.

   Хотелось бы отметить, что сейчас рисование на песке активно разрабатывается как особое направление изобразительной деятельности. Это, безусловно, будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка.

   В структуре ННОД на основную часть, отводится 5 - 7 минут.

Ритуал прощания

   Помимо речи в песочнице можно развивать и математические представления, и когнитивные, и психические процессы.

   Помимо представления о пространстве и ориентировки в нем песочница может служить стендом для решения математических задач, для формирования представлений об объеме.

   Однако все хорошее рано или поздно заканчивается. Сказочный персонаж, объявляет об окончании игры.

   Сказочный персонаж может самостоятельно перечислить задания, выполненные детьми, а может попросить их самих вспомнить, чем они занимались в песочнице.

   Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.

   Продолжительность ритуала прощания составляет 5 – 6 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...