Логопункт в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Михалева Людмила Ивановна

Работа логопункта в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

   С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. Целью работы логопункта в ДОУ является оказание логопедической помощи детям с 5 до 7 лет.

   Логопедический пункт работает в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Законом РФ от 29.12.2012. №3266 «Об образовании»;

Инструктивным письмом Департамента науки;

Положение о логопункте ДОУ;

Постановление Главного государственного санитарно-эпидемиологического управления СанПин от 22.07.2010г. №91.

Задачи логопедического пункта:

- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

- определение их уровня и характера;

- устранение несложных нарушений речи;

- направление детей с тяжелыми нарушениями речи и отклонениями в развитии на ПМПК, для определения адекватной формы и программы обучения;

- профилактика более серьезных нарушений речи у воспитанников;

- консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОУ, родителей воспитанников ДОУ.

  В течение учебного года на логопункте проводится работа по различным направлениям:

- организационная;

- диагностическая;

- коррекционная;

- профилактическая;

- научно-методическая;

- взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В ходе организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал (настольные печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков).

 

 В августе проводится экспресс-обследование уровня речевого развития всех воспитанников ДОУ (с 3-х лет) с целью выявления детей с нарушениями речи. Результаты обследования заносятся в журнал движения детей ДОУ. С помощью Журнала можно четко проследить динамику речевого развития детей.

Так же сведения о количестве детей, имеющих нарушения речи с указанием возраста и логопедического заключения подаются в детскую поликлинику «Итоги обследования речи детей в МБДОУ БГО ЦРР д/с №11».

   С 1 по 15 сентября проводится более обширное логопедическое обследование детей, зачисленных на логопункт (дети подготовительных групп): - общая и пальчиковая моторика;

                                                                         - строение и подвижность артикуляционного аппарата;

                                                                         - звукопроизношение;

                                                                         - слоговая структура слова;

                                                                        - лексико-грамматические категории;

                                                                        - связная речь;

                                                                       - понимание речи;

                                                                       - интеллект;

                                                                       - память, внимание, мышление.

   Проводится анкетирование родителей, изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных.

   На каждого зачисленного ребенка заполняется речевая карта в соответствии со структурой речевого нарушения: для детей с ФФН подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения; для детей с ОНР более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

   На основе речевых карт составляется Индивидуальный маршрут развития ребенка согласно структуре речевого нарушения.

   До 15 сентября составляются и утверждаются заведующей ДОУ Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда. Составляются: -годовой план работы; - расписание занятий.

   Проводится обсуждение с педагогами подготовительных групп результатов логопедической диагностики, составляется экран звукопроизношения детей подготовительных групп.

   Так как отсутствует программа работы с детьми в условиях логопункта, опираюсь на методические рекомендации, и единственной формой работы являются индивидуальные занятия и подгрупповые (2-3 чел.). Логопедические занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут.

   В «Журнале учета посещаемости логопедических занятий» отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца и реальная работа с детьми.

На логопункт зачисляются дети, посещающие ДОУ и имеющие: - фонетическое недоразвитие;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Выявленные в ходе обследования дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1, 11, 111 уровней, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями развития (ЗПР, нарушения зрения, слуха, интеллекта) направляются на ПМПК с целью уточнения речевого заключения и решении вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности.

   Прием на логопункт производится в течение учебного года, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.

   При фонетическом недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы: 1. Подготовительный направлен на – выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции для постановки звуков; на – развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.                                                                                                2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков                                                                                - постановка нарушенных звуков (способы-имитационный, механический, смешанный);                                                      - автоматизация поставленных звуков (изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте);                                                                                                                                                               - дифференциация смешиваемых звуков (изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте).                                                                                                                                                            3. Этап формирование коммуникативных умений и навыков – это автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

   При ФФН одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха. Коррекционная работа включает следующие этапы:                                                                                                                 1. Этап развития слухового восприятия, внимания                                                                                                                           - упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности; - воспроизведение ритмического рисунка на слух.                                                                                           2. Этап развития фонематического слуха                                                                                                                                    - упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленении его из слова в различных позициях;                                                                                                                                                                                     - упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляции или акустическим свойствам.                                  3. Этап формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова                                                                       - последовательное вычленение звуков в словах;                                                                                                                        - последовательное вычленение слогов в словах различной слоговой структуры;                                                                 - обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов;                             - составление условно-графических схем.

   При ОНР помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:                                                - пополнение словаря (существительных, признаков, глаголов, числительных и местоимений);                                        - навыки словообразования;                                                                                                                                                            - совершенствование грамматического строя (словоизменение, согласование в падежах, числах, роде);                          - совершенствование связной речи (пересказ, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ по сюжетной картине).

   Для работы логопункта в ДОУ выделено специальное помещение, в котором проводятся индивидуальные, подгрупповые занятия, консультации для родителей.                                                                                   В кабинете имеется настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков, их автоматизации. В необходимом количестве имеются логопедические зонды, индивидуальные платочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений и диагностического обследования.                                                                                                                                                  В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:                                                                                                   - для обследования речевого развития;                                                                                                                                            - для формирования правильного звукопроизношения;                                                                                                              - для формирования фонематического слуха и навыков звукового анализа;                                                                            - для развития лексико-грамматических категорий ;                                                                                                               - для развития мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, мышления;                                                                              - используются ТСО;

- здоровьесберегающие технологии: Гимнастика для глаз (нарисуй глазками облако, найди среди других доброе облако); Биоэнергопластика; Кинезиологические упражнения; Мимическая гимнастика; Массаж рук (су-джок шариком, карандашиками, резиночками, массажные коврики, пальчиковые куклы, самомассаж); Логопедические песенки, распевки; Элементы психогимнастики; Сказкотерапию; Дидактический синквейн; Малые подвижные игры.

   С 10 по 15 января проводится логопедическое обследование детей, посещающих логопункт. Результаты заносятся в речевую карту и экран звукопроизношения.

С 15 по 31 мая провожу обследование детей из логопункта и фиксирую результаты в речевых картах.

В это же время обследую детей старших групп и составляю примерные списки детей логопункта на следующий учебный год.

В начале июня составляю отчет о результатах коррекционной работы за прошедший учебный год.

   Поскольку время коррекционных занятий с детьми строго лимитировано, то взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, музработниками, физинструктором, психологом) – очень актуальна. С педагогами проводятся беседы, консультации, практикумы.

   Для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей. В течение года провожу индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, Совместные занятия с родителями и детьми, оформляю рекомендации, памятки для родителей, заполняю тетради индивидуальных занятий с логопатами.

   В ходе профилактической работы провожу: - 1 раз в месяц в старшей группе занятия логоритмики;                               - 1 раз в неделю «Клубный час», «Вертушка» для детей старших и подготовительных групп.

1 раз в неделю провожу занятия с детьми с ОВЗ в специальной группе.

В течение года принимаю участие в различных семинарах и методических объединениях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...

Презентация " Обучение грамоте в рамках логопункта ДОУ"

Данный материал поможет логопедам в создании рабочей программы кружков по обучению грамоте....

конспекты занятий по обучению грамоте детей подг.гр. на логопункте МДОУ с тематическим планом

Разработан тематический план,  содержание занятий ,конспекты  занятий для детей подг.гр. в рамках логопункта МДОУ...

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...