Программа групповых занятий педагога-психолога с детьми раннего возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности педагога-психолога для занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baeva_a.s._programma_solnechnyy_luchik.docx | 67.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Государственное бюджетное учреждение
«Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Солнечный лучик»
г. Шадринск
2019 год
Содержание программы
№ | Раздел | стр. |
1. | Целевой раздел программы | 3 |
1.1. | Паспорт программы | 3 |
1.2. | Пояснительная записка | 5 |
1.3. | Информационная справка о педагоге | 9 |
2. | Содержательный раздел программы | 10 |
2.1. | Календарный учебный план | 10 |
2.2. | Учебно-тематический план | 11 |
2.3. | Календарно-тематическое планирование | 12 |
2.4. | Тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности«Солнечный лучик» | 13 |
3. | Организационный раздел программы | 30 |
3.1. | Материально – техническое обеспечение | 30 |
3.2. | Учетно-отчетная документация | 30 |
3.3. | Методическое обеспечение | 27 |
3.4. | Методическая литература | 30 |
- Целевой раздел
- Паспорт Программы
Наименование Программы | Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнечный лучик» |
Основание для разработки Программы |
|
Автор-составитель | педагог-психолог Баева Анна Сергеевна |
Цель Программы | Создание условий для социального и эмоционального развития ребенка раннего возраста |
Задачи Программы |
|
Методы и формы реализации программы | Основной метод – игровой: пальчиковые и сенсорные игры, ритмичные игры, игры на подражание, игры по правилам, а также используются методы: иллюстративный (показ предметов, способов действий); словесный метод (использование малых фольклорных форм, ситуативных малых игр). Используется групповая форма работы. |
Режим занятий | 3 раза в неделю, длительностью 15 минут. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Качественные показатели:
|
1.2.Пояснительная записка
Введение. Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периоду нет равных. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
С рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2-3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
Актуальность. По результатам обследования детей раннего возраста в городе Шадринске совместно с врачами детской поликлиники мы обнаружили:
- медленный рост уровня общей инвалидности в возрастной группе детей с 0-4 лет;
- 70% случаев детской инвалидности в следующих за ранним детством возрастных группах приходится на психические расстройства, болезни нервной системы;
- психические расстройства (как последствия родовых травм) перемещаются в структуре со 2-го на 1-е место среди причин детской инвалидности;
- наблюдается рост детей с расстройствами аутистического спектра – на 30%.
- Впоследствии на фоне родовых травм формируются умственная отсталость - 82 %, церебральный паралич и другие паралитические синдромы -79%, аномалии нервной системы составляют 7.6%, хромосомные нарушения - 12%.
- Главными видами нарушений функции организма явились психические нарушения – 34%, статодинамические -23.3%.
- Ограничения жизнедеятельности обусловили проблемы в способности к самостоятельному передвижению - 29.4%, способности к обучению – 25%, способность к общению – 69.3%.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.
Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.
В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Дети с комплексными нарушениями развития нуждаются в определенной системе специально организованной коррекционно-развивающей психологической помощи. Для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)наши занятия направлены на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнечный лучик» (далее – программа) для детей раннего возраста с комплексными нарушениями развития разработана на основе программы адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ (Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, Г.М. Попова), а также общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой), в соответствии с федеральными государственными стандартами, и программы развития эмоциональных отношений матери и ребенка (Е. В. Ларечина).
Для создания пространства партнерства и доверия между семьей и специалистами, а также с целью обучения родителей основам психолого-педагогической коррекции, мы включаем родителей и других членов семьи в занятия с ребенком.
Построение коррекционно-развивающего программы строится на следующих принципах.
Принцип развивающего обучения. Этот принцип направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка.
Принцип воспитывающего обучения. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных индивидуальных возможностей учащихся, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности школьника, оказывая влияние на все стороны его жизни.
Принцип систематичности и системности в обучении. Принцип систематичности охватывает не только организацию учебного процесса, но и его содержание. Этот принцип отражает последовательность в обучении, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
Принцип доступности.Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития детей, их личного опыта, тех знаний, умений и навыков.
Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников коррекционно-образовательного процесса с целью достижения взаимодействия между педагогом, ребенком и родителем.
Принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер психолого-педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка). Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических и возрастных особенностях развития детей.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.
Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры) требует специального формирования.
Структура занятия
№ п/п | Этап занятия | Содержание |
1 | Ритуал начала занятия | Традиционный для каждого занятия ритуал приветствия; упражнение, направленное, на установление эмоционального контакта с ребенком и создание положительного настроя на занятие. |
2 | Пальчиковые игры | Игры и упражнения, стимулирующие развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного), знакомство с различными сенсорными эталонами. |
3 | Сенсорные игры | Игры помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка |
4 | Ритмические игры | Игры обеспечивают эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. |
5 | Игры по правилам | Игры направлены па развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры . |
6 | Ритуал окончания занятия | Традиционный для каждого занятия ритуал прощания, формирование чувства завершенности. |
- Информационная справка о педагоге
Баева Анна Сергеевна
Образование
«ШМУ» 2000г. по специальности «сестринское дело»
ГОУ ВПО ШГПИ 2003г. «Психология» «Филология» (немецкий язык), Педагог-психолог. Учитель немецкого языка.
Курсы повышения квалификации
05.10.2015 – 27.11.2015 ГАОУ ДПО ИРОСТ по программе «Развитие моделей успешной социализации детей в ДОУ» в объеме 72 часов
11.12.2015-13.12.2015 НОУ «Международная академия инноваций» по теме «Организация групп Nido (0-12 месяцев)» в количестве 24 ак.часа
01.04.2016-03.04.2016 НОУ «Международная академия инноваций» по теме «Организация групп Тоддлер (12-36 месяцев)» в количестве 24 ак.часа
26.04.2017-28.04.2017 НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» по программе «Введение в физическую терапию и эрготерапию детей младшего возраста с нарушениями развития» в объеме 24 часов.
Категория - Высшая
22.04.2015 – 22.04.2020 Протокол заседания Аттестационной комиссии ФГБОУ ВПО «ШГПИ» от 22.04.2015
2. Содержательный раздел программы
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнечный лучик» рассчитана на 1 год обучения, 37часов 15 минут.
2.1. Календарный учебный план
Начало занятий | сентябрь 2019 г. |
Период каникул, праздничные дни | 4 ноября, с 1 по 8 января, 23 февраля, 8 марта, 1-2 мая, 9 мая, 12 июня. |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Количество занятий в неделю | 3 |
Длительность занятия | 15 минут |
День недели, время | Понедельник, среда, четверг – с 8.45 до9.00 |
Режим работы учреждения: 5 дневная рабочая неделя,
с 8.00 до 19.00 (ул. Ломоносова д.14),
В субботу, воскресенье и праздничные дни учреждение не работает.
2.2. Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов (мин.) | |||
Теория | Практика | Всего | |||
Игрушки | 30 | 60 | 90 | ||
Осень. | 15 | 30 | 45 | ||
Ягоды, грибы | 15 | 30 | 45 | ||
Овощи | 30 | 60 | 90 | ||
Фрукты | 30 | 60 | 90 | ||
Человек. Части тела | 15 | 30 | 45 | ||
Семья | 15 | 30 | 45 | ||
Одежда. Обувь | 30 | 60 | 90 | ||
Домашние животные | 15 | 30 | 45 | ||
Домашние животные. Детеныши | 15 | 30 | 45 | ||
Зима. Зимние забавы | 15 | 30 | 45 | ||
Дикие животные | 15 | 30 | 45 | ||
Новый год | 15 | 30 | 45 | ||
Дикие животные. Детеныши | 15 | 30 | 45 | ||
Дом. Мебель | 30 | 60 | 90 | ||
Инструменты | 15 | 30 | 45 | ||
Транспорт | 15 | 30 | 45 | ||
Профессии: водитель, летчик | 15 | 30 | 45 | ||
Папин день | 15 | 30 | 45 | ||
Профессии: повар, врач | 15 | 30 | 45 | ||
Весна. Мамин день | 15 | 30 | 45 | ||
Посуда | 30 | 60 | 90 | ||
Весна | 15 | 30 | 45 | ||
Перелетные птицы | 30 | 60 | 90 | ||
Домашние птицы. Детеныши | 30 | 60 | 90 | ||
Деревья | 5 | 10 | 15 | ||
Насекомые | 10 | 20 | 30 | ||
Цветы | 30 | 60 | 90 | ||
Лето | 15 | 30 | 45 | ||
Солнце. Вода. Ветер | 15 | 30 | 45 | ||
Семья | 10 | 20 | 30 | ||
Ягоды | 15 | 30 | 45 | ||
Безопасность на дороге, транспорт, профессия «водитель» | 15 | 30 | 45 | ||
Цветы | 15 | 30 | 45 | ||
Грибы | 15 | 30 | 45 | ||
Насекомые: гусеница, божья коровка, бабочка | 15 | 30 | 45 | ||
Дикие животные: ёж, медведь, заяц | 15 | 30 | 45 | ||
Спортивный инвентарь. Здоровье | 15 | 30 | 45 | ||
Герои сказок К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С. Я. Маршака, А.С. Пушкина | 15 | 30 | 45 | ||
Пожарная безопасность Профессия - пожарный | 15 | 30 | 45 | ||
Дары лета: фрукты | 15 | 30 | 45 | ||
Дары лета: овощи | 15 | 30 | 45 | ||
Итого: | 37 ч. 15 мин. |
2.3. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Название раздела, темы | Количество занятий |
Сентябрь | Игрушки | 6 |
Осень. | 3 | |
Ягоды, грибы | 3 | |
Октябрь | Овощи | 6 |
Фрукты | 6 | |
Ноябрь | Человек. Части тела | 3 |
Семья | 3 | |
Одежда. Обувь | 6 | |
Домашние животные | 3 | |
Декабрь | Домашние животные. Детеныши | 3 |
Зима. Зимние забавы | 3 | |
Дикие животные | 3 | |
Новый год | 3 | |
Январь | Дикие животные. Детеныши | 3 |
Дом. Мебель | 6 | |
Инструменты | 3 | |
Февраль | Транспорт | 3 |
Профессии: водитель, летчик | 3 | |
Папин день | 3 | |
Профессии: повар, врач | 3 | |
Март | Весна. Мамин день | 3 |
Посуда | 6 | |
Весна | 3 | |
Апрель | Перелетные птицы | 6 |
Домашние птицы. Детеныши | 6 | |
Май | Деревья. | 1 |
Насекомые | 2 | |
Цветы. | 6 | |
Лето | 3 | |
Июнь | Солнце. Вода. Ветер | 3 |
Семья | 2 | |
Ягоды | 3 | |
Безопасность на дороге, транспорт, профессия «водитель» | 3 | |
Июль | Цветы | 3 |
Грибы | 3 | |
Насекомые: гусеница, божья коровка, бабочка | 3 | |
Дикие животные: ёж, медведь, заяц | 3 | |
Спортивный инвентарь. Здоровье | 3 | |
Август | Герои сказок К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С. Я. Маршака, А.С. Пушкина | 3 |
Пожарная безопасность Профессия - пожарный | 3 | |
Дары лета: фрукты | 3 | |
Дары лета: овощи | 3 | |
Итого: | 149 |
2.4.Тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Солнечный лучик» с сентября 2019г. по августа 2020г.
Наименование тем мероприятий программы | Цель и/или планируемый результат каждого мероприятия | Краткое содержание | Перечень используемого оборудования |
Игрушки |
| Игрушки № 1
| Кукла, волшебный мешочек, погремушка, колокольчик, платок, |
Игрушки № 2
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мяч | ||
Осень |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Ягоды. Грибы. |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Овощи |
| «Овощи »№1
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, картошка, листок с наполнителем, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
«Овощи» №2
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, картошка, доска магнитно-маркерная BoardSYS | ||
Фрукты |
| «Фрукты» №1
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, яблоко, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
«Фрукты» №2
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, колотушка в форме груши, доска магнитно-маркерная BoardSYS | ||
Человек. Части тела |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Семья |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тактильный диск с декоративными элементами |
Одежда. Обувь |
| «Одежда»
«Обувь»
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, головные уборы, 3 коробки, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Домашние животные |
| «Домашние животные»
«Домашние животные. Детеныши»
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тактильный диск с декоративными элементами, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Зима. Зимние забавы |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, снежинка с хрустящим наполнителем. |
Дикие животные |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, снежинка с хрустящим наполнителем, тактильная панель с декоративными элементами |
Новый год |
|
10.Ритуал окончания занятия | Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мяч, текстильные снежки по количеству детей |
Дикие животные. Детеныши |
| «Дикие животные. Детеныши»
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тактильная панель с декоративными элементами, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Дом. Мебель |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, зеркало, кубики по количеству детей |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, кубики по количеству детей | |
Инструменты |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мягкий мяч, игрушечный звенящий молоток, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Транспорт. Профессии (водитель, летчик) |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, игрушечный руль |
Папин день |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, бумажные самолетики |
Профессии (повар, врач) |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, |
Мамин день |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Посуда |
| «Посуда №1»
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, игрушечная посуда, рыбка с шуршащим наполнением, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
| «Посуда» №2
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, доска магнитно-маркерная BoardSYS | |
Весна |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Перелетные птицы |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
| «Перелетные птицы» №2
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок | |
Домашние птицы. Детеныши |
| Занятие №1.
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
| Занятие №2.
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, перчаточная игрушка, доска магнитно-маркерная BoardSYS | |
Деревья |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мыльные пузыри |
Насекомые |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, бабочка с шуршащими крыльями, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Цветы |
| Занятие №1.
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мыльные пузыри, искусственные цветы, тряпичный цветок, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
| Занятие №2.
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тряпичный цветок, доска магнитно-маркерная BoardSYS | |
Лето |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, |
Солнце. Вода. Ветер |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Семья |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Ягоды |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок |
Безопасность на дороге, транспорт, профессия «водитель» |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, кубики, фигурки людей |
Цветы |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тканевой цветок, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Грибы |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Насекомые: гусеница, божья коровка, бабочка |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, бабочка с шуршащими крыльями, платочки, мыльные пузыри, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Дикие животные: ёж, медведь, заяц |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тактильный диск с декоративными элементами, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Спортивный инвентарь. Здоровье |
Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт. |
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, |
Герои сказок К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С. Я. Маршака, А.С. Пушкина |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тактильная панель с декоративными элементами |
Пожарная безопасность Профессия - пожарный |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, |
Дары лета: фрукты |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
Дары лета: овощи |
|
| Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, доска магнитно-маркерная BoardSYS |
3.Организационный раздел программы
3.1. Материально – техническое обеспечение
Специализированное помещение
№ | Наименование | Площадь | Количество мест |
1. | группа «Родничок» | 48,2 кв.м. | 12 |
Учебное оборудование:
- доска магнитно-маркерная BoardSYS,
- столы детские;
- стулья детские;
- тактильный диск с декоративными элементами;
- тактильная панель с декоративными элементами;
- кукла;
- мешочек;
- бумажные листья;
- колокольчик;
- кубики;
- платок;
- мяч;
- звенящий молоточек;
- игрушки с наполнителями;
- зеркало;
- перчаточные игрушки.
3.2. Учетно-отчетная документация
- журнал посещаемости детьми коррекционно-развивающих мероприятий;
- мониторинг развития детей.
3.2. Методическое обеспечение
Данная программа разработана на основе представленных авторских работ и методических рекомендаций:
- Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова Г.М. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
- Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка, - СПб.: Речь,2004.- 160.
3.4. Методическая литература
- Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова Г.М. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
- Крупенина А.В., Никифорова Г.В. Рекомендации по разработке психологических программ// Справочник педагога-психолога. Детский сад.-2013.-№10.-с.4-16.
- Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка, - СПб.: Речь,2004.- 160.
- Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. – СПб: Речь, 2003.
- Полное собрание стихотворений и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей/ Дж. Силберг, П. Скиллер // Пер. с анг. Т.И. Попова.-МН.: ООО «Попурри», 2005.-576с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, направленное на понимание своего тела и обретение гармонии с окружающим миром
Цель: продолжить знакомство детей с различными эмоциями: радость, злость, удивление, страх, горе, интереса.Задачи:учить детей различать эмоции по схематическим изображениям и передав...
Коррекционно - развивающая программа педагога – психолога «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель программы - развитие воображения, наблюдательности и логического мышления, восприятия; развитие тактильной чувствительности (пальчиковая гимнастика, подвижные коллективные игры); развитие творчес...
Программа групповой работы педагога-психолога по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферы детей 4-5 лет
программа раоты с детьми 4-5 лет...
Рабочая программа педагога - психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...
Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группы Раздел: Психологическая коррекционно-развивающая работа Тема: Что такое хорошо и что такое плохо?
Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группыРаздел: Психологическая коррекционно-развивающая работаТема: Что такое хорошо и что такое плохо?...
Рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...
Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»
Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...