Программа групповых занятий педагога-психолога с детьми раннего возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Баева Анна Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности педагога-психолога для занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baeva_a.s._programma_solnechnyy_luchik.docx67.57 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление социальной защиты населения Курганской области

Государственное бюджетное учреждение

«Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Солнечный лучик»

г. Шадринск

2019 год

Содержание программы

Раздел

стр.

1.

Целевой раздел программы

3

1.1.

Паспорт программы

3

1.2.

Пояснительная записка

5

1.3.

Информационная справка о педагоге

9

2.

Содержательный раздел программы

10

2.1.

Календарный учебный план

10

2.2.

Учебно-тематический план

11

2.3.

Календарно-тематическое планирование

12

2.4.

Тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности«Солнечный лучик»  

13

3.

Организационный раздел программы

30

3.1.

Материально – техническое обеспечение

30

3.2.

Учетно-отчетная документация

30

3.3.

Методическое обеспечение

27

3.4.

Методическая литература

30

  1. Целевой раздел
  1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнечный лучик»

Основание для разработки Программы

  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.;
  • Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г.;
  • Европейская социальная хартия от 03.05.1996 г.;
  • Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. Принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года;
  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ (в ред.от 20.07.2000 г.);
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. №5487-1;
  • Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в  Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №442-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
  • Закон Курганской области «Об основах социального обслуживания населения в Курганской области» от 28.10.2014 № 59;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо  Министерства образования и науки РФ  от 18 ноября 2015 г. N 09-3242  «Методические  рекомендации  по  проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

Автор-составитель

педагог-психолог Баева Анна Сергеевна  

Цель Программы

Создание условий для  социального и эмоционального развития ребенка раннего возраста

Задачи  Программы

  • формировать у детей раннего возраста мотивацию к взаимодействию и общению с родителем, другим взрослым, со сверстниками;
  • стимулировать собственную игровую, коммуникативную, речевую активность ребенка;
  • развивать речь через спонтанную импровизацию, передачу интонаций, темпа речи педагога, имитацию звуков;
  • формировать представления об окружающем мире;
  • совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве;
  • способствовать созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников посредством здоровьесберегающих технологий.

Методы и формы реализации программы

Основной метод – игровой: пальчиковые  и сенсорные игры, ритмичные игры, игры на подражание, игры по правилам, а также используются методы: иллюстративный (показ предметов, способов действий); словесный метод (использование малых фольклорных форм, ситуативных малых игр).

Используется групповая форма работы.

Режим занятий

3 раза в неделю, длительностью 15 минут.

Ожидаемые результаты реализации

Программы

Качественные показатели:

  • выражает желание вступать и вступает в общение со взрослыми и детьми;
  • освоение ребенком простых действий по подражанию;
  • пользуется невербальными (мимика, жесты) и вербальными (звукоподражание, простые слова)  средствами коммуникациями;
  • формирование образа себя, формирование представлений о предметах, явлениях окружающего мира;
  • выполнять простые действия по просьбе педагога.

1.2.Пояснительная записка

Введение. Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периоду нет равных.  В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

 С рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2-3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.

Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.

Актуальность.  По результатам обследования детей раннего возраста в городе Шадринске совместно с врачами детской поликлиники  мы обнаружили:

  • медленный рост уровня общей инвалидности в возрастной группе детей с  0-4 лет;  
  • 70% случаев детской инвалидности в следующих за ранним детством возрастных группах  приходится на психические расстройства, болезни нервной системы;
  • психические расстройства (как последствия родовых травм) перемещаются в структуре со 2-го на 1-е место среди причин детской инвалидности;
  • наблюдается рост детей с расстройствами аутистического спектра – на 30%.
  • Впоследствии на фоне родовых травм формируются умственная отсталость - 82 %,    церебральный паралич и другие паралитические  синдромы -79%, аномалии нервной системы составляют  7.6%,  хромосомные нарушения -  12%.
  • Главными видами нарушений функции организма явились  психические  нарушения – 34%, статодинамические -23.3%.
  • Ограничения жизнедеятельности обусловили проблемы в  способности к самостоятельному передвижению - 29.4%,   способности к обучению – 25%,   способность к общению – 69.3%.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Дети с комплексными нарушениями развития нуждаются в определенной системе специально организованной коррекционно-развивающей психологической помощи. Для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)наши занятия направлены на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнечный лучик» (далее – программа) для детей раннего возраста с комплексными нарушениями развития разработана на основе программы адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ (Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, Г.М. Попова), а также общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой),  в соответствии с федеральными государственными стандартами, и программы развития эмоциональных отношений матери и ребенка  (Е. В. Ларечина).

Для создания пространства партнерства и доверия между семьей и специалистами, а также с целью обучения родителей основам психолого-педагогической коррекции, мы включаем родителей и других членов семьи в занятия с ребенком.

Построение коррекционно-развивающего программы строится на следующих принципах.

Принцип развивающего обучения. Этот принцип направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка.

Принцип воспитывающего обучения. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных индивидуальных  возможностей учащихся, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности школьника, оказывая влияние на все стороны его жизни.

Принцип систематичности и системности в обучении. Принцип систематичности охватывает не только организацию учебного процесса, но и его содержание. Этот принцип отражает последовательность в обучении, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Принцип доступности.Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития детей, их личного опыта, тех знаний, умений и навыков.

Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников коррекционно-образовательного процесса с целью достижения  взаимодействия   между педагогом, ребенком и родителем.

Принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер психолого-педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).  Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических и возрастных особенностях развития детей.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.

Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры) требует специального формирования.

Структура занятия

№ п/п

Этап занятия

Содержание

1

Ритуал начала занятия

Традиционный для каждого занятия ритуал приветствия; упражнение, направленное, на установление эмоционального контакта с ребенком и создание положительного настроя на занятие.

2

Пальчиковые игры

Игры и упражнения, стимулирующие развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного), знакомство с различными сенсорными эталонами.  

3

Сенсорные игры

Игры помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка

4

Ритмические игры

Игры обеспечивают эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.

5

Игры по правилам

Игры направлены па развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры .

6

Ритуал окончания занятия

Традиционный для каждого занятия ритуал прощания, формирование чувства завершенности.

  1. Информационная справка о педагоге

Баева Анна Сергеевна

Образование

«ШМУ» 2000г. по специальности «сестринское дело»

ГОУ ВПО ШГПИ 2003г. «Психология» «Филология» (немецкий язык), Педагог-психолог. Учитель немецкого языка.

Курсы повышения квалификации

05.10.2015 – 27.11.2015 ГАОУ ДПО ИРОСТ по программе «Развитие моделей успешной социализации детей в ДОУ» в объеме 72 часов

11.12.2015-13.12.2015 НОУ «Международная академия инноваций» по теме «Организация групп Nido (0-12 месяцев)» в количестве 24 ак.часа

01.04.2016-03.04.2016 НОУ «Международная академия инноваций» по теме «Организация групп Тоддлер (12-36 месяцев)» в количестве 24 ак.часа

26.04.2017-28.04.2017 НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» по программе «Введение в физическую терапию и эрготерапию детей младшего возраста с нарушениями развития» в объеме 24 часов.

Категория - Высшая

22.04.2015 – 22.04.2020 Протокол заседания  Аттестационной комиссии ФГБОУ ВПО «ШГПИ» от 22.04.2015

2. Содержательный раздел программы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнечный лучик» рассчитана на 1 год обучения, 37часов 15 минут.

2.1. Календарный учебный план

Начало занятий

сентябрь 2019 г.

Период каникул, праздничные дни

4 ноября, с 1 по 8 января, 23 февраля, 8 марта, 1-2 мая, 9 мая, 12 июня.

Продолжительность учебной недели

5 дней

Количество занятий в неделю

3

Длительность занятия

15 минут

День недели, время

Понедельник, среда, четверг – с 8.45 до9.00

Режим работы учреждения: 5 дневная рабочая неделя,

с 8.00 до 19.00 (ул. Ломоносова д.14),

В субботу, воскресенье и праздничные дни учреждение не работает.

2.2. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов (мин.)

Теория

Практика

Всего

Игрушки

30

60

90

Осень.

15

30

45

Ягоды, грибы

15

30

45

Овощи

30

60

90

Фрукты

30

60

90

Человек. Части тела

15

30

45

Семья

15

30

45

Одежда. Обувь

30

60

90

Домашние животные

15

30

45

Домашние животные. Детеныши

15

30

45

Зима. Зимние забавы

15

30

45

Дикие животные

15

30

45

Новый год

15

30

45

Дикие животные. Детеныши

15

30

45

Дом. Мебель

30

60

90

Инструменты

15

30

45

Транспорт

15

30

45

Профессии: водитель, летчик

15

30

45

Папин день

15

30

45

Профессии: повар, врач

15

30

45

Весна. Мамин день

15

30

45

Посуда

30

60

90

Весна

15

30

45

Перелетные птицы

30

60

90

Домашние птицы. Детеныши

30

60

90

Деревья

5

10

15

Насекомые

10

20

30

Цветы

30

60

90

Лето

15

30

45

Солнце. Вода. Ветер

15

30

45

Семья

10

20

30

Ягоды

15

30

45

Безопасность на дороге, транспорт, профессия «водитель»

15

30

45

Цветы

15

30

45

Грибы

15

30

45

Насекомые: гусеница, божья коровка, бабочка

15

30

45

Дикие животные: ёж, медведь, заяц

15

30

45

Спортивный инвентарь. Здоровье

15

30

45

Герои сказок К.И. Чуковского, А.Л. Барто,

С. Я. Маршака, А.С. Пушкина

15

30

45

Пожарная безопасность Профессия - пожарный

15

30

45

Дары лета:  фрукты

15

30

45

Дары лета: овощи

15

30

45

Итого:

37 ч. 15 мин.

2.3. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Название раздела, темы

Количество занятий

Сентябрь

Игрушки

6

Осень.

3

Ягоды, грибы

3

Октябрь

Овощи

6

Фрукты

6

Ноябрь

Человек. Части тела

3

Семья

3

Одежда. Обувь

6

Домашние животные

3

Декабрь

Домашние животные. Детеныши

3

Зима. Зимние забавы

3

Дикие животные

3

Новый год

3

Январь

Дикие животные. Детеныши

3

Дом. Мебель

6

Инструменты

3

Февраль

Транспорт

3

Профессии: водитель, летчик

3

Папин день

3

Профессии: повар, врач

3

Март

Весна. Мамин день

3

Посуда

6

Весна

3

Апрель

Перелетные птицы

6

Домашние птицы. Детеныши

6

Май

Деревья.

1

Насекомые

2

Цветы.

6

Лето

3

Июнь

Солнце. Вода. Ветер

3

Семья

2

Ягоды

3

Безопасность на дороге, транспорт, профессия «водитель»

3

Июль

Цветы

3

Грибы

3

Насекомые: гусеница, божья коровка, бабочка

3

Дикие животные: ёж, медведь, заяц

3

Спортивный инвентарь. Здоровье

3

Август

Герои сказок К.И. Чуковского, А.Л. Барто,

С. Я. Маршака, А.С. Пушкина

3

Пожарная безопасность Профессия - пожарный

3

Дары лета:  фрукты

3

Дары лета: овощи

3

Итого:

149

2.4.Тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности  «Солнечный лучик»  с сентября 2019г. по августа 2020г.

Наименование тем мероприятий программы

Цель и/или планируемый результат каждого мероприятия

Краткое содержание

Перечень используемого оборудования

Игрушки

  1. Способствовать улучшению адаптации в группе;
  2. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  3. Развивать темповые характеристики речи;
  4. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  5. Создавать условия для ощущения ребенком себя как часть коллектива.

Игрушки № 1

  1. Ритуал начала занятия
  2. Ритмическая игра «Дедушка Егор»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Игра на подражание «Куколка тряпичная»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра по правилам «Ты, веревочка, крутись»
  7. Ритмическая игра с сенсорным компонентом «Я сидела на рябине»
  8. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, погремушка, колокольчик, платок,

Игрушки № 2

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
  3. Ритмическая игра «Дедушка Егор»
  4. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра на подражание «Буратино»
  6. Игра на подражание «Раз, два, три»
  7. Игра «Лови мяч»
  8. Ритмическая игра с сенсорным компонентом «Я сидела на рябине»
  9. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мяч

Осень

  1. Способствовать улучшению адаптации в группе;
  2. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Формировать представление об окружающем мире (осень,осенние листья);
  5. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  6. Создавать условия для ощущения ребенком себя как часть коллектива.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Осень»
  3. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял»
  4. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра «Осенние листья»
  6. Игра на подражание «Раз, два, три»
  7. Ритмическая игра с сенсорным компонентом «Я сидела на рябине»
  8. Игра - хоровод «Ветер»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Ягоды. Грибы.

  1. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Формировать представление об окружающем мире (ягоды, грибы);
  4. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  5. Создавать условия для ощущения ребенком себя как часть коллектива.
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «За грибами»
  3. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
  4. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра «Осенний урожай»
  7. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  8. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Овощи

  1. Способствовать улучшению адаптации в группе;
  2. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  3. Развивать темповые характеристики речи;
  4. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  5. Формировать схему тела;
  6. Формировать представление об окружающем мире (овощи).

«Овощи »№1

  1.  Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски»
  3. Ритмическая игра «Раз картошка, два картошка»
  4. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра «Горячая картошка».
  6. Ритмическая игра «Свинка Ненила»
  7. Игра на подражание «Раз, два, три»
  8. Игра по правилам «Ты, веревочка, крутись»
  9. Сенсорная игра «Черепаха»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, картошка, листок с наполнителем,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

«Овощи» №2

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая игра «Пять капелек»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Ритмическая игра «Тары-бары»
  5. Игра «Горячая картошка»
  6. Игра «Листопад»
  7. Игра на подражание «Раз, два, три»
  8. Игра - хоровод «Огород»
  9. Сенсорная игра «Черепаха»
  1. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, картошка,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Фрукты

  1. Способствовать улучшению адаптации в группе;
  2. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Развивать темповые характеристики речи;
  5. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  6. Формировать схему тела.
  7. Формировать представление об окружающем мире (яблоко, груша, дождь).

«Фрукты» №1

  1. Ритуал начала занятия
  2. Игра на подражание  «Яблочко»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Ритмическая игра «Дождь идет»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  7. Сенсорная игра «Шевелилки»
  8. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, яблоко,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

«Фрукты» №2

  1. Ритуал начала занятия
  2. Игра на подражание «Моё яблочко»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Ритмическая игра «Дождь идет»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  7. Игра на подражание  «Головка кивает»
  8. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, колотушка в форме груши,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Человек. Части тела

  1. Способствовать улучшению адаптации в группе;
  2. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Развивать темповые характеристики речи;
  5. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  6. Формировать схему тела.

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Ямка, холмик».
  3. Игра на подражание «Две ручки»
  4. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра  на подражание  «Плечики, коленки, носки, голова»
  6. Игра на подражание «Раз, два, три»
  7. Сенсорная игра «Я дрозд»
  8. Игра по правилам «Мои руки»
  9. Сенсорная игра «Черепаха».
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Семья

  1. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление о семье;
  6. Формировать умение действовать сообща.

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Ямка, холмик»
  3. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
  4. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Ритмическая игра «Большой и маленький»
  6. Игра на подражание «Раз, два, три»
  7. Игра на подражание «Верх к потолочку»
  8. Ритмическая игра «Федя-Бредя»
  9. Сенсорная игра «Черепаха»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  тактильный диск с декоративными элементами

Одежда. Обувь

  1. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать представление об окружающем мире (одежда и обуви);
  7. Формировать умение действовать сообща.

«Одежда»

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Шапки, шарфики»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Игра на подражание «Я могу прыгать»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра по правилам «Померяй шляпу!»
  7. Ритмическая игра «Федя-Бредя»
  8. Сенсорная игра «Черепаха»
  9. Ритуал окончания занятия

 «Обувь»

  1. Ритуал начала занятия
  2. Ритмическая игра  «У Маруси две ноги»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Игра на подражание «Большой и маленький»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра по правилам «Мои ноги»
  7. Ритмическая игра «Раз!Два!Три!Четыре!»
  8. Сенсорная игра «Черепаха»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,

головные уборы, 3 коробки,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Домашние животные

  1. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать представление об окружающем мире (домашние животные и их детеныши);
  7. Формировать умение действовать сообща.

«Домашние животные»

  1. Ритуал начала занятия
  2. Ритмическая игра «Веселые лошадки»
  3. Ритмическая игра «Та-та — два кота»
  4. Пальчиковая гимнастика «Пес»
  5. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  6. Игра «Ножки, ножки топ-топ-топ!»
  7. Игра на подражание «Раз, два, три»
  8.  «Наши детки умывались»
  9. Сенсорная игра «Ходит кот по лавочке»
  10. Ритуал окончания занятия

«Домашние животные. Детеныши»

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая игра «Кошки-мышки»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Игра на подражание «Котята и щенята»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Ритмичная игра «Все котята мыли лапки».
  7. Игра «Надувала кошка шар».
  8. Сенсорная игра «Кошку грамоте учили»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  тактильный диск с декоративными элементами,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Зима. Зимние забавы

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (зимняя одежда, снег, снежинка, катание на санях);
  6. Формировать умение действовать сообща
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игра «Я надену …»
  3. Пальчиковая игра «Снежок»
  4. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Ритмическая игра «Как на горке...»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Выпал беленький снежок».
  8. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  9. Сенсорная игра «Тушки-тутушки, веселы все детушки».
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, снежинка с хрустящим наполнителем.

Дикие животные

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (медведь, заяц, белка);
  6. Формировать умение ждать своей очереди.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая игра «Белочка»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  5. Сенсорная игра «Зайка»
  6. Игра «Спасибо!»
  7. Ритмичная игра «Мишка»
  8. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  9. Игра «Три медведя»
  10. Сенсорная игра «У медведя во бору»
  11. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, снежинка с хрустящим наполнителем,   тактильная панель с декоративными элементами

Новый год

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (новогодняя атрибутика, снеговик, снежки).
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
  3. Пальчиковая гимнастика «Снеговики»
  4. Игра на подражание «Елка»
  5. Игра «Ветер по морю гуляет»
  6. Игра «Катись снежок»
  7. Игра «Бросание снежков в корзину»
  8. Игра на подражание «Греем ручки»
  9. Игра «Снеговик»

10.Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мяч, текстильные снежки по количеству детей

Дикие животные. Детеныши

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (медведь, заяц, белка);
  6. Формировать умение ждать своей очереди.

«Дикие животные. Детеныши»

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая игра «Медвежонок в гости шел»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Ритмическая игра «Мишка по лесу гулял»
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Сенсорная игра «В январе»
  7. Игра «Медвежата в чаще жили...»
  8. Сенсорная игра «Наш медведь».
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  тактильная панель с декоративными элементами,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Дом. Мебель

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (дом, окно);
  6. Формировать умение ждать своей очереди.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игра на подражание «Это дом».
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  5. Подвижная игра «Вправо повернись»
  6. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  7. Игра на подражание «Сначала в двери постучи».
  8. Игра «Строим дом».
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, зеркало, кубики по количеству детей

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (дом, окно, снегирь);
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая игра «Снегирь-малютка»
  3. Пальчиковая гимнастика «Два маленьких дома»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра на подражание «Мое окошко»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Ритмическая игра «Лунь плывет»
  8. Игра «Строим дом».  
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, кубики по количеству детей

Инструменты

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (пила, молоток);
  6. Формировать умение ждать своей очереди.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая игра «Пила»
  3. Пальчиковая игра «Вьюшки, вьюшки»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Игра по правилам «Лови мячик»
  7. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Игра на подражание «Ваня играет с молотком»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мягкий мяч, игрушечный звенящий молоток,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Транспорт. Профессии (водитель, летчик)

  1. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  2. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  3. Формировать схему тела.
  4. Формировать представление об окружающем мире (машина, мотоцикл, бульдозер)
  5. Формировать умение ждать своей очереди.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игра на подражание «Новенький автомобиль».
  3. Ритмическая игра «Машины»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Ритмическая игра «Бульдозер»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Игра «Машинка»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, игрушечный руль

Папин день

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать представление об окружающем мире (самолет – летчик, машина - водитель)
  5. Формировать умение ждать своей очереди.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Игра на подражание «Волшебный самолёт»
  5. Игра «Летчик»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Парад»
  8. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, бумажные самолетики

Профессии (повар, врач)

  1. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (машина, мотоцикл, бульдозер)
  6. Формировать умение ждать своей очереди.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Пекарь»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Игра на подражание «Старинная гимнастика»
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Игра «Парад»
  7. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,

Мамин день

  1. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление об окружающем мире (машина, мотоцикл, бульдозер)
  6. Формировать умение ждать своей очереди.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Игра на подражание «Мама просила»
  5. Ритмическая игра «Пахнет булочками»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Давайте веселиться»
  8. Сенсорная игра «Черепаха»
  9. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Посуда

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди.

«Посуда №1»

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Я буду готовить буду»
  3. Ритмичная игра «Вышли мыши как-то раз»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Волшебный мешочек.
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Ритмическая игра «Рыбка плавала в пруду»
  8. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  9. Сенсорная игра «Черепаха».
  10. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  11. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, игрушечная посуда, рыбка с шуршащим наполнением,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

  1. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (через знакомство с сезонными явлениями).

«Посуда» №2

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Мамулины вилки-ножи»
  3. Пальчиковая гимнастика «Песенка точильщиков»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «Качи, качи,качи»
  6. Волшебный мешочек.
  7. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  8. Ритмическая игра «Щи да каша»
  9. Игра на подражание «Две сосульки»
  10. Сенсорная игра «Черепаха».
  11. Ритмичная игра «Шалтай-Болтай»
  12. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Весна

  1. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  7. Формировать представления об окружающем мире (через знакомство с сезонными явлениями).

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Капель»
  3. Пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «Солнышко»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Сенсорная игра «Черепаха».
  9. Ритмичная игра «Руки в стороны»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Перелетные птицы

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  7. Формировать представления об окружающем мире (через знакомство с сезонными явлениями)

  1. Ритуал начала занятия
  2. Ритмическая игра «Прилетели три грача»
  3. Пальчиковая игра «Десять птичек - стайка»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  7. Ритмическая игра «Прилетай же!»
  8. Ритмичная игра «Ехал пан»
  9. Сенсорная игра «Мыльные пузыри»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Развивать двигательную координацию

«Перелетные птицы» №2

  1. Ритуал начала занятия
  2. Ритмичная игра «Чушки, вьюшки»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Игра на подражание «Апрельские облачка»
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Игра «Так мы топаем ногами...»
  7. Игра-хоровод  «Наше Солнышко»
  8. Ритмическая игра «Прилетай же!»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Домашние птицы. Детеныши

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представления об окружающем мире (гуси, курица).

Занятие №1.

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика  «Курочка»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  5. Пальчиковая гимнастика  «Где чей дом?»
  6. Ритмическая игра «Гули-гули-гули-гоп»
  7. Ритмическая игра «Жили у бабуси два веселых гуся».
  8. Ритуал окончания занятия.

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  7. Формировать представления об окружающем мире (через знакомство с сезонными явлениями)
  8. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт.

Занятие №2.

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика  «Цыпа-цыпа»
  3. Игра  на подражание «Это- господин Всезнайка»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «Кап-кап»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра по правилам  «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Сенсорная игра «Гусёнок»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, перчаточная игрушка,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Деревья

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать представления об окружающем мире (через знакомство с сезонными явлениями)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт.
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика  «Деревья»
  3. Ритмичная игра «Ай, люли! Вышли в море корабли»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «Дерево»
  6. Игра на подражание «Ручками похлопаем
  7. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  8. Игра на подражание «Раздувайся пузырь»
  9. Игра с воздушным шаром
  10. Игра с мыльными пузырями
  11. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, мыльные пузыри

Насекомые

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  7. Формировать представления об окружающем мире (божья коровка, бабочка)
  8. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт.
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
  3. Ритмичная игра  «Божья коровка»
  4. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
  5. Игра «Ветер по морю гуляет»
  6. Игра на подражание «Бабочка»
  7. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  8. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  9. Игра «Пляска с платочками»
  10. Игра с мыльными пузырями
  11. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, бабочка с шуршащими крыльями,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Цветы

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (цветы)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт

Занятие №1.

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»
  3. Пальчиковая гимнастика «Шмель»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «Глазки могут видеть»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Игра-хоровод «Цветик-семицветик»
  9. Игра с мыльными пузырями.
  10. Ритуал окончания занятия.

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  мыльные пузыри, искусственные цветы, тряпичный цветок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (через знакомство с сезонными явлениями)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт

Занятие №2.

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки»
  3. Пальчиковая гимнастика «Шмель»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра на подражание «Вырос цветок»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Сенсорная игра  «Дарики-комарики»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тряпичный цветок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Лето

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (через знакомство с сезонными явлениями)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика «Лето»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Игра на подражание «Это глазки, чтобы видеть»
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Игра на подражание «Идёт по травке дождик»
  7. Ритуал окончания занятия.

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,

Солнце. Вода. Ветер

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представления об окружающем мире (явления неживой природы)
  6. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Пальчиковая гимнастика «Море-океан»
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Зарядка «Ветер дует нам в лицо»
  7. Ритмичная игра «Топики-топики»
  8. Сенсорная игра «Кот по имени Щекот»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Семья

  1. Развивать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт;
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать представление о семье;
  6. Формировать умение действовать сообща.

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Части тела»
  3. Пальчиковая гимнастика «Веселые пальчики»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра-хоровод «Три веселых братца»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Ритмическая игра «На болоте старый пень»
  8. Сенсорная игра «Черепаха»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Ягоды

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (ягоды)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Лесные ягодки»
  3. Игра «Масло и варенье»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три».
  6. Пальчиковая гимнастика «Горошинки»
  7. Игра на подражание «Шагом,шагом,шагом»
  8. Сенсорная игра «На болоте старый пень»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок

Безопасность на дороге, транспорт, профессия «водитель»

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (безопасность на дороге)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
  3. Пальчиковая гимнастика «Лето»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра «Строим город».
  7. Игра на подражание «Семья приехала»
  8. Сенсорная игра «Кошки и мышки»
  9. Сенсорная игра «Паучок ходил по стенке»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, кубики, фигурки людей

Цветы

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (цветы)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
  3. Игра на подражание «Бабочка»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Ритмическая игра «Веселые лошадки»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Ритмическая игра «На болоте старый пень»
  9. Сенсорная игра «Черепаха»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, тканевой цветок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Грибы

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (грибы)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Грибок»
  3. Игра «Ветер по морю гуляет».
  4. Ритмическая игра «Веселые лошадки»
  5. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  6. Пальчиковая гимнастика «Море-океан»
  7. Ритмичная игра «Топики-топики»
  8. Игра на подражание «Шагом,шагом,шагом».
  9. Сенсорная игра «Кот по имени Щекот»
  10. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Насекомые: гусеница, божья коровка, бабочка

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  7. Формировать представления об окружающем мире (божья коровка, шмель, цветы)
  8. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт.
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
  3. Ритмичная игра  «Божья коровка»
  4. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
  5. Игра «Ветер по морю гуляет»
  6. Игра на подражание «Бабочка»
  7. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  8. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  9. Игра «Пляска с платочками»
  10. Игра с мыльными пузырями
  11. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок, бабочка с шуршащими крыльями, платочки, мыльные пузыри,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Дикие животные: ёж, медведь, заяц

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  7. Формировать представления об окружающем мире (ёж, медведь, заяц)
  8. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт.
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игра на подражание «Ветер»
  3. Пальчиковая гимнастика «Ежик»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Ритмическая игра «Следы»
  6. Игра на подражание «А где наш Миша?»
  7. Народная игра «Тетёрка»
  8. Сенсорная игра «Ежиная щекоталка»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  тактильный диск с декоративными элементами,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Спортивный инвентарь. Здоровье

  1. Развивать темповые характеристики речи
  2. Развивать способность подражать
  3. Развивать мелкую моторику;
  4. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  5. Формировать схему тела.
  6. Формировать умение ждать своей очереди
  7. Формировать представления об окружающем мире (туалетные принадлежности)

Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт.

  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Душистое мыло»
  3. Сенсорная игра «Наши детки умывались»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Ритмичная игра «Ритмическое эхо» 
  6. Игра на подражание «Раз, два, три»
  7. Игра на подражание «Я зайчик, я котик!»
  8. Сенсорная игра «Цапки»
  9. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,

Герои сказок К.И. Чуковского, А.Л. Барто,

С. Я. Маршака,  А.С. Пушкина

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (детские игрушки)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Ушки-рожки»
  3. Ритмическая игра «Улитка»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет»
  5. Игра на подражание «Раз, два, три»
  6. Игра на подражание «Шоколадное стихотворение»
  7. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  8. Музыкально-ритмическая игра "Барабан"
  9. Сенсорная игра «Кошки и мышки»
  10. Сенсорная игра «Паучок ходил по стенке»
  11. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  тактильная панель с декоративными элементами

Пожарная безопасность Профессия - пожарный

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (пожарная безопасность)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Пальчиковая гимнастика  «Радуга»
  3. Ритмическая игра «Два зайчика»
  4. Игра «Ветер по морю гуляет».
  5. Игра-хоровод «Три веселых братца»
  6. Игра на подражание «Раз, два, три»
  7. Игра на подражание ««Лягушки на зарядке»

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,

Дары лета:  фрукты

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (фрукты)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Игра «Ветер по морю гуляет»
  2. Пальчиковая гимнастика «Детский сад»
  3. Игра на подражание «Раз, два, три»
  4. «Игра на подражание «Шоколадное стихотворение»
  5. Игра «Ты, веревочка, крутись...»
  6. Игра на подражание «Вот так!»
  7. Сенсорная игра «Паучок ходил по стенке»
  8. Ритуал окончания занятия.

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

Дары лета: овощи

  1. Развивать способность подражать
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Способствовать осознанию ребенком себя как личности.
  4. Формировать схему тела.
  5. Формировать умение ждать своей очереди
  6. Формировать представления об окружающем мире (овощи)
  7. Развивать сенсорную сферу и обогащать сенсорный опыт
  1. Ритуал начала занятия
  2. Пальчиковая гимнастика «Горошинки»
  3. Сенсорная игра «Ветер по морю гуляет»
  4. Игра на подражание «Раз, два, три»
  5. Игра на подражание «Идёт по травке дождик»
  6. Игра на подражание «Есть две ножки, чтоб бежать!»
  7. Ритуал окончания занятия

Кукла, волшебный мешочек, колокольчик, платок,  доска магнитно-маркерная BoardSYS

3.Организационный раздел программы

3.1. Материально – техническое обеспечение

Специализированное помещение

Наименование

Площадь

Количество мест

1.

группа «Родничок»

48,2 кв.м.

12

Учебное оборудование:

  • доска магнитно-маркерная BoardSYS,
  • столы детские;
  • стулья детские;
  • тактильный диск с декоративными элементами;
  • тактильная панель с декоративными элементами;
  • кукла;
  • мешочек;
  • бумажные листья;
  • колокольчик;
  • кубики;
  • платок;
  • мяч;
  • звенящий молоточек;  
  • игрушки с наполнителями;
  • зеркало;
  • перчаточные игрушки.

3.2. Учетно-отчетная документация

  • журнал посещаемости детьми коррекционно-развивающих мероприятий;
  • мониторинг развития детей.

3.2. Методическое обеспечение

Данная программа разработана на основе представленных авторских работ и методических рекомендаций:

  • Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова Г.М. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
  • Ларечина Е. В.  Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка, - СПб.: Речь,2004.- 160.

3.4. Методическая литература

  1. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова Г.М. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
  2. Крупенина А.В., Никифорова Г.В. Рекомендации по разработке психологических программ// Справочник педагога-психолога. Детский сад.-2013.-№10.-с.4-16.
  3. Ларечина Е. В.  Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка, - СПб.: Речь,2004.- 160.
  4. Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. – СПб: Речь, 2003.
  5. Полное собрание стихотворений и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей/ Дж. Силберг, П. Скиллер // Пер. с анг. Т.И. Попова.-МН.: ООО «Попурри», 2005.-576с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, направленное на понимание своего тела и обретение гармонии с окружающим миром

Цель:  продолжить знакомство детей с различными  эмоциями: радость,  злость, удивление, страх, горе, интереса.Задачи:учить детей различать эмоции по схематическим изображениям и передав...

Коррекционно - развивающая программа педагога – психолога «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Цель программы - развитие воображения, наблюдательности и логического мышления, восприятия; развитие тактильной чувствительности (пальчиковая гимнастика, подвижные коллективные игры); развитие творчес...

Рабочая программа педагога - психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...

Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группы Раздел: Психологическая коррекционно-развивающая работа Тема: Что такое хорошо и что такое плохо?

Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группыРаздел: Психологическая коррекционно-развивающая работаТема: Что такое хорошо и что такое плохо?...

Рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...