проект«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Потафеева Тамара Григорьевна

        Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных областях работы с умственно отсталыми детьми. Фольклор- народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Он является источников любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Паспорт проекта

Проект: «Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей с ОВЗ»

Автор проекта: Потафеева Тамара Григорьевна

Тип проекта: творческо – игровой

Продолжительность  проекта:  долгосрочный (сентябрь – май)

Участники: дети с ОВЗ, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей: 4-7 года

Актуальность проекта

       «Каждый человек имеет право на образование»,- так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу разных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети с умеренной и тяжелой умственной и речевой отсталостью.

        В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям данной категории. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики- повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

         Дети со сложной структурой дефекта представляют собой большую группу детей с ограниченными возможностями. Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются грубые нарушения всех сторон психики : внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

          На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей данной категории. Работники образования в настоящее время относительно свободны в выборе образовательных программ: наряду с основными используют дополнительные.

        Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных областях работы с умственно отсталыми детьми. Фольклор- народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Он является источников любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

          Известно, что для плодотворного общения воспитателя и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Детский фольклор- сказки и малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры- песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства- звуковые, речевые, смысловые.

Цель проекта: способствовать речевому развитию детей с ОВЗ средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта

для детей:

  • знакомить детей с малыми формами фольклора;
  •  внимательно слушать и запоминать предложенный материал;
  • использовать фольклорный материал в повседневной жизни;
  •  развивая речь, добиваться правильного и четкого произношения слов;
  • поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • побуждать детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

для педагогов:

  • проанализировать теоретический материал по данной теме;
  • определить основные методы использования малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста;
  • разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации данного проекта.
  • помочь детям в освоении разговорной речи;
  • способствовать обогащению активного словаря детей;
  • самореализация.

для родителей:

  • совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы;
  • способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников в проводимой работе;
  • выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения.
  • определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях. Выяснить, насколько активно применяют родители малые фольклорные формы.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Проведение занятия – развлечения с использованием произведений малых фольклорных жанров.

Название итогового мероприятия проекта:

«Коток-воркоток»

Ожидаемые результаты по проекту

для детей:

  • сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • словарь детей к концу году обогатится новыми словами,  выражениями;
  • будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
  • воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

для педагогов:

  • повышение теоретического уровня по теме проекта;
  •  внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
  •  самореализация;
  • обобщение и распространение опыта.

 для родителей:

  • сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;
  • повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;
  • сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  1. Подбор материала по теме «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей с ОВЗ».
  2. Анкета для родителей: «Что вы знаете о русском народном фольклоре».
  3. Разработка перспективного плана к проекту.
  4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  5. Подборка произведений малых фольклорных жанров.
  6.  Создание предметно - развивающей среды.
  7. Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

II этап – практический

Формы работы с родителями

Акция:

«Подарим детям книги»

Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам

Анкетирование

Что вы знаете о русском народном фольклоре

Консультации, рекомендации, памятки

«Развитие речи с детьми с ОВЗ средствами фольклора»

«Потешка в помощь маме»

«Чем занять ребенка в выходные?»

«Какие сказки читать детям?»

Родительское собрание

«Фольклор, как средство развития речи».

Оформление папки-раскладки для родителей

Разработка буклетов для родителей

«Развивая движения - развиваем речь»

«Мы – читающая семья»

«Рука развивает мозг»

(пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора)

«Потешки  в период адаптации дошкольника в ДОУ»

Изготовление пособий, дидактических игр по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами

«Разрезные картинки», « Узнай героя»,

«Закончи сказку», «Подбери картинку», «Разложи по порядку», «Отгадайте название рнс по иллюстрации»,  и др.

Показ театров с использованием русских  народных  персонажей

«Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др.

Семейный проект

Выставка творческих работ семей воспитанников «Любимая сказка нашей семьи»

Совместное создание книжек-самоделок на основе фольклорного произведения.

Развлечение с родителями  

«Как зайка сказку свою искал»

Формы работы с детьми

Сентябрь

Рассказывание р.н.с «Курочка ряба», «Репка»

Потешки: «Киска, киска, киска брысь…»,  «Водичка, водичка…»,  «Ладушки, ладушки…», «Ножки, ножки, где вы были…»

Театрализованная игра «Кто это?»

Пальчиковая игра: «Пальчик - мальчик», «По грибы…»

Лепка: «Яичко» по сказке «Курочка Ряба»

Рисование:  по потешке «Водичка, водичка…»

Октябрь

Рассказывание р.н.с «Теремок», с показом настольного театра

Драматизация по сказке: «Курочка Ряба»

Потешки: «Шла лисичка по мосту», «Жили были сто ребят…» , «Ай, качи-качи-качи…»

Словесная игра «Кто позвал?» (угадать  по голосу)

Пальчиковая игра: «Семья», «Сорока-белобока»

Аппликация: «Украсим домик» по сказке «Теремок»

Лепка: «Баранки» по потешке «Ай, качи-качи-качи…»

Ноябрь

  1. Рассказывание р.н.с «Колобок», с показом настольного театра
  2. Хороводная игра -  драматизация по сказке: «Теремок»
  3. Потешки: «Пошел котик на торжок …»,
  4. «Чики-чики, чикалочки…»
  5. Словесно-дидактическая игра: «Зеркало»
  6. Пальчиковая  игра: «Пряничек», «Встали пальчики…»
  7. Рисование: «Колобок»

Декабрь

Рассказывание р.н.с  «Волк и козлята»

Драматизация по сказке: «Колобок»

Инсценировка потешки: «Пошел котик на торжок».

Потешки: «Кисонька-мурысинька…», «Нам водичка добрый друг…»

Словесная игра: «Птички»

Пальчиковая игра: «Апельсин»

Лепка: «Пирожок» по потешке «Пошел котик на торжок…»

Январь

Рассказывание р.н.с «Заюшкина избушка»

Игра-инсценировка с игрушками по сюжету рнс «Волк и козлята»

Обыгрывание потешки «Кисонька-мурысинька…»

Колыбельные: «Уж ты, котинька-коток…», «Баю, баю, за рекой…»

 Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей

  1. Пальчиковая игра: «На лесной лужайке»
  2. Конструирование: «Заюшкина избушка»

Февраль

Рассказывание р.н.с «Маша и медведь»

Драматизация сказки: «Заюшкина избушка» 

Потешки: « Еду-еду к бабе, к деду…», «Как на тоненький ледок…»

Словесная игра «Угадай, о ком говорю»

Пальчиковая игра: «Пирог» 

Лепка пирожков для мишки по сказке «Маша и медведь»

Март

Рассказывание р.н.с «Рукавичка»

Инсценировка по сюжету р.н.с «Маша и медведь»

Потешки – небылицы: «На березе сидит заяц…», « Ехал Ваня на коне…»

Игра: «Закончи фразу»

Пальчиковая игра: «Белка»

Аппликация: « Украсим рукавичку» по сказке «Рукавичка»

Апрель

Рассказывание р.н.с «Кот, петух и лиса»

Драматизация по сказке: «Рукавичка»

Потешки: «Петушок, петушок...», «Огуречик-огуречик…»

Заклички: «Весна, весна, красная…»; «Солнышко, солнышко…»

Мнемотехника. «Угадай сказку по картинке»

Пальчиковая игра: «На полянке дом стоит»

Раскрась петушка по потешке: «Петушок, петушок...»

Май

Рассказывание р.н.с «Три медведя»

Инсценировка по сказке: «Кот, петух и лиса»

Обыгрывание потешки «Рано – рано по утру…»

Заклички: «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга…»

Потешки: «Наши уточки с утра…»,

Пальчиковая игра: «Капустка», «В гости к пальчику большому…»

Лепка: «Мисочки для медведей» по сказке: «Три медведя»

Презентация: «Герои сказок. Загадки с ответами»

III этап – заключительный.

  1. Показ открытого  развлечения с использованием произведений малых фольклорных жанров.
  2.  Презентации проекта «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с  использованием устного народного творчества» коллегам и родителям воспитанников.
  3. Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.
  4. Оформление выставки «Наши любимые сказки».
  5. Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.

Результативность проекта:

 У воспитанников повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей  обогатился. Многие знают потешки, песенки, игры, сказки.  Речь  многих детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Дети активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания  в изобразительной деятельности. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

      У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Заключение

         Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
         Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.

          Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа коррекционно-развивающие обучение и воспитание. Москва «Просвещение» 2011 г.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010
  3. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  6. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.
  8. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4
  9.  Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры. М: «Просвещение», 2009г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

Проект "Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Народные и современные формы малого фольклора действительно помогают развить речь ребенка младшего возраста, у них только начинает формироваться речь, поэтому песенки, пословицы, скороговорки - отличн...

«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....

Проектная работа. «Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста». (от2 до 3лет).

Проектная работа. «Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего  дошкольного возраста». (от2 до 3лет)....