КОНСУЛЬТАЦИЯ "Обучение звуковому анализу детей 5-7 лет"
методическая разработка по развитию речи
Формировать фонематическое восприятие у детей: (способность воспринимать и различать фонемы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_zvukovomu_analizu_detey_1.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение звуковому анализу детей 5-7 лет
Первый этап обучения пройден: у ребенка сформировалось фонематическое восприятие: (способность воспринимать и различать фонемы). Он определяет нужный звук в слове, подбирает слова, в которых имеется данный звук, сравнивает отдельные звуки. Но это не значит, что он научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ – это назвать звуки в той последовательности, в какой они в этом слове находятся, дать характеристику каждого звука.
Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, воспитатели ДОУ – это звуко-буквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что дети сначала знакомятся со звуками, и лишь затем с буквами, которые их обозначают. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и наоборот; объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.
Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко, избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.
Дошкольникам сложно усвоить такие понятия, как: «речь», «предложение», «слово», «буква», «звук». Ведь для того, чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Здесь на помощь приходят игры, которые для дошкольников имеют большое значение. Использование в их в учебном процессе и создание игровых ситуаций приводит к тому, что ребенок незаметно для себя, без особого напряжения приобретает знания, умения и навыки.
Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. (Летят жуки и жужжат: жжжжжжжжжжжжжжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др).
Формирование звукового анализа и синтеза слов имеет свои этапы. Сейчас я их вам назову и к каждому этапу представлю некоторые дидактических игры, которые помогут ребенку успешно усвоить все этапы.
Этапы формирования звукового анализа и синтеза.
1. Определение начального звука в слове | А). Назови игрушки (мебель, посуду), в названии которых есть звук…. Б). «Магазин». Покупаем слова со звуком «С»: сыр, сахар, капуста. |
2. Вычленение звука в начале слова | А). Я знаю 5 слов со звуком «С»: сок – 1, сад – 2…. Б). Буква потерялась: …. ыба (рыба). В). Маше и Наташе на день рождения подарили подарки: Маше –на звук «М», Наташе – на звук «Н». |
3.Вычленение звука в конце слова | А). Поймай последний звук в ладошку. Какой звук поймал? Произнеси слово, последний звук выдели голосом (карандашшшш). Б). Звуковая «цепочка»: Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Называем слова, выделяя голосом последний звук – ребенок придумывает на него слово: нос – сова – аист… |
4. Развитие умения дифференцировать твердые – мягкие звуки | А). Подарки Маше и Мише (см. выше). Б). Назови звуку мягкую пару. В). Скажи наоборот. |
5. Определение последовательности и звуков места другим звукам | А). Угадай слово: м…ы…ш…к…а. Б). Кто в домике живет? Среди картинок выбрать те, в названии которых 3, 4, 4 звуков, поселить их в домик с 3, 4, 5 окошками. |
6. Определение количества слогов в слове | А). Встречу слово на дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слоги. Ребенок произносит слово по слогам, отбивая слоги мячом. Б). Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграть готовы. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть: са-хар, ша-ры. |
7. Полный звуковой анализ и синтез слов | А). Составить слово из первых звуков других слов. Грибы. Нос. Обруч. Мох. - ГНОМ |
Ниже приводится памятка для родителей и воспитателей по формированию у детей навыка звукового анализа и синтеза.
Памятка для родителей.
Последовательность звукового анализа.
- Произнеси слово и послушай его.
- Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
- Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? - (гласный или согласный, если согласный – твердый или мягкий?)
- Обозначь выделенный звук фишкой.
- Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный – твердый или мягкий?)
- Обозначь выделенный звук фишкой.
- Произнеси слово так, чтобы выделить последний звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный – твердый или мягкий).
- Обозначь выделенный звук фишкой.
- Назови все звуки по-порядку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение звуковому анализу детей с ЗПР
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...