Методика раннего прогнозирования школьных трудностей (по методике М.М.Безруких)
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Семёхина Светлана Георгиевна

Статья содержит краткий анализ методики раннего прогнозирования школьных трудностей Безруких М.М. Статья будет полезна педагогам и родителям обучающихся предшкольного возраста, станет навигатором для использования интересного и многогранного диагностического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика раннего прогнозирования школьных трудностей

у детей 6 – 7 лет (по методике М. М. Безруких) 

учитель-логопед: Семёхина Светлана Георгиевна

Марьяна Михайловна Безруких (дата рождения - 13 августа 1945 года) — советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО (с 2004 г.), лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (с 1996 г.).

Мы рассмотрим методику раннего прогнозирования школьных трудностей, предложенную М.М.Безруких. Данная методика позиционируется как интегральная диагностика развития ребенка, включающая изучение ряда параметров:

- функционального развития и состояния здоровья;

- интеллектуального и речевого развития;

- развития координации движений;

- зрительного восприятия и ряда интегративных особенностей.

Цель данной методики – выявление у ребенка факторов риска в развитии, и, если они есть, подбор вариантов компенсации и коррекции в обучении и воспитании, максимально подходящие этому ребенку.

Методика предусматривает использование необходимого оборудования, в том числе анкеты для родителей.

Анкета №1 – «Развитие ребенка до школы» - в возрасте до года, от 3 до 5 лет, в возрасте 5 – 6 лет. Эта анкета позволяет определить отдельные факторы риска или их комплекс в раннем развитии ребенка. Автор методики выделяет три группы факторов риска:

1 – нарушения в состоянии здоровья;

2 – нарушения в поведении, свидетельствующие о слабости центральной нервной системы и о неблагополучном психоневрологическом статусе ребенка;

3 – нарушения в функциональном развитии до школы (задержка в речевом и моторном развитии)

Анкета №2 – «Расскажите о своем ребенке» - поможет найти правильную тактику общения с ребёнком, с родителями, а также дает представление о совместной деятельности педагогов и родителей.

Направления диагностики.

После опроса родителей проводится непосредственная диагностика, где исследуются такие направления как:

  • Показатели деятельности и общего развития (задания 1-7);
  • Речевое развитие (задания 8-9);
  • Развитие мелкой моторики и графических умений (задания 10-13);
  • Зрительное восприятие (задания 14-18);
  • Интегративные умения:
  1. Зрительно-моторные координации (задания 19-21);
  2. Сенсомоторная интеграция (задание 22);
  3. Слухомоторная интеграция (задание 23).
  • Дополнительное исследование – определение ведущей руки.

Анализ организации деятельности.

Для анализа организации деятельности М.М.Безруких представила таблицу, в которой учитывают такие показатели как:

  • способность ребёнка понять инструкцию;
  • умение планировать свою деятельность;
  • длительность работы;
  • отношение к неудаче;
  • темп работы.

Для каждого показателя есть свои варианты оценки, в том числе неблагоприятные, помеченные звездочкой.

Можно отметить, что ребенок может в целом справиться с работой, не испытывая трудности, либо деятельность ребенка сформирована: замедлена или ускорена, инструкция понимается с помощью взрослых, требует контроль взрослых, а самый неблагоприятный вариант – непонимание инструкции, неприятие помощи, хаотичная деятельность.

Итак, к факторам риска относятся следующие показатели деятельности и общего развития:

- неспособность понять инструкцию и трудности выполнения даже при помощи взрослых;

- трудность работы без отвлечения в течение 5 – 7 минут;

- выраженная отрицательная реакция на неудачу;

- низкий запас сведений;

- недостаточная способность правильно понимать вопросы, отвечать на них и объяснять свои действия.

Анализ речевой деятельности. 

Оценивается:

  • запас слов;
  • способность правильно строить предложения;
  • грамматическая правильность речи;
  • понимание;
  • качество звукопроизношения и артикуляции;
  • звуковая сторона речи (просодика)
  • специальная оценка умения определять близкие по звучанию звуки и выделять на слух отдельные звуки в слове.

К факторам риска относятся:

- бедный словарный запас;

- трудности в построении предложений;

- трудности артикуляции, нарушения звукопроизношения;

- трудности звукобуквенного анализа.

Анализ развития моторики, зрительного восприятия, комплексных интегративных умений.

 Анализ развития моторики, зрительного восприятия, комплексных интегративных умений во многом определяют формирование навыков чтения и письма. При выполнении заданий оценивается качество – плюс или минус, показатели организации деятельности, латерализация.

Факторы риска при исследовании мелкой моторики и графических умений:

- скованность, низкая координация движений;

- неловкость;

- недостаточная способность чертить вертикальные и горизонтальные линии;

- неровность, нечеткость штриха, неправильное положение ручки, напряжение руки.

Факторы риска при исследовании зрительного восприятия:

- неспособность правильно и достаточно быстро выполнить задание.

Факторы риска при исследовании интегративных умений:

- неспособность выполнить задание или неточность.

Фиксирование результатов диагностики.

Автором предложена таблица. Данный образец можно использовать как протокол обследования, где даны общие сведения о ребенке, далее сама таблица, где в первой колонке обозначены направления исследования, во второй, третьей и четвертой колонках педагог проставляет баллы за выполнение диагностических заданий.

  • Плюс или 1 балл  – успешное выполнение задания
  • Минус или 2 балла  – наличие факторов риска (недостаточное четкое или недостаточное правильное выполнение, выполнение с помощью)
  • Два минуса или 3 балла – выраженные факторы риска ( неспособность

 

выполнить задание даже с помощью)

Далее автором предложены средние баллы факторов риска в развитии школьно-значимых функций.

В конечном итоге нам важно спрогнозировать вероятные школьные трудности в обучении конкретного ребенка и на основании этого прогноза разработать индивидуальную программу подготовки к школе.

Объединив некоторые факторы, М.М.Безруких выделила следующие группы факторов риска при прогнозе школьных трудностей:

1 группа – отклонения в состоянии здоровья;

2 группа – нарушения поведения и здоровья, связанные с отклонениями в состоянии психоневрологического статуса;

3 группа – нарушения в функциональном развитии, несформированность вербально-логического и наглядно-образного мышления, недостаточный запас сведений и знаний:

-задержка или нарушения речевого развития;

- несформированность моторных функций;

- несформированность или недостатки зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций;

- несформированностоь или недостатки сенсомоторной и слухомоторной интеграции;

4 группа – несформированность и нарушения деятельности.

В зависимости от Факторов риска автор предлагает те или иные пути решения проблем. Это может быть и щадящий режим, и противопоказание использования усложненных программ и дополнительной нагрузки, индивидуальные подход, специальная система коррекционной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика раннего выявления дислексии и дисграфии

Методика раннего выявления дисграфии и дислексии...

«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»

Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...

Школьные трудности и школьная неуспешность

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. П...

Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школьному обучению (подборка методик).

Методика фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе....

Методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Керна Йерасека

Методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Керна Йерасека...