Пример разработки рабочей программы по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Жманкова Елена Андреевна

Пример разработки рабочей программы  по коррекционно-развивающей

работе с детьми с ОВЗ

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пример разработки рабочей программы  по коррекционно-развивающей

работе с детьми с ОВЗ

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание:
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….
стр.3
1.2 Цели, задачи, условия и формы реализации программы………………………………………………………………...стр.5
1.3 Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы…………………………………....стр.6
1.4 Цели и задачи психолого-педагогической работы в образовательной области «Музыка»…………………………...стр.7
2. Содержательный раздел
2.1 Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ…………………………………………стр 8
2.2 Индивидуальная программа развития ребенка – инвалида по зрению……………………………………………… стр.10
2.3 Содержание диагностико-мониторинговой деятельности…………………………………………………………….стр.13
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы………………………………………………………………….стр.14
3.2 Работа с родителями……………………………………………………………………………………………………...стр.15
3.3 Перспективный план индивидуальной коррекционной работы на ..............…………стр.17

 

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах России. Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются
документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции в образовании.
В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности системы образования. В методическом
письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно.
Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Актуальность проблемы
Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования ребенка в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с  индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, социальных работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.
Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества. Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в
развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса.

 

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, воспитывающихся в общеобразовательных учреждениях, должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей, и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом в дальнейшем подготовить его к обучению в школе.
Для оказания помощи детям в ДОУ организована целенаправленная педагогическая деятельность. Работа строится в тесной взаимосвязи специалистов ДОУ: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, старшая медсестра. Они разрабатывают и реализуют индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми - инвалидами,
которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется как в дошкольном учреждении, так и на дому (по индивидуальным показаниям) и имеет как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические, обусловленные иными возможностями ребёнка, медленным темпом освоения
материала, структурой дефекта, его индивидуальными способностями, характером заболевания.
Для определения задач и целей по воспитанию и обучению детей-инвалидов:
 -  составляется характеристика на воспитанников,
 - составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи,
 - определяется объем образовательной нагрузки для детей-инвалидов дошкольного возраста при обучении и воспитании на дому продолжительностью – 2 часа в неделю,
 - собираются индивидуальные сведения о ребенке-инвалиде (данные патронажа на дому, сведения о родителях и семье, справка медицинской экспертизы и др.).
Программа коррекционно-развивающей работы разработана по методике арттерапии с детьми-инвалидами, целью которой является коррекция нарушений здоровья средствами музыкального искусства. Проведение музыкальных занятий способствует созданию атмосферы
психологической защищенности и доверия ребенка к педагогу, взаимопонимания и взаимодействия, снижению эмоционально-психологического напряжения, формированию положительных эмоций, обеспечению чувства комфортности ребенка в эмоционально-двигательном самовыражении, осознанию и осмыслению собственного «Я», преодолению барьеров в общении, формированию
коммуникативных навыков, развитию внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии.
Данная рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является компилятивной и составленной на основе:

примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)
 авторской программы Котышевой Е.Н. «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
 методического пособия Арсеневской О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду
Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи. Работа музыканта в дошкольном учреждении не должна подменять или копировать работу логопеда. Но, тщательно отбирая музыкальный материал, используя эффективные методы и приемы в работе, музыкальный руководитель может подготовить почву для работы логопеда.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание,
память, мышление.
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ОВЗ.
Определение ценностных ориентиров:
 -  регулирование психовегетативных процессов
 - регуляция психоэмоционального состояния
 -  повышение социальной активности
 -  коррекция коммуникативной функции
 -  активизация творческих проявлений
Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
1.2 Цели, задачи, условия и формы реализации программы
Цель: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями средствами музыкальной деятельности.
Построение системы, предусматривающей коррекционно - полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного
учреждения и родителей дошкольников с ОВЗ.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи коррекционной работы:
 -  способствовать развитию и коррекции психических процессов
 - стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка
 -  формировать произвольную регуляцию поведения
 -  развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности  -  вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

 

 формировать представления об окружающем мире
 воспитывать культурные привычки в процессе общения со взрослыми и детьми
Условия реализации программы:
- хорошо освещенная, проветриваемая, достаточно просторная комната-зал с хорошей звукоизоляцией для избежания посторонних
звуков, которые могут помешать процессу;
- набор музыкальных инструментов;
- использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио.
Срок реализации программы – один год. Для проведения индивидуальных и подгрупповых музыкально-коррекционных занятий создано безопасное пространство, обстановка подобрана специально для музыкальной терапии.
Музыкальные коррекционные занятия имеют особенности в построении и отборе репертуара. Прежде всего, это игровой материал:
- игры со словом;
- музыкально-дидактические игры;
- игры с пением и хороводы;
- этюды на развитие мимики, жеста;
- игры на развитие ориентировки в пространстве;
- игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, народных);
- упражнения, направленные на развитие основных движений, мелкой моторики рук (с предметами и без них), на активизацию
внимания, на координацию движений,
- танцевальные и плясовые движения.
Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности
Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Развитие координации движений.
Музыкотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие сенсорной культуры.
1.3. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы
Программа имеет в своей основе следующие принципы:

 принцип единства диагностики и коррекции развития (соответствие цели и содержания коррекционной работы)
 принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития (индивидуальный подход к ребенку)
 -  деятельностный принцип (выбор средств, способов достижения поставленной цели)
 -  принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса)
 -  принцип наглядности (единство чувственной и логической ступеней познания)
 -  принцип учета эмоциональной сложности материала (стимулирование положительных эмоций)
 - принцип комплексности (связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия)
 -  принцип индивидуализации (учет возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка)
Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство коррекции, профилактики и развития детей с ОВЗ в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий.
Связь с другими образовательными областями:
«Физическое развитие»
Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
«Социально- коммуникативное развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу .
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
«Художественное-эстетическое развитие»
Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
«Речевое развитие» Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
1.4 Цели и задачи психолого-педагогической работы в образовательной области «Музыка»
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности
эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой.
o Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух.
o Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма.
o Формировать певческий голос и выразительность движений.
o Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах.
o Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.
Слушание. Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства, и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.

Продолжать учить различать и правильно называть песню,
танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой.

Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов- классиков (М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, С. Рахманинов, В. Моцарт, Р. Шуман, Л. Бетховен, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский).
Пение. Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Добиваться выразительного исполнения песен различного характера
в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст.
Музыкально-ритмические движения. Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных.
Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии. Продолжать развивать умение играть в ансамбле небольшие попевки, русские народные песни,
произведения композиторов-классиков.
2. Содержательный раздел
2.1 Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ

Стратегия построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения
4. Реализация намеченной программы.
В конце учебного года музыкальный руководитель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника ОВЗ и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.
2.2 Индивидуальная программа развития ребенка – инвалида по зрению.
Нарушение зрения – снижение зрительной функции разной степени выраженности. Эту группу составляют слабовидящие дети – дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,2 (20%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, а также дети с более высокой остротой зрения, но
имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций, например, резкое сужение границ поля зрения.
Оказание квалифицированной коррекционной помощи детям с нарушенным зрением наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов (воспитателей, логопедов, психологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) по оказанию помощи ребенку в ситуации развития.
Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. В существующей практике работы музыкального руководителя выделяются разные организационные службы сопровождения:
o выявление уровня творческих способностей воспитанников
o создание условий, способствующих их развитию
o реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций специалистов сопровождения.
Неотъемлемая часть коррекционной работы – индивидуальные занятия, где план, содержание, подбор репертуара диктуются индивидуальными особенностями, уровнем развития музыкальных умений и навыков.
Индивидуальный образовательный маршрут – ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного
времени. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями воспитанника, исходя из его конкретного диагноза.

 

 ПРимер ИОМ

 ОБщие сведения

 

Фамилия, имя ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Дата рождения 25/05/2009 г.
Домашний адрес, телефон ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Состав семьи: Родители-опекуны
ФИО матери, образование, место работы,
должность
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Средне - техническое, парикмахер, домохозяйка
ФИО отца, образование, место работы,
должность
Ф.И.О.
Техническое. Место работы:,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Жилищные условия Соответствуют нормам
Посещение группы: общая
Состояние здоровья ребенка, диагноз Атрофия зрительного нерва обоих глаз, кривошея, эпилепсия. Ребенок-инвалид.
Психолого-педагогический статус (уровень психического развития, уровень развития общения и деятельности, уровень усвоения ребенком программного материала)
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст
ребенка соответствует приблизительно 5 годам. Мальчик отличается гиперактивностью, в
разных ситуациях ведет себя не всегда положительно, но охотно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми. В совместные игры вступает не всегда, часто предпочитает
«игру рядом». Взаимоотношения с детьми в группе складываются в зависимости от
настроения мальчика.
Наблюдается несовершенство коммуникативных возможностей, специфика в протекании
процессов внимания, памяти, восприятия, существуют отклонения в формировании
моторных навыков, недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной
сферах.
Отмечаются трудности в восприятии и воспроизведении программного материала,
нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения,
повышенная эмоциональность, высокая возбудимость, неустойчивость внимания,
повышенная отвлекаемость. На занятиях быстро устает, истощается, нет усидчивости.
Часто переводит тему беседы на интересующие его абстрактные темы.
Не включается в образовательный процесс, большую часть времени занимается
посторонними делами.
Слабовидящему ребенку требуется больше времени на выполнение задания из-за
сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в
организации своей деятельности, неточности движений. Для Юры характерна
неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более
частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому. В данном случае нужна
дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения
задания.
Характеристика уровня психофизической подготовленности
Легкое нарушение координации движений.
Общая характеристика и рекомендации.

По результатам комплексного обследования сделано заключение о возможности

ПМПК, включая характер адаптации ребенка к условиям ДОУ регулярного посещения ребенком общей группы.
Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленную на стимуляцию
двигательной активности (все специалисты), коррекцию звукопроизношения
(логопед); развитие пространственных представлений, расширение запаса знаний об
окружающем мире (воспитатель), стабилизацию внимания, памяти (психолог), развитие
саморегуляции, самоконтроля (все специалисты), развитие навыков игрового
взаимодействия (воспитатель, музыкальный руководитель, психолог), развитие
музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности
воспитанника, гармонизацию родительского взаимодействия (психолог, воспитатель).
Рекомендовано проводить индивидуальную коррекционную работу по индивидуальному плану в образовательной области «Музыка» (10-12 минут с ребенком 2
раза в неделю).
придерживаясь гибкого графика, чтобы не лишать ребенка возможности поиграть с детьми.
Организационно-педагогические условия реализации ИОМ
Образовательные технологии, программы:
 «От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного
образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
 «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ» Е.Н.Катышева
 «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» -
корекционно-развивающая программа М.А.Федосеева
 Здоровьесберегающие технологии
Формы контроля и учета достижений ребенка с ОВЗ
– заполнение индивидуальной карты развития
- составление диагностического мониторинга
Здоровьесберегающие технологии

o Валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, задают позитивный
тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению);
o Дыхательная гимнастика (повышаются показатели диагностики дыхательной
системы, развиваются певческие способности детей.
o Артикуляционная гимнастика (повышаются показатели уровня развития речи
детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание).
o Оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок
детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных
путей).
o Игровой массаж (повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и
всего организма).
o Пальчиковые игры (развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают
координационные способности пальцев рук).
o Речевые игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности

Музыкотерапия:
- инструментальная музыкальная терапия
- вокалотерапия
- танцетерапия
- музыкальная релаксация
Данные технологии повышают иммунитет детей, снимают напряжение и
раздражительность, направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка, на
приобретение навыков расслабления, активный метод коррекции природных данных:
голоса, слуха, чувства музыкальной формы.
Планируемый результат коррекционно-
развивающей работы.
Разработанные в ДОУ системы коррекции показывают возможности детей с нарушением
зрения достигать достаточного уровня психического развития, преодолевая негативное
влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и
эмоциональной сфер личности.
Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении и коррекции нарушений
зрения позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии
слабовидящих детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию
зрительного восприятия у слабовидящих детей подтверждает значимость индивидуального
и дифференцированного подхода в системе общего развития ребёнка.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь
ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и
организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их
внимание, память, мышление.
2.3 Содержание диагностико-мониторинговой деятельности
Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности
оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия.
Для реализации поставленных задач необходимо осуществлять диагностико - мониторинговую деятельность в трёх направлениях:
 диагностика,
 контроль,
 мониторинг.


Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого педагога детского сада высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Кроме того, важно определить

средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем,
которые обеспечивают:
¬ игровую, познавательную, творческую активность воспитанников,
¬ двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
¬ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
¬ возможность самовыражения детей.
Оснащение музыкального зала для индивидуальной коррекционной работы:
- Наличие специализированной методической литературы
- музыкальный центр
- музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).
- детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка,
треугольник, колокольчики).
- «поющие» игрушки.
- звучащие предметы-заместители.
- ложки, палочки, молоточки, кубики.
- магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».
- музыкально-дидактические игры
- портреты композиторов
- альбомы по творчеству композиторов
- игрушки (по темам)
- наглядно - иллюстративный материал
- настольно-печатные музыкально-дидактические игры
- атрибуты для игр-плясок (согласно программному репертуару)
- кукольный театр
- картотека предметных картинок «Музыкальные инструменты»
3.2 Работа с родителями
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система
взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.

 

Совокупность педагогических условий, предопределяющих и обеспечивающих эффективное формирование начальных социальных компетенций у детей с ОВЗ, включает в себя:
o создание адаптивной образовательной среды ДОУ, направленной на интеграцию детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников;
o организацию процессов адаптации, коммуникации, здоровьесбережения, социализации на основе экспериментальной программы социального развития детей с ОВЗ, способствующей обогащению опыта их социального взаимодействия;
o определение индивидуального образовательного маршрута дошкольников с ОВЗ с целью выравнивания их стартовых возможностей для успешного вхождения в детско-взрослое сообщество;
o выработка единых взглядов и требований к процессу сопровождения ребенка с ОВЗ в ходе продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Основное содержание работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ - формирование межличностных взаимоотношений между ребёнком и его родителями. Успешность развития ребёнка с ОВЗ зависит в первую очередь, от активной позиции родителей, которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений, в становлении его психической деятельности.
Специалисты оказывают:
- квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
- создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду;
- выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком;
- формируют уверенный и спокойный стиль воспитания
Формы работы с родителями:
 консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств
 вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ
 социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье
 выявление уровня требований родителей к дошкольному образованию и воспитанию
 повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации)
 вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно- пространственной среды);
 совместная культурно-досуговая деятельность
Доступным для детей с ОВЗ образовательное учреждение делают педагоги и родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы в детском саду и дома, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности. 

3.3 Перспективный план индивидуальной коррекционной работы на ,,,,,,,,,,,,,,,,
Циклограмма   Месяц № недели

Восприятие музыки
Здоровьесберегающие технологии
Пение

Музыкально-ритмические движения
Игровая деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей индивидуальной программы педагога по работе с детьми с ОВЗ

Первым идею интегрированного обучения и воспитания высказал Л.С. Выготский: "Мне представляется, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра с...

Пример циклограммы рабочего времени педагога-психолога

Пример циклограммы рабочего времени...

Пример распределения рабочего времени старшего воспитателя в ДОУ

Циклограмма деятельности старшего воспитателя...

Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания

В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...

Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"

Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы по робототехнике МБДОУ №9

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы по робототехнике МБДОУ №9...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...