Консультация для родителей "Прекрасные возможности)"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Кубик – одна из самых простых игрушек. Но специалисты считают его необыкновенно удачным носителем информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_kubiki.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Прекрасные возможности

(консультация для родителей)

Кубик – одна из самых простых игрушек. Но специалисты считают его необыкновенно удачным носителем информации.

Какое ласковое и  простое слово «кубик»! Какая удивительно красивая и законченная форма – куб! Нечто большее, чем игрушка. Дар взрослого человека – маленькому, послание от одних людей к другим на все времена.

Форма – это…

О чем же рассказывает это чудесное послание? О том, что в огромном мире очень много предметов скопировали кубическую форму – и как талантливо, неповторимо!

Каждый кубик, как настоящий эталон, хранит в себе информацию для внимательных глаз и чутких пальчиков малыша. Это своеобразный рассказ о цельности и слитности формы, о прямолинейности контура, о симметрии и пропорции. Ровные и равные между собой плоскости куба идеально приспособлены для изображения разных объектов окружающего мира. Кубики – необыкновенно удачные носители информации. Во-первых, здесь ее можно разместить втрое больше обычного. Во-вторых, картинки на таких объемных носителях при желании становятся удивительно подвижны. Они «мелькают» (проходят) перед взором ребенка, приучая активнее искать нужное изображение. Это не статичная картинка на книжной странице. Кубик можно крутить – вертеть в разных направлениях. На его гранях умещается до шести однородных объектов. По этим картинкам кроха узнает о порядке вещей в нашем мире, усваивая зачатки таких понятий, как группировка, классификация.

Делаем выбор

Сегодня кубиков с картинками продается великое множество. С чем же познакомить младенца в первую очередь – вопрос далеко не праздный. Чтобы грудничок мог исследовать все достоинства кубической формы, необходима игрушка, соразмерная детской руке. Тогда кроха сможет держать ее уверенно и с удобством. Если кубик твердый (деревянный либо пластмассовый), бросать его – настоящее наслаждение. В зависимости от силы удара звуки получаются очень разные. Мягкие кубики из ткани доставят удовольствие иного рода. Их так приятно сжимать в руке! Они совершенно безопасны, а значит, подойдут для самых смелых экспериментов. Мягкий характер – лишь одно из достоинств игрушки. Матерчатый кубик не имеет ограничений в размерах. Чем больше его сторона, тем крупнее картинка. Для грудничка это очень важно!

Первый вид

Кубики с предметными картинками

 По мнению специалистов, четкий рисунок вызывает у младенца такую же речевую и двигательную активность, как реальный предмет. При этом изображение должно быть достаточно крупным, ясным, обведено толстым черным контуром. Фон - одно – или двухцветный. Кроме того, грудничку легче рассмотреть на картинке собачку или кошечку, если животное изображено в  статичной позе и не отделено «линией земли».

На самых первых предметных кубиках представлены игрушки, посуда, еда, животные…

Сначала малыш учится рассматривать, находить и показывать знакомые предметы, потом называть их.

Созерцая картинки на кубике, ребенок усваивает очень важную информацию:

  • Один и тот же цвет могут иметь совершенно разные объекты, например: «вишенки» и «свитер»; «гусь» и «лошадка»; «груша» и  «самолетик» ;
  • Предметы могу состоять из разных по цвету частей (деталей);
  •  Очень многие предметы можно назвать ласково: «зонт» - «зонтик», «часы» - «часики», «туфли» - «туфельки».

Постепенно у крохи прибавляется работы с предметными кубиками.

Малыш начинает запоминать и различать детали изображения, называть части знакомых предметов (у машины – колесо, руль….); группировать картинки по назначению предметов (игрушки, одежда), по другим отличительным признакам; указывает на цвет, форму и размер предмета и выбирать изображения по заданным свойствам.

Не так давно в семействе предметных кубиков появились совершенно особенные.  рисунках здесь повторяются одни и те же объекты. Вот большое спелое яблочко, а вот яблоня со многими яблочками, вот один игрушечный медвежонок, а вот целая семейка медвежат. Такие «глубокие» по содержанию кубики дают больше возможностей для развития восприятия и мышления крохи. Объекты на  картинках расположены разными способами: один в другом (яблоки в ведерке, попугай в клетке), один на другом (бабочка на ромашке), рядом, один перед другим. Число их тоже различно. Вот предмет один, а вот их уже много (мишка и мишки, яблоко и яблоки, ромашка и ромашки).

Нечасто удается встретить подобные умные кубики. И встречу эту желательно не пропустить!

Какие открытия помогут сделать малышу кубики?

  • Одинаковых (похожих, однородных) предметов может быть много, а слово для их обозначения – одно;
  • Один и тот же предмет может иметь разные названия: «ромашка» и «цветок»;
  • Один и тот же предмет может выполнять разные действия и наоборот, разные предметы – действия одинаковые: бабочка – сидеть и смотреть; медвежонок – сидеть и улыбаться…

Второй вид

Кубики с мало сюжетными картинками

Этот вид кубиков появился сравнительно недавно. Долгое время считалось, что сюжетными могут быть только кубики с фрагментами известных сказок. А в лидерах были деревянные изделия. Однако младенцу требовалось нечто иное. В идеале – кубики с крупными рисунками, где один персонаж  на каждой картинке выполнял простое и понятное действие. Сюжеты, как правило, повторяются: либо один герой совершает разные действия, либо разные герои делают что-то подобное. Такие кубики помогают развить представление о подобии и многообразии предметов, их признаков, манипуляций с ними. Игрушка действует понятно, быстро и непосредственно.

Вот перед малышом стоит башенка из трех кубиков разной величины. На каждом «ярусе» можно встретить одного и того же героя: собачку или зайку, кошечку или ежика, белочку или медвежонка. При этом персонаж встречается малышу на трех разных картинках, выполняет разные действия: спит в кроватке и купается, играет с игрушкой и на музыкальном инструменте…Но если повернуть – переставить кубики, можно рассмотреть, что разные герои, оказывается, любят делать одно и тоже: ежик и мишка – ездить на своих автомобилях, собачка и зайчик – мыться и т.д. Каждый день ребенка ждут маленькие открытия.

Третий вид.

Кубики с логическими картинками

Основная задача предметных кубиков – помогать малышу устанавливать несложные «взаимоотношения» между разными объектами, выявлять причинно – следственные связи. Такие кубики необходимы детям, начиная с 3-го года жизни, когда ребенок уже может составить самые простые логические цепочки. Например: «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Что за чем приходит?».

Вот малыш рассматривает два кубика: на одном – разные животные, на другом – их «домики» (набор «Кто где живет?»).

Устроим веселую игру, когда каждое животное будет стремится попасть к себе домой. Можно использовать звуки, типичные для каждого животного существа, изображенного на картинках. Например: «ква-ква» (лягушка), «чик-чирик», «чив-чив-чив» (птичка), «ав- ав», «гав-гав» (собачка). Подражать можно и повадкам животных, имитируя способы их передвижения: «скок-скок» (белка, лягушка), «прыг-прыг» (белка лягушка, кошечка).

Чтобы связать в сознании малыша изображенное животное с местом его обитания, начните короткие истории. Например: «Жила – была кошечка. Вот она – кошечка. Шерстка у нее мягкая, желтая, с рыжими полосками. Хвостик у кошечки длинный. Сидит наша кошечка, мурлыкает, глазки щурит. Хочет кошечка теплого молочка полакать, на окошке полежать да на солнышке погреться». После такого рассказа спросите ребенка, кого он видит на картинке, и что это животное делает. Если малыш без труда находит изображение кошечки, продолжите рассказ оней, используя второй кубик.

А вот домик с окошечком. Какой красивый домик! Вот крыша, а вот окошко для нашей кошки. На окошке стоит цветочек. Он тоже любит теплое солнышко. Ляжет кошечка на окошечко рядом с цветочком и замурлычет: «мур-мур-мур». Во время рассказа составьте вместе кубики с кошкой и домиком на глазах карапуза. В следующий раз можно попросить кроху «прилететь» вместе с птичкой к скворечнику, нарисованному на кубике.

А можно устроить игру с небольшой «провокацией». Вот перед малышом кубик с изображением животных и второй – с  их любимым кушаньем (набор ««Кто что ест?»). Чтобы связать в сознании крохи изображенное животное с привычной для него пищей, начните с короткой истории о конкретном персонаже. Например: «Жила-была обезьянка. Уши у обезьянки большие, круглые, хвостик длинный. Сидит обезьянка и улыбается. Конечно, обезьянка ждет угощения!» Её желание обязательно нужно озвучить: «Ждет обезьянка угощения, давай угостим её! Вот тебе обезьянка, желтые бананы!» Рядом с изображением обезьянки оказывается кубик с бананом, та шумно «радуется», «причмокивает» (ест бананы). Нелишним будет похвалить и бананы (какие они сладкие и спелые).

Возможно начать игру и по-другому. К обезьянке по очереди подносим изображение всех лакомств (бананы оставьте напоследок). Например, вы произносите: «Вот тебе, обезьянка, орехи!» Пусть в этот момент ребенок увидит на вашем лице недовольное выражение. Отрицательно покачайте головой, как бы выражая чувства обезьянки. И так – до тех пор, пока обезьянка не получит бананы, Тут же она обрадуется и станет горячо «благодарить» малыша. Сцены сыграйте так, чтобы кроха непременно запомнил, чем следует угощать обезьянок!

Четвертый вид

Кубики с сюжетными картинками

Пожалуй, с них начинается целенаправленная работа по расширению словарного запаса и развитию связной речи, совершенствованию её грамматического строя. Как правило, на таких кубиках представлены сюжеты известных русских народных сказок. И по праву. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» или «Теремок» - герои этих сказок чаще всего изображаются парами или в одиночку (курочка или мышка с яйцом, Колобок на дорожке, дедушка с репкой). Кубики с такими картинками можно назвать малосюжетными. В тоже время они напоминают логические, ведь в процессе игры малышу приходится восстанавливать последовательность действий героев. Однако отличие все же есть. Это не произвольный рассказ, который каждый раз может быть другим. Здесь все картинки связаны единым сюжетом. А чтобы малышу легче восстановить логическую цепочку, разумно сопровождать – подтверждать показ картинок обязательным пересказом. Сначала ребенок слушает предложение и помогает его закончить своим «последним» словом, затем начинает  рассказывать  сказку все более самостоятельно.

Каковы же речевые игры с первыми сюжетными кубиками?

  • Выложите кубики с картинками заведомо неверно и спросите «Верно ли лежат картинки? Что надо сделать, чтобы было правильно?».
  • Выложите картинки так, чтобы в сказке отсутствовал один из знакомых крохе эпизодов. Спросите «Какой эпизод пропущен? Расскажи».
  • Пусть малыш найдет картинку к началу сказки и расскажет, как она начинается.
  • А теперь кроха найдет картинку к концу сказки и расскажет, как она заканчивается.
  • Попросите малыша найти картинки к середине сказки. Что там происходит?
  • Предложите ребенку рассказывать сказку, глядя на картинки, разложенные задом наперед. Начните сами, например: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось!». Пусть кроха продолжит глядя на следующую картинку.
  • Попробуйте вместе рассказать сказку от имени ее героя, например Колобка или репки.
  • Скажите крохе: «Я сейчас выберу одну картинку и скажу о ней несколько слов, например: «дед», «репка», «посадил». А ты постарайся составить предложение с этими словами и найти нужную картинку».

Прекрасное дополнение к сюжетам по русским народным сказкам – кубику по известным литературным сказкам («Красная шапочка», «Дюймовочка»…). Главное, чтобы герои на кубиках были легко узнаваемы, а на картинках были представлены основные эпизоды той или иной сказки.

Пятый вид

«Собери картинку»

Игра с этими кубиками доступна малышу 3-4 лет. Именно в таком возрасте дети учатся собирать картинку из двух – четырех частей. Полезное увлечение конструированием постепенно набирает обороты: кроха складывает картинку, имея в своем распоряжении гораздо больше фрагментов, да и сами они уже не столь примитивны. Такая работа чрезвычайно полезна для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, усидчивости. И первые опыты полезны уже в раннем возрасте. Наши помощники -  предметные кубики серии «Собери картинку». Овощи и фрукты, игрушки и транспорт – все эти объекты можно выложить из нескольких (как правило, четырех) маленьких кубиков. Разумеется, поначалу малыш лишь достраивает изображение, сконструированное взрослым, но постепенно приучается действовать все более самостоятельно.

С кубиками – фрагментами еще немало веселых игр.

  • Маленькие кубики надо взять и подбросить; пусть рассыпятся на полу. Чем дальше – тем лучше. А затем остается собирать их…глазами. Выигрывает тот, кому повезло после броска увидеть на верхних сторонах четырех кубиков наибольшее количество фрагментов целой картины. И назвать, что же из этих фрагментов может получиться.

Бросок был неудачным? Повторите еще раз!

  • Возьмите кубики в руки и, сидя на стуле, высыпьте перед собой. Они не раскатятся далеко, и их можно собирать, не вставая. Но делать это придется ногами. Сначала выигрывает тот, кому повезло, не вставая со стула, дотянуться ногой до каждого из четырех кубиков и перевернуть их так, чтобы на верхних сторонах всех кубиков были фрагменты одного изображения. Потом выигрывает тот, кто сможет перевернуть все кубики ногами быстрее остальных.
  • Победителем из победителей окажется тот, кто сможет, удерживая кубики пальцами ног, составить из них картинку. Но это очень сложно.

Шестой вид

Кубики дидактические

Это занятие для ребятишек постарше… С помощью дидактических кубиков дети знакомятся с цифрами и буквами, учатся составлять примеры, складывать из букв слоги, а из слогов слова. Однако в последнее время появились наборы дидактических кубиков, которые могут быть полезны малышам раннего возраста. Ваш кроха из тех, кого уже начинают интересовать удивительные символы в виде цифр? Эти наборы можно назвать предметно-символическими или предметно-знаковыми. Здесь есть кубики с символами (цифрами) и кубики с однородными картинками, число которых обозначено той или иной цифрой. Например, на кубике изображены продукты питания: грибы, фрукты, ягоды – каждый в количестве от 1 до 6. Сначала малыш учится показывать много малинок, бананов, грибов и орехов… Затем – одну морковку, выделять из группы одну малинку или один банан. Когда эти понятия усвоены, можно показать ребёнку приём подсчёта предметов. Спросите своё чадо: «Сколько же здесь всего грибов? Давай посчитаем!» затем возьмите кроху за руку, чётко и внятно скажите: «Один…» и укажите детским пальчиком на первый грибок. Потом произнесите новое числительное: «Два», одновременно указывая пальчиком на второй грибок. Теперь сделайте над грибками круговой жест и подведите итог: «Всего два грибка». Попросите малыша повторить. Также сосчитайте остальные предметы (по порядку от 2 до 6). Знакомство с цифрами идёт естественно, когда вы, сделав обобщающий жест при пересчёте предметов, тут же покажете крохе знак, обозначающий названное число, и поставите рядом с предметами кубик с нужной цифрой – большой и яркой. Со временем ребёнок научится охватывать взглядом то или иное количество предметов на кубике, как бы узнавая число по определённому расположению однородных объектов в пространстве. Такая работа поможет сформировать прочные навыки счёта.

Ирина Мальцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 4-го года жизни"

Консультация  для родителей о возрастных возможностях детей 4-го года жизни в области музыкальной деятельности....

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 5-го года жизи"

Консультация для родителей о возрастных возможностях детей 5-го года жизни в области музыкальной деятельности. Консультация красочно оформлена и может быть размещена в родительском уголке группы....

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 6-го года жизни"

Консультация для родителей о возрастных возможностях детей 6-го года жизни в области музыкальной деятельности. Консультация красочно оформлена и может быть размещена в родительском уголке группы....

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 7-го года жизни"

Консультация для родителей о возрастных возможностях детей 7-го года жизни в области музыкальной деятельности. Консультация красочно оформлена, может быть размещена в родительском уголке группы....

Консультация для воспитателей "Возможности использования ИКТ в младшей группе".

Консультация для воспитателей «Возможности использования ИКТ в младшей группе». 1 .Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей во всем мире. В своем докладе и. ...

Консультация "Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации"

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный челове...