Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
статья по коррекционной педагогике
В публикуемой статье рассмотрены факторы влияния общения со взрослоым человеком на формирование линостных качеств ребенка и речевого аппарата, как важнейшего условия его всестороннего развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rech_detey.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми. Взрослые формируют у маленького человека этот удивительный и сложный мир слов, называя каждый предмет, действие, любое явление, событие, отмечая словом хорошее и плохое, красивое и безобразное, доброе и злое, радостное и грустное, мы очеловечиваем развивающуюся психику, формируем не только новые уникальные знания об окружающем мире вещей и людей, но и очень важную эмоциональную сферу ребенка, сложные эмоции: сочувствия, сопереживания, содействия, которые определяются речью, речевым мышлением.
Посредством слова у ребенка формируется сложный мир чувств — этические, эстетические и интеллектуальные эмоции— базисная основа развития личности. Ребенок слышит речь постоянно. Взрослые не только обращаются к ребенку, но и много разговаривают в его присутствии. К тому же звуковая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Слышимая речь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка только в том случае, если она включена в общение с человеком.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности, большое влияние на развитие речи детей оказывает игра. Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельности дошкольника. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и взрослым, комментировать свои действия, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации., они способствуют формированию связной речи.
. Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами.
Никогда не рано читать ребенку вслух. Многочисленные исследования подтверждают, что чтение детям с полугодовалого возраста приводит к тому, что через четыре года у них будут хорошо развиты словарный запас и грамотность. Имеет значение и то, насколько часто родители читают вместе с ребенком в дошкольном возрасте – это влияет на развитие навыков чтения и письма. Дети способны учиться даже тогда, когда они еще не умеют говорить.
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
В процессе личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста особую роль играет межличностная речевая коммуникация. На раннем этапе развития происходит формирование навыков обрабо...
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом развитии
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми....
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский: «Там, где дет...
ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С РЕБЁНКОМ по речевому и познавательному развитию «Юный экономист»
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качеств...
ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С РЕБЁНКОМ по речевому и познавательному развитию «Юный экономист»
Цель совместной деятельности: помочь старшим детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраст...
ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С РЕБЁНКОМ ПО РЕЧЕВОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «МЫ ЧАСТИЧКИ ОГРОМНОЙ РОССИИ» (старшая группа)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,...
Роль детской литературы в речевом и личностном развитии ребенка
Необходимость чтения в жизни детей раннего возраста. Литература для чтения ребенку раннего возраста....