Полисенсорноеознакомление с природой и развитие речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Кувшинова Наталия Борисовна

Данная разработка предназначена для педагогов работающих со старшими дошкольниками имеющих нарушение речи.

В ней раскрывается значимость и влияние природы  на развитие познавательного интереса , развитие речи у  детейстаршего дошкольного возраста.

Представлена система работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полисенсорное ознакомление с природой и развитие речи

детей старшего  дошкольного возраста.

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

В настоящее время педагогами ДОУ интенсивно внедряются в работу  инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.  

Поэтому  нам как  педагогам  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.

Этому  способствуют  активные  формы  и  методы  обучения,  к которым можно отнести:

-  игру, (различные  виды  игр); 

-  проблемные  ситуации;

-  обучение  через  деятельность;

-  групповую и  парную  работу;

- «оценочную»  деятельность  обучающихся (результат).

Нами была разработана и успешно внедрена методическая разработка по теме: «Полисенсорное ознакомление с природой и развитие речи детей дошкольного возраста».

Данную технологию мы применили для работы с детьми  ОВЗ (тяжёлым развитием речи)  старшего дошкольного возраста по развитию у них познавательного интереса при ознакомлении с природой.

        Дети к старшему дошкольному возрасту (особенно, имеющие недостатки в развитии речи) имеют заблокированные каналы восприятия, т.е. элементарно не умеют видеть, слышать, осязать. Мы же исходим из того, что восприятие окружающей действительности происходит через различные каналы: визуальный, аудиальный и кинестетический.

  Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента познавательной деятельности.

Старший возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

        Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Детям, не владеющим речью тяжело вступать в диалог, они не стремятся к взаимодействию с другими детьми, чаще всего не уверены в своих силах, у них не сформированы предпосылки к учебной деятельности. У детей с речевыми нарушениями заблокированы каналы восприятия, т. е. они элементарно не умеют видеть, слышать и осязать.

Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу у дошкольников, необходимо найти такие технологии которые помогут в устранении этих недостатков.

Детский сад  располагается в живописном месте Петергофа окружённого пейзажными парками. Где дети  ежедневно имеют возможность взаимодействовать с окружающей природой.

Цель:        Развитие у детей старшего дошкольного возраста  полисенсорного восприятия окружающего мира как средства, стимулирующего развитие психических процессов и речи.

       Для реализации поставленной цели необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, гуманистичности, прогностичности, целостности, конструктивизма, регионализма, системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Удивительный мир природы встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни, не было и не будет ничего достойного внимания.

Знакомство с природой основывается на том, что она окружает нас повсюду: парки, участки для прогулок, озёра, пруды - все это различные экосистемы, миры, которые ребенок познает не путем обучения, а путем поиска, наблюдений, экспериментирования, манипулирования ее элементами, т.е. через системно-деятельностный подход.

           Благодаря включению всех анализаторных систем в процесс наблюдения за природой (услышать порыв ветра, шум листвы, почувствовать запах прелых листьев, осеннего леса, потрогать шероховатый ствол и молодой клейкий листочек), чувственный опыт детей обогащается, их восприятие окружающего мира становится острее, тоньше и четче. В процессе обогащения ощущений и восприятий у детей быстрее формируется логическое мышление, развивается речь.

         Таким образом, в качестве основных задач описываемых в методической разработке можно выделить:

        - развитие ощущений и восприятия, обогащение чувственного опыта детей;

        - расширение и уточнение представлений детей о живой и неживой природе,
  - формирование реалистического понимания этих явлений и умения устанавливать взаимосвязи между ними;

        - создание благоприятных условий для умственной активности детей;

        - формирование нравственного и эстетического отношения к действительности; 

        - развитие всех сторон речи воспитанников;

        - беседы с детьми на экологические темы;

   - воспитание сообразительности, наблюдательности, способности анализировать;

    -  формирование начал экологической культуры;

    - воспитание у детей любви к природе, способности чувствовать ее красоту и создавать красивое вокруг себя.

Данная методическая разработка предполагает использование таких методов и приемов, при помощи которых активизируется работа всех органов чувств детей.  

Восприятие  природы,  как самого доступного материала для дошкольников, осуществляется визуально (при помощи экскурсий, наблюдений, рассматривания, сравнений,),  аудиально (слушание высокохудожественных образцов поэзии, прозы, классической музыки, звуков природы), кинестетически (ощупывание, поглаживание, осязание).

Все это позволяет детям использовать свои скрытые резервные возможности, способствует всестороннему развитию их. При оказании поддержки вхождения воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, его сенсомоторику, наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса

В нашей работе мы активно использовали такие образовательные технологии как:

  1. метод проектов
  2. экспериментирование  
  3. метод критического мышления
  4. ТРИЗ
  5. ИКТ
  6. технология моделирования (Символическая деятельность)

        Каждое знакомство  дошкольников с природой должно начинаться с положительного настроя, используя различные способы мотивации:

  •  создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;
  • игровой персонаж
  • моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
  • комментированное чтение
  • «Слепая картина»
  • широкое использование игровых приемов, игрушек
  • фотозарисовки
  • метод моделирования
  • создание книг о природе
  • зашифрованные письма
  • экологические портфолио, альбомы наблюдений
  • экспериментирование
  • выставки персональные
  • привлечение родителей и специалистов
  • дневник детских вопросов
  • использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
  • создание эмоционально значимых для детей ситуаций.

              Тем самым вызывая у детей желание,  узнавать что – то новое, приоткрыть завесу тайны. На стадии актуализации выясняем  у детей, что они знают, что хотели бы узнать. Через постановку проблемной ситуации даём возможность детям высказаться о том,  как это можно сделать, с подключением сенсорных каналов восприятия.

Например: во время чтения предложенных воспитателем моделей на этапе первичного закрепления с проговариванием  во внешней речи  воспитанники фронтально,  в подгруппах, в парах решают типовые задания с проговариванием алгоритма,  что позволяет справиться с заданием,  а затем  осуществить самопроверку.

Закрепление полученных знаний у детей проходит через игровую деятельность: «Узнай по описанию», «Что за чем», «Я начну, а ты продолжу» и т.д. Усложнение заданий происходит через использование речевых  логических задач природоведческого содержания,  которые побуждают детей  логически мыслить, рассуждать, делать простые умозаключения.  После самостоятельных исследований окружающей природы, выполнения различной поисковой деятельности, у детей развивается речевой запас слов, которым они легко пользуются в повседневной жизни.

Содержание методической разработки отражено в 4 разделах.

I раздел. Запас сенсорных впечатлений.

- наблюдения и исследования объектов живой и неживой природы при помощи  каналов восприятия (визуальный,  аудиальный и кинестетический). 

II раздел. Развитие мыслительной деятельности.

                - ежемесячно экскурсии в природу, целевые прогулки, где дети находят знакомые объекты живой природы (вычленение одного из множества, сравнение его с тем, что видели ранее на участке детского сада, например, по величине и толщине ствола, форме и цвету листьев, покрытию ствола, кроне, почкам и др.).

                - знакомство с живыми объектами парка, сада, луга, леса.

                - установление простых закономерностей.

                - эвристические и итоговые беседы.

  • развитие воображения.

III раздел. Развитие монологической речи

  • составление описательных рассказов об объектах живой природы.
  • рассматривание картин русских художников: Левитана, Шишкина, Сурикова, Репина и составление творческих рассказов по ним.
  • слушание классической музыки русских и современных композиторов с целью формирования умений слышать музыку и в ней видеть картину природы.
  • составлять  рассказы из своего опыта и  выплёскивать  полученные эмоции красками на листе бумаги.

IV раздел. Творческое рассказывание

  • составление творческих рассказов о природе: насекомых, животных, птицах, растениях от первого лица. 
  • составление экологических сказок.

- придумывание рассказов и сказок по предложенной теме или  предложению;

- проба сочинений стихов природоведческой направленности.

Эта работа была бы невозможна без закрепления полученных представлений в дидактике. Для этого нами был разработан макет «Этажи леса». При работе, с которым, ребенок использует зрительный и тактильный анализаторы, что способствует более глубокому пониманию природы. На основе макета осуществляется работа по развитию словообразования и словоизменения у дошкольника с помощью различных дидактических игр, например «Что растет в лесу?».

Кроме этого отработать монологическую и диалогическую речь, развивать мышление, память, воображение, то есть всесторонне развитие ребенка.

        В методической разработке приведен тематический план, в котором указаны:

  • виды совместной образовательной деятельности (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные),
  • тема и ее содержание,
  • количество часов, отведенных на каждую образовательную деятельность.

Представлены:

  • варианты методических разработок совместной образовательной деятельности;
  • картотека произведений для заучивания наизусть, пересказов, рассказов природоведческой тематики, хороводных игр, народных игр;
  • список детской литературы по ознакомлению детей с природой, дидактические игры.

Эта работа была бы невозможна без закрепления в дидактике. Для этого нами был разработан макет «Этажи леса». 

  Данный макет представляет собой платформу, на основе которой возможно проводить манипуляции с ее составляющими, составлять сюжеты и наблюдать причинно-следственные связи. При работе с ним ребенок использует зрительный, тактильный анализаторы, что способствует более глубокому пониманию деятельности. На основе макета можно осуществлять работу по развитию словообразования и словоизменения у дошкольника с помощью различных дидактических игр, например «Что растет в лесу?». Кроме этого отработать монологическую и диалогическую речь, развивать мышление, память, воображение, то есть всесторонне развитие ребенка.

Нами приводится  вариант перспективного плана, в котором отражена технология реализации методической разработки. В зависимости от особенностей детей, направленности их интересов, воспитатель может выбрать один из вариантов.

               Ожидаемые результаты методической разработки для удобства восприятия представлены в наглядной форме. (Приложение 1)

Результативность:

               Проделанная нами работа убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.

               В результате проведенной работы по развитие психических процессов и речи у детей посредствам ознакомления с природой можно сделать следующие выводы:

- речь детей стала образнее, богаче, насыщеннее эпитетами, сравнениями пословицами, поговорками;

- у детей быстрей проходит процесс устранения недостатков речи;

- дети стали самостоятельно сочинять стихи, рассказы, сказки  о природе;

- память детей улучшилась, на эмоциональной основе они легче запоминают стихотворный материал и активно используют его в речи; 

-  дети стали более эмоциональны.

Таким образом, анализ реализации в работе ДОУ методической разработки "Полисенсорное ознакомление с природой и развитие речи детей старшего дошкольного возраста" в условиях реализации системно-деятельностного подхода в практике  работы ДОУ показал, что цели,  поставленные  нами, достигнуты.  

Уровень развития полисенсорного восприятия детей 5-6 лет  окружающего мира, стимулирующего развитие психических процессов и речи,   значительно повысился.

Кроме того, дети стали более эмоциональными и коммуникабельными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для педагогов  «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....

Природа как средство развития речи детей дошкольного возраста

         Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители мало придают значения развитию монологической и диалогической  речи, мало говорят...

Консультация для родителей «Роль природы в развитие речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль природы в развитие речи детей дошкольного возраста» ...