Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов
статья

Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно - образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов».

«Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника».

(И. Иманцуми)

Актуальность.

Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно - образовательного процесса.  

Условия формирования опыта:

В настоящее время существует проблема развития педагога, способного к созданию и использованию инноваций.

Роль старшего воспитателя заключается в  создании благоприятных условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков по ознакомлению с инновационными образовательными технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, освоению современных методов работы с детьми и родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и  оформлению педагогической документации.

Цель и задачи.

         Ведущая цель деятельности старшего воспитателя: повышение профессиональной компетентности педагога посредством  формирования его мотивации к самообразованию.

         Основные  задачи  работы  старшего воспитателя:

  • выявить, обучить и распространить передовой педагогический опыт педагогов;
  • выработать стратегию и подобрать эффективные методы повышения педагогического мастерства.
  • создать условия для  реализации  креативного потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
  • систематически проводить анализ качества работы педагогов с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Теоретическая основа.

            В дошкольной образовательной организации старший воспитатель является  стратегом  и тактиком  воспитательно-образовательного процесса.

            Под методической деятельностью старшего воспитателя  обычно определяют деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.
К.Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего воспитателя: «Это целостная система деятельности,  направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач МДОУ».

            По мнению А.И Васильевой: «Методическая работа старшего воспитателя в ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми».

                Ведущая цель деятельности старшего воспитателя: повышение профессиональной компетентности педагога посредством  формирования его мотивации к самообразованию.

               Нормативно-правовые документы, предъявляющие требования к педагогу.

 1)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов  

  и    служащих (ЕКС), утвержденный утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от   26.08.2010 N 761н.

 Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» («Должностные обязанности», «Должны знать», «Требования к квалификации»)

 2) Федеральный закон «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ с дополнениями от 29.12.2012  

Ст. 47. Статус педагогического работника. Академические права и свободы педагогических работников

3)Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством науки и  №1155 от 17.10.2013. Согласно п. 3.4.2. «Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».

4)Профессиональный стандарт педагога, утвержденный №544 н от 18.10.2013.

п. 3.2.1. «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должен быть реализован в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений».

Термин  «профессиональная компетентность»:

Е.С.Рапацевич «Педагогика. Большая современная энциклопедия».

«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию».

       Н.А. Виноградов, Н.В.Микляева «Дошкольное образование.   Словарь   терминов».

       

       «Компетентность:

       1)степень выраженности присущего человеку

       профессионального опыта в рамках круга вопросов

      (полномочий), соответствующих конкретной должности;

       2)обладание знаниями, позволяющими судить о чем - либо,  

       высказывать  веское авторитетное мнение;

       3) качество личности профессионала».

       

       Термин «профессиональная компетенция»:

Д.И.Ушаков. Толковый словарь.

«Компетенция» - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:


-способность человека действовать в соответствии со стандартами;
-характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

В международном понятии термина профессиональной компетенции американскими психологами в сфере труда была введена аббревиатура KSAO:


- знания (knowledge);
- умения (skills);
- способности (abilities);
- иные характеристики (other).

Компоненты педагогической компетентности:

-информационный (теоретический);

-операционный (практический);

-мотивационный (личностный).

Критерии профессиональной компетентности:

-профессионализм;

-творчество;

-мастерство;

-эффективность;

-оптимальность.

Ведущие компетенции педагога:

-когнитивная (теоретическме и практические знания);

-функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);

-личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

-этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Схема оценивания профессионально-педагогической компетентности

(по С. Г .Молчанову и Г.В. Яковлевой).

-профессиональная подготовленность (образование);

-профессионально-педагогическая деятельность;

-продуктивность профессионально-педагогической деятельности;

-результативность профессионально-педагогической деятельности;

-профессионально-педагогическая, поисковая, инновационная и исследовательская деятельность, преобразовывающая объективно существующую педагогическую (образовательную) реальность.

 Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации:

-мониторинг качества профессионально-личностных способностей;

-ранжирование педагогов по степени профессионального мастерства;

- подбор форм методической работы(традиционные и инновационные).

Классификация форм методической работы по повышению педагогической компетентности:

-фронтальные;

-подгрупповые;

-индивидуальные.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров, формировании профессиональных компетенций педагога.

Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую различные формы и  методы в работе с педагогами, как традиционные, так и инновационные.

Для подбора эффективных форм и методов работы ежегодно проводится мониторинг сформированности  профессионально-личностных способностей и затруднений педагогов.

По результатам мониторинга педагоги  дифференцируются по группам, каждой группе подбираются специфичные формы работы:

  1. Педагоги с низким уровнем (индивидуальные консультации старшего воспитателя, посещение открытых НОД, обучающие семинары, изучение передового педагогического опыта, «Школа молодого педагога»).

Цель: повышение уровня теоретической подготовки.

 

  1. Педагоги со средним уровнем (творческие и проблемные группы, деловые игры, тренинги)

Цель: развитие мотивации к повышению квалификации

  1. Опытные педагоги с высоким уровнем (наставничество, обобщение опыта работы, педагогический час, педагогическая гостиная, аукцион педагогических идей, аттестация)

     Цель:  совершенствование педагогического мастерства.

Этапы работы:

1. Теоретико-аналитический (повышение теоретических знаний, осмысление ППО)

- Лекторий:

- Семинар-практикум:

- Консультации:

2. Методический (развитие проблемно-поисковой активности)

- Методическое объединение педагогов

- Психолого-педагогический тренинг

- Творческие группы:

3. Практический (разработка и апробация программ, внедрение инновационных технологий обучения и воспитания детей)

- Научно-практический семинар

- Педагогический совет

Традиционные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности образовательного учреждения.  Непременным компонентом является развитая рефлексивная деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.

Семинар-практикум - является наиболее продуктивной и эффективной  формой повышения педагогической компетентности: основное внимание уделяется повышению теоретической подготовки педагогов. Необходимое условие организации - участие всех педагогов, которым заранее предлагаются задания, позволяющие каждому развить свои педагогические способности.

Консультация - обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, а также подготовку информационных буклетов, проспектов и пособий.

Открытые просмотры образовательной деятельности -     они позволяют родителям и педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также НОД или досуговой деятельности в группе.

Представление передового педагогического опыта - изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех педагогов- специалистов, подготовка к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Создание творческих и проблемно-поисковых групп - в образовательной системе  нашего образовательного  учреждения практикуются творческие группы, включающие педагогов-специалистов; воспитателей групп компенсирующейи оздоровительной  направленности; воспитателей групп общеразвивающей направленности по определенной проблеме или общей теме. В нашей образовательной организации функционируют творческие группы педагогов по направлениям: «Юный гражданин», «Юный эколог», «Здоровый малыш», «Речецветик».

Педагогическая диагностика - является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышении педагогических компетенций  работников. Работа с педагогическим коллективом  в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу каждого педагога, путем включения в активную самообразовательную деятельность.

Смотр-конкурс - общественное мероприятие, сочетающее в себе элементы смотра и конкурса. Разнообразные смотры-конкурсы в образовательном учреждении проводятся согласно годовому плану работы. Разрабатывается положение, определяются критерии оценки, выбирается состав жюри или экспертной комиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного развития активности, творческого взаимодействия педагогов, детей и их родителей.

Инновационные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:

Игровое моделирование - моделирование реальной педагогической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения. Преследуют различные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.

       

  Технологии игрового моделирования

Деловая игра

Ролевая  игра

Имитационная   игра

Тренинг

Педагогический ринг

Педагогическое ателье (педагогическая мастерская) – педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.  

Киношкола - старший воспитатель показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровень развития детской деятельности. 

Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.

Педагогическая гостиная молодого воспитателя - осуществляется на базе образовательной организации (встречи проходят не реже одного раз в два месяца для педагогов, желающих расширить свой кругозор, повысить свой психолого -педагогический уровень. Работа Педагогической гостиной планируется с учетом интересов и пожеланий участников

Электронный журнал «Минуты позитива» - журнал публикуется ежемесячно на официальном сайте образовательной организации.

Особенность: отсутствие элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно это отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. 

Журнал можно читать, посмотреть, прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка или сохранить статьи из журнала вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

Разделы журнала: 

«Это интересно знать».

«Знаменательные даты».

«Наши мероприятия»

«Информация от специалистов»

«Творческая мастерская»

«Наши достижения».

Результативность.

Критерии оценки эффективности организации методической работы в ДОУ, предложенные Ю.К. Бабанским:

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

Значимость проблемы подготовки высоко квалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Помочь педагогам овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная старшим воспитателем методическая работа.  

Методическая работа способствовала повышению качества образования, выбору перспективных образовательных технологий, форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализировала потребность педагогов в профессиональном росте и саморазвитии.

Так, за период 2015-2018 годы  прошли курсы повышения квалификации  по программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации  ФГОС ДО» - 18 воспитателей, по программе «Актуальные проблемы  дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» - 2 воспитателя,

По дополнительной профессиональной программе  «IT –технологии в образовании» (Каскадный воркшоп) – 6 педагогов.

Педагоги активно участвуют в семинарах-практикумах, советах педагогов, выступают  на методических объединениях. За период с 2015 -2018 годы обобщили педагогический опыт 6 педагогов. Педагоги, овладевшие IT-технологиями изучили  модульные и дистанционные курсы на сайте института  «Первое сентября» - Школа цифрового века , 8 педагогов создали персональные сайты в сети интернет.

Список используемой литературы:

1.       Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – с. 51-55.
2.       Виноградов Н.А., Микляева Н.В. Дошкольное образование. Словарь терминов. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – с. 243

3.       Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. – с.74
4.       Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – с. 528.
5.       Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – с. 360-362.
6.       Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – с. 56-61.
7.       Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – с. 396.
8.       Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2004. – с. 142
9.       Рапацевич Е.В. « Педагогика. Большая современная энциклопедия».М., 2010. – с. 257       
10.     Сваталова  Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. – с. 95.
11.     Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 2002.
12.     Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3. - с.4.
13.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64
14.     Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 2008. – с. 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя - как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя -  как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»...

Консультация «Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»

В данной консультации подробно  описаны инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.Раскрыты особенности работы каждого метода....

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

        На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах,...

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов. «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому,...

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

В статье подробно раскрываются инновационные методы работы старшего воспитателя как фактора успешной профессиональной компетентности педагогов.     Повышение качества дошкольного о...