АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дополнительная коммуникация, предназначенная для людей, которые учатся говорить, для дополнения своей речи. Развитие навыков невербальной коммуникации значительно поможет ребенку с нарушениями развития научиться выражать себя, повысит уровень социализации. Это когда ребенок, выражая свое мнение, показывает на картинки или символы, может быть система жестов и знаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya_kommunikatsiya_.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Как общаться с внешним миром людям, которые по разным причинам не имеют возможности говорить? Это дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра, с разными формами церебрального паралича, с двигательными нарушениями и нарушениями слуха или зрения, а также люди с множественными нарушениями развития. Большинству детей речь и общение дается без каких-либо сложностей. Но есть дети, которым необходимо использовать другие средства коммуникации, формы, которые могут поддержать их связь с внешним миром. Они нуждаются в альтернативной или дополнительной коммуникации.
Из года в год возрастает внимание к данной проблеме, что привело к более ясному и осознанному принятию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации, которых, на сегодняшний день существует достаточно много. Специалистам и родителям необходимо учитывать ряд аспектов при выборе системы альтернативной коммуникации, главным из которых является облегчение повседневной жизни ребенка и реализация интересов и потребностей.
В рекомендациях государствам –членам Совета Европы о деинституционализации в 2010 году говорится о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь возможность высказывать свое мнение относительного того, как с ними общаются и по мере взросления самим решать свою судьбу. В Конвенции о правах инвалидов в РФ в 2012 г. также говорится о необходимости использования технологий, которые будут учитывать разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных средствах коммникации.
Тем не менее, следует помнить, что понятия альтернативной и дополнительной коммуникации имеют отличия. Есть люди, которые не имеют способности к речи, они общаются с собеседником лицом к лицу с помощью жестов, символов, без использования речи – они используют альтернативную коммуникацию. Дополнительная коммуникация – коммуникация, предназначенная для людей, которые учатся говорить, для дополнения своей речи. Развитие навыков невербальной коммуникации значительно поможет ребенку с нарушениями развития научиться выражать себя, повысит уровень социализации. Это когда ребенок, выражая свое мнение, показывает на картинки или символы, может быть система жестов и знаков.
Выделяют основные цели использования альтернативной коммуникации:
адаптация ребенка, его социализация;
поддержка вербальных средств общения (при помощи символов);
создание благоприятных условий для овладения алфавитным чтением.
Следует помнить, что обучение детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации ведется поэтапно.
На первом этапе ребенок учится понимать простые инструкции. На данном этапе проводятся различные упражнения: реакция ребенка на собственное имя или фотографию, выполнение упражнения «Посмотри на меня», «Садись», «Стоп» (ребенку нужно немедленно прекратить какое-либо действие). На данном этапе успех обучения во многом зависит от того, хорошо ли понимает ребенок педагога. Необходимо научить ребенка концентрировать внимание в процессе занятий, ребенок должен видеть лицо и губы педагога. Можно дать инструкцию: «Посмотри на мои губы». Нужно использовать простые вопросы, на которые будет ответ «да» или «нет».
На втором этапе обучения происходит перенос навыка в другую среду. Во время учебного процесса действие может повторяться многократно, педагог может выполнять руками ребенка действие 6-8 раз. Главная задача на данном этапе- перенести навык в естественную среду, в которой живёт ребенок (дом, комната, любимые игрушки, на прогулке). Постепенно вводятся указательные жесты и жесты приветствия и прощания, при этом можно использовать карточки.
Главным залогом успеха на данном этапе является поощрение. Поощрять речевую активность нужно в любом случае. Первые ответы могут быть непонятными, но они дают ребенку с ОВЗ почувствовать себя единым целым с внешним миром.
Исходя из этого, можно выделить основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
от реального объекта к пространственному;
выбор символов – жесты, картинки, письменное и устное слово;
мотивация;
поощрение;
функциональное использование в коммуникации;
занятия с ребенком не должны проходить в молчании, нельзя использовать приказы, а только просьбы и вопросы;
создание условий для ощущения необходимости в общении;
включение общения в повседневную жизнь ребенка с ОВЗ;
приверженность различных вариантов коммуникативных ситуаций.
Необходимо учитывать, что в обучении детей с ОВЗ нет методов, которые могли бы гарантировать быстрый успех, но можно найти тот способ альтернативной коммуникации, который подойдет конкретному ребенку. Обеспечение ребенка с ОВЗ средствами и навыками альтернативной коммуникации повышает уровень его социализации и улучшает качество жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....