Аттестационная работа "Интенсификация формирования речевых навыков неговорящих детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Масимова Светлана Новрузовна

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon неговорящие83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, то есть с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация. 

Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с  задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Вызывание речи у неговорящих детей является достаточно сложной логопедической проблемой. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как Р. Е. Левина, Е. В. Кириллова, Е. Янушко, М. А. Полякова, Г. В. Дедюхина, О. Е. Громова, Н. В. Новоторцева, Т. В. Башинская, Т. В. Пятница, С. С. Генфон, Л. П. Голубева и многие другие.

Одним из главных направлений коррекционной работы с неговорящими детьми, является развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию и формирование умения общаться с окружающими.

Актуальность данной проблемы позволили определить тему моей итоговой работы: «Интенсификация формирования речевых навыков неговорящих детей посредством использования современных методик»

Цель:  Теоретически обосновать возможности использования в логопедической практике современных методик в процессе стимуляции речи неговорящих детей.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы и обосновать основные приемы и технологии логопедической работы с неговорящими детьми.

2. Подобрать методики логопедического обследования неговорящих детей дошкольного возраста.

3. Обосновать основные методы и приемы активизации речевой деятельности  безречевых дошкольников.

4. Предложить комплекс сенсорных игр стимулирующих вызов речи у неговорящих детей.

Теоретико–методологические основы работы: исследования Р.Е. Левиной, С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Т. А. Ткаченко, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, С. Н. Сазоновой, Н. В. Нищевой, Л. В. Лопатина в области вызывания речи у неговорящих детей. Для решения поставленных задач использовались методы: 

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности.

Часть I. Краткая характеристика групп неговорящих детей.

Безречевые дети – это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение.

 В головном мозге существуют, так называемые речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария. Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет [1].

У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные поражения центральной нервной системы. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, отсутствие, ограничение, либо неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины [8].

К безречевым следует отнести детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, нарушение слуха, моторную и сенсорную алалию, анартрию (тяжелая степень дизартрии).

Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость.

Часть II. Логопедическое обследование неговорящих детей.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать методики Е.В. Мазановой и М. И. Лынской [6,4].

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Карта логопедического обследования безречевого ребенка включает предварительный этап по сбору анамнеза (анкетирование родителей); основную часть на изучение состояния импрессивной речи, слухового внимания, фонематическое восприятия.

Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь комара от лягушки» и т.п.

Все предлагаемые задания на изучение речевого развития детей должны быть эмоционально окрашены. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Специфика коррекционной работы с неговорящими детьми.

Этапы практической коррекционной работы с неговорящими детьми: 

1. Работа начинается с выработки внимания. Ребенок выполняет невербальные задания: обводки, раскраски, мозаика, рисование, штриховка, составление картинок из кубиков, нанизывание бус.

Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.

2.  Развитие пассивного словаря идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Действия, которые ребенок проделывает сам или наблюдает неоднократно, усваиваются и запоминаются намного лучше. Также следует обращать внимание детей, особенно на качества, состояния, назначения некоторых предметов: «Посмотри, у меня маленький мячик, а у тебя большой», «Яблоко красное, сладкое».

В простейших играх необходимо поддерживать сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций: кормление куклы, укладывание спать мишки Теди. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется стереотип взаимодействия, сенсорная стимуляция становится более разнообразной.

3.   Вызывание сначала гласных, а потом согласных звуков.  Активизация целенаправленного ротового выдоха и формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости. Ребенку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолет (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет ему, что большой самолет гудит громко  «У-у-у», а маленький  тихо «у-у-у» (кукла [а], заяц  [о], лошадка  [и]), побуждая к произнесению этих звуков.

4.  Включаем в работу звукоподражания и слоги. Дети учат слоги, которыми можно обозначить предметы: мяч- па-па-па, корова -му- му- му, собака –ав –ав -ав.  От слогов переходим к словам: спать - «бай»; упасть - «ах», «бух»; прыгать - «оп», «прыг»; болеть - «бо-бо», «ох»; ехать - «би- би», «гоп-гоп»; пить - «пи»; есть - «ам-ам» и т.д.

Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии. Нужно обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий, сопровождающего ребенка в течение дня.

6.   В заключительном этапе вводится работа по логическим, тематическим цепочкам. В более легких случаях ведется работа по развитию фонематического слуха. Выделение определенного звука из ряда звуков, выделение слога. Далее выделяем слово из ряда слов.
         
При стимулировании речи неговорящих мы подбираем игры, начиная с орудийно-предметных действий: «Спрячь игрушку», пересыпая песком (крупой) игрушку, прячем ее и просим ребенка найти. А потом усложняем, и достаем игрушку тогда, когда ребенок правильно ее назовет. «Сенсорная коробка» дает возможность экспериментировать и исследовать предметы, при взаимодействии с ними изучать цвет, форму и величину и другие свойства предметов. «Кто? Где живет?» найти животному свое место, аналог коробочки форм.

Затем переходим к формированию предметно-игровых действий: «Угощаем кукол» логопед предлагает угостить куклу чаем. Для этого надо найти соответствующую посуду, накрыть на стол, поставить на стол угощение к чаю, пригласить за стол гостей.  Сущность игр заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

Часть III. Краткий обзор методик по стимуляции речевой деятельности неговорящих детей.

Изучение специальной литературы, периодических изданий позволило мне выделить несколько современных методик, направленных на стимуляцию речевой деятельности, понимания обращенной речи, активного словаря для безречевых детей.

  Методика Датешидзе Т.А. [3]. Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, пройти этапы речевого развития, считаясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе. В пособии логопеда-практика большое количество рифмовок для развития подражательной деятельности малыша, наглядный материал для вызывания звуков русского языка, подробное планирование работы по развитию различных сторон речи и мышления детей раннего возраста (1,5-2 лет).

Отмечу, что автор программы апробировала систему в течение трех лет и получила положительные результаты обучения.

 Методика М.И. Лынской [5]. В системе логопедической работы с безречевыми детьми автором выделяются два этапа:

1. Этап формирования предпосылок речевой деятельности.

2. Этап формирования системы родного языка.

Особое внимание в методике М. И. Лынской отводится организации и проведению сенсорных игр, в которых задействованы различные ощущения. На основе рекомендаций мною разработан комплекс игр и упражнений для стимулирования речи неговорящих детей. Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе (Приложение1)

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный 

Т. Н. Новиковой-Иванцовой[7], применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит и детям, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика выстроена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Описанные в данной методике этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. МФЯС помогает детям заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Основным инструментом, запускающим речевой механизм, является музыка. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой [2], основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно. Акцент делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.

Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.

Логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру; вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные и закрепляет их в игре.

Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов. И на завершающем этапе ребенок учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого.

На принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, и коррекционных целей основана методика запуска речи у неговорящих детей Н. А. Шишкиной «Мои первые слова» [9].

Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова» » [10]. Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.

Автор рекомендует придерживаться следующих правил:

Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей подобный «язык» наиболее понятен.

Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем. На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.

Каждое задание взрослый первоначально выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого. Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются: «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию; «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз; «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог. В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.

Апробация методики (из личного опыта) Методика Н. А. Шишкиной «Мои первые слова» стала в моей практике мощным инструментом, позволяющим спровоцировать неговорящего ребенка на ответную голосовую реакцию.

В 2017 году я пришла в коррекционную педагогику в качестве учителя-логопеда. В группе девочка 5 лет с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности; интереса к учебной деятельности она не проявляла, запас сведений и представлений об окружающем был резко ограничен, речь отсутствовала. Внимание неустойчивое, повышенно возбудима, бурно реагировала на любой посторонний раздражитель, непоседлива, на замечания не реагировала. Ее движения носили стереотипный, хаотичный и бесцельный характер. Импульсы к деятельности быстро возникали и также быстро затухали. Наблюдалась резкая смена настроения, проявляла яркий речевой негативизм.

Изучив доступную литературу, опыт практиков, работающих с данной категорией детей, проведя анализ педагогической и медицинской документации, мною был сделан вывод, что для дальнейшего обучения ребенка необходимо стимулирование речевой активности во всех видах деятельности, обогащение пассивного словаря, развитие моторики артикуляционного аппарата, слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха. Необходима кропотливая, длительная работа над формированием умения общаться на вербальном или невербальном уровне.

Формирование речи девочки проводилось в несколько этапов.

Первый этап. На этом этапе развивалось слуховое и зрительное сосредоточение и внимание; она училась следить за передвигающимся звучащим предметом; узнавать предмет по звуку. Формировалось умение различать звуки по громкости звучания. Девочка училась слушать и запоминать звуки окружающей среды (крик птиц, шум воды, шорох листьев и т.д.); соотносить звук с предметом и его изображением на картинке. Направление звука указывала рукой.

Все действия во время занятий постоянно сопровождались негромкой, плавной речью со спокойной приветливой интонацией. Девочка училась слушать и понимать речь окружающих, постепенно расширялся запас понимаемых слов.

Второй этап. Развитие понимания обращенной к ребенку речи. На этом этапе у нее развивалось понимание отдельных простых просьб, обращений; она обучалась предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи; формировался интерес к игрушкам, игре, игровым действиям.

Данный этап я продолжила стимуляцией ответной голосовой реакции на гласные звуки  согласно методике Н. А. Шишкиной. Одновременно с этим началась работа над развитием артикуляционной моторики и речевого дыхания. Для формирования связи между артикулемой, звуком, зрительным образом звука (картинкой-символом), использовались рабочие тетради автора «Мои первые слова». Вызывание сначала гласных, а потом согласных звуков, слоги; после чего результат закрепляется с помощью двухсложных слов.

Третий этап. Обогащение словарного запаса и его активизация. На этом этапе продолжалась работа над расширением пассивного словаря за счет слов-названий предметов, окружающих ребенка; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми. Началась работа над переводом как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный. Девочка стала учиться строить обиходные словосочетания, употреблять однословные и двухсловные предложения.

Для поддержания стойкого интереса к деятельности, мотивации, удержания внимания, сосредоточения на определенном занятии, я использовала также интерактивные развивающие игры портала «Мерсибо». Интерактив позволяет формировать положительные переживания, а это, в свою очередь, создает предпосылки для формирования интереса.

Результативность работы. За два с половиной года, вместе с девочкой мы прошагали 3 больших шага - это огромный коррекционный путь, путь который привел к определенному результату   накоплению «бонусов» - умений. Сегодня девочка умеет:

— узнавать предметы на картинках и называть их с помощью слов или звукоподражаний;

— составлять предложения из 2-3 слов с помощью взрослого;

— частично заботиться о себе, ориентироваться в ближайшем окружении;

— воспринимать чужую речь, понимать и правильно выполнять доступные словесные инструкции;

— концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

— пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

Заключение: Специфика обучения неговорящих детей исключает стандартный подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий. Успех на мой взгляд, обеспечивается умением сочетать и комбинировать, создавать собственные модификации коррекционных механизмов.

Основной целью моей работы было изучение особенностей логопедической работы с неговорящими детьми. В первой части исследования были рассмотрены теоретические основы коррекции речевого развития неговорящих детей. Работа по стимуляции речевого развития неговорящих детей – длительный и трудоемкий процесс. Он включает в себя коррекционные, воспитательные, обучающие, развивающие направления.

Во второй части работы рассмотрена методика логопедического обследования неговорящих детей дошкольного возраста и предложена программа логопедического обследования с данной категорией детей. Логопедическое обследование проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов - выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотра специалистов медицины. Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования.

В третьей части рассмотрела логопедическую работу по коррекции речи неговорящих детей. Также представила несколько современных методик логопедической работы направленных на стимуляцию (вызов) речевой деятельности, понимания обращенной речи, активного словаря для безречевых детей.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности. Мною предложен комплекс игр и упражнений  стимулирующих речевое развитие неговорящих детей на начальном этапе (см.Приложение1) 

Список литературы

  1. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987. — 165 с.
  2. Грузинова Т.В. вебинар Методика вызывания звуков у невербальных детей через эмоциональное вовлечение.

 - URL: https://www.youtube.com/watch?v=niIf2PpjFB8 

  1. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.  – СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
  2. Лынская М.И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. – М.: Парадигма, 2015. — 32 с.
  3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Пособие для учителя-дефектолога; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с.
  4. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ. – М.: ГНОМ и Д, 2014. — 64 с.
  5. Новикова–Иванцова Т.Н. Ритмы. Слоги. Методическое пособие
    для работы логопедов по формированию слоговой структуры слов у детей с тяжелой речевой патологией. –М.: ГБОУ г. Москвы "Специальная (коррекционная) школа №1708", 2015. — 100 с.
  6. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах и цифрах. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2016. — 174 с.
  7. Шишкина Н. А. вебинар Методика запуска речи у неговорящих детей.

          - URL: https://www.youtube.com/watch?v=pGnvNfKWgN4

  1.  Шишкина Н. А. рабочая тетрадь «Мои первые слова»

     - URL: http://chudologopedbook.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста

Презентация по теме «Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных пальчиковых игр для формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшег...

РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

Зная сильные стороны развития детей с синдромом Дауна, которые могут стать залогом успешного формирования навыков общения и речи и потому должны быть положены  в основу воспитания и обучения ребе...

Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей

Показать на примере  логопедической недели, проводимой в ДОУ, как  можно вовлечь  педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....

Статья "Формирование речевых навыков у детей с ОВЗ на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля" в сборнике "Реализация ФГОС ДО как условие повышения качества ДО" 22 мая 2019г.

Формирование речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фребеля"....

Опыт работы "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"...

Игры направленные на формирование речевой активности неговорящих детей

Игры направленные на формирование речевой активности неговорящих детей...