Дополнительная общеразвивающая программа нейропсихологического сопровождения развития «KID INSIGHT» как эффективная форма работы с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

В статье рассмотрен вопрос организации дополнительного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием общеразвивающей программы «KID INSIGHT». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая  программа нейропсихологического сопровождения  развития «KID INSIGHT»  как эффективная форма работы с детьми с ОВЗ

Ключевые слова: нейропсихологическое сопровождение, саморегуляция, психическое развитие.

Одной из актуальных проблем современного общества являются отклонения в психическом здоровье детей, которое имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты многочисленных исследований в данной области.

И.В.Дубровина выделяет ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу: слабое речевое развитие, неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной работы, слабое развитие произвольного внимания и памяти, низкий уровень самоконтроля.[1]

Л.С.Цветкова указывает на то, что «85% детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического и коррекционно-педагогического профиля, 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи».[2]

Работая в нашем детском саду в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, мы выявили, что у некоторых воспитанников также наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов (быстрая истощаемость психических процессов, неустойчивость внимания, снижение уровня обобщения и осмысления деятельности). Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, расторможенность или наоборот утомляемость, общая заторможенность, плаксивость. Все это мешает продуктивности логопедической работы, освоению образовательной программы. Желание найти первопричину этих нарушений, поиск новых знаний привели нас к необходимости использования нейропсихологической помощи, а опыт и педагогическое чутье помогли превратить разнообразные упражнения в увлекательные занятия. Мы разработали и начали реализовывать дополнительную общеразвивающую программу нейропсихологического  сопровождения развития «KID INSIGHT», целью которой является формирование базовых предпосылок учебной деятельности через восстановление работы деятельности мозговых структур.

Задачи программы:

  • Активизация функций центральной и периферической нервной системы;
  • Стабилизация энергетического базиса, на котором строится  психическая деятельность;
  • Развитие высших психических функций, межполушарных связей;
  • Содействие появлению целостности, пластичности и координации движений;
  • Формирование навыков регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «KID INSIGHT» является использование психомоторной коррекции для активизации и восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Ожидаемые результаты:

- Гармонизация развития левого и правого полушария;

- Снижение утомляемости и активизация умственных способностей;

- Улучшение сложных интегративных форм переработки информации из внешнего мира;

- Создание телесного «Я»-образа;

- Формирование  произвольной саморегуляции.

 Программа разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся в малой группой, 2 раза в неделю по 30 минут. Количество занятий в год составляет 48 занятий: 24 занятия – базальный уровень коррекции, цель которого коррекция и абилитация первого функционального блока мозга; 24 занятия – когнитивный уровень коррекции, направленный на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегуляции.

Занятия включают в себя следующие структурные компоненты:

Базальный уровень коррекции:

  • Растяжка (3-4 минуты);
  • Дыхательные упражнения (2-3 минуты);
  • Глазодвигательные упражнения (2-3 минуты);
  • Телесные упражнения (7-10 минут);
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук (5 минут);
  • Упражнения для релаксации (7-10 минут);
  • Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы (7-10 минут).

Когнитивный уровень коррекции:

  • Растяжка (3-4 минуты);
  • Дыхательные упражнения (2-3 минуты);
  • Массаж и самомассаж (2-3 минут);
  • Упражнения для мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата (5 минут);
  • Развитие самоконтроля (1-8 минут);
  • Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы –(7-10 минут);
  • Развитие чувства ритма (4-5 минут).

Опыт использования программы «KID INSIGHT» в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) дало нам возможность достигнуть качественно значимых результатов по параметрам оценки функций программирования и контроля первого блока мозга. Также можно сказать и об улучшении показателей функций кинестической, слухово- и зрительно-пространственной информации. Все это говорит о существенной подготовке нервной системы ребенка к учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровина И.В. Психокоррекционная  и развивающая работа с детьми. – М, 1998г.

2. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.,2006.

3. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Методика коррекции и развития детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). – М., 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательно - дидактические игры – эффективная форма работы с детьми с проблемами в развитии.

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим». Ведущим он является потому, что влияет на все стороны жизни в ка...

Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".

Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".Содержание образовательной области «Познание»  направлено на достижение целей раз...

Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....

Доклад на тему: «Эффективные формы работы с детьми по формированию духовно- нравственных качеств»

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание ...

Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»

Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...

Консультация для родителей на тему : «Рисование песком как эффективная форма работы с детьми».

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя развиваю...

Музыкальные веб-квесты, как эффективная форма работы с детьми и родителями.

Образовательный web-квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, ресурсы Интернета...